Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
Оценка 4.6

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
42.Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти».docx

Урок литературы в 7 классе № 42

Тема: Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

Цель урокапознакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

Ход урока

I. Оргмомент

II. Слово учителя.

- Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

III. Вызов.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)

-  А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. ( «Лапти»)

-  Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

- Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

IV. Осмысление содержания.

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

        Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

         Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка

- С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

        - Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзныйучастливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

- Похож Нефёд на них? Чем?

- Почему – больше на старца Перова?

- Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение,  сила)  

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

          - Об этом узнаем из следующего отрывка.

        …Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

        И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

            - Об этом мы узнаем в следующем отрывке. 

          …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

          И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

 

- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

           - Так что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

          …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

         - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

          Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Оценки.

Домашнее задание: читать повесть М. Горького «Детство»


 

Урок литературы в 7 классе № 42

Урок литературы в 7 классе № 42

Об этом узнаем из следующего отрывка

Об этом узнаем из следующего отрывка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021