«Два протока одной могучей реки»
Оценка 4.8

«Два протока одной могучей реки»

Оценка 4.8
docx
24.03.2021
«Два протока одной могучей реки»
МУЗЫКА 1 - копия (19).docx

Два протока одной могучей реки

 

Цель: показать взаимосвязь «легкой» и «серьезной» музыки; рассказать о драматической роли развлекательной песенки в опере «Риголетто» Д. Верди.

 

Задачи:

- обучающая – ознакомить с творчеством Д. Верди;

- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

 

Серьезная и легкая музыка - это соеди­ненные между собой множеством каналов два протока одной могучей реки. Беря начало от чистых источников народного творчества, она несет живительную влагу людским ду­шам. И мы пьем и из того, и из другого про­тока, потому что только оба они вместе могут утолить нашу жажду прекрасного, дать высо­кое удовлетворение нашему уму, сердцу и чувству красоты.

Музыковед А. Сохор

 

I. Прослушивание фрагментов оперы Дж. Верди «Риголет­то» и обсуждение.

-        На протяжении нескольких уроков мы знакомились с различ­ными сочинениями, в которых наблюдали взаимопроникновение легкой и серьезной интонаций, способствующих либо появлению новых жанров и стилей, либо решению каких-то драматических задач.

-        Прослушайте, пожалуйста, вот эту песенку.

 

Звучит «Песенка Герцога» из оперы Д. Верди «Риголетто».

 

-        Знакома она вам?

- Как вы думаете, ее сочинил композитор современный или
нет? Почему?                                            

-        Музыка легкая или серьезная?

-    Каким характером должен обладать герой? (Легкомысленный, развязный, хвастливый, ни на что, кроме развлечений, не спосо­бен.)

-    Какими средствами музыкальной выразительности пользует­ся композитор, чтобы подчеркнуть в музыке эти черты характера?

 

4

 

Итальянский композитор Д. Верди (1813-1901) написал оперу «Риголетто» более 100 лет назад. Драматургия этой оперы была построена на столкновении двух остроконфликтных образов: ста­рого горбуна Риголетто, волей судьбы вынужденного быть шутом, развлекать и участвовать в похождениях Герцога и его друзей.

Эта песенка (песенка, а не ария, как обычно в опере) и характе­ризует внутренний мир Герцога. Для этого композитор и обратился к жанру легкой музыки.

Композитор скрывал песенку до генеральной репетиции, т. к. предполагал ее мгновенную популярность. Действительно, зрители после спектакля напевали мелодию песенки.

Во времена Верди эта песенка стала самым настоящим шляге­ром. Одна и та же интонация песенки с пританцовывающим пунк­тирным ритмом бездумно повторяется на разной высоте, характе­ризуя самого правителя - Герцога.

Риголетто и не подозревает, какая беда нависла над ним. Его дочь Джильда встретила Герцога, переодетого бедным студентом, и полюбила его. Риголетто участвует в проделках Герцога. Они по­хищают чужую жену, а, оказалось, Риголетто помогал похитить собственную дочь, единственную и горячо любимую. Дошедший до крайней ненависти к Герцогу, напуганный тем, что дочь любит Герцога, Риголетто решается на месть. Он договаривается с наем­ным убийцей, и тот обещает ему за деньги мешок с трупом Герцога.

Представьте себе: гроза, часы на городской башне отбивают полночь. Риголетто стучится в дверь хижины, где должно было случиться убийство. Получив мешок с трупом, горбун готовится к отъезду. Герцог убит. Месть свершилась! Как вдруг случилось не­предвиденное...

-        Что произошло в финале оперы? Об этом вы узнаете, про­слушав фрагмент финала оперы «Риголетто».

 

Слушание.

-        Как вы думаете, что случилось в финале? Убит Герцог или нет? Почему вы так решили? А кто же тогда погибает? Почему?

(Джильда узнает о планах отца и, переодевшись в мужское пла­тье, выходит навстречу убийце. Он, приняв ее за Герцога, наносит удар. Джильда, умирая, просит отца простить ее и Герцога.)

-        Почему Верди включил в трагедийном финале песенку? Что этим хотел подчеркнуть? (Этим контрастом композитор добива­ется глубокого драматизма финальной сцены. Песенка играет важнейшую драматургическую роль.)

Вывод. Легкая развлекательная песенка может не только вторгаться в драматургическое произведение, но играть в нем важ­ную драматическую роль.

 

Итог урока.

Сам Верди говорил: «Песенка может быть произведением ис­кусства в той же мере, что и большой оперный финал, если в пе­сенке есть подлинное настроение».

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Музыкальный материал «Песенка Герцога» (фрагмент финала из оперы Риголетто).

 

 

 

 

 

 


 

Два протока одной могучей реки

Два протока одной могучей реки

Итальянский композитор Д. Верди (1813-1901) написал оперу «Риголетто» более 100 лет назад

Итальянский композитор Д. Верди (1813-1901) написал оперу «Риголетто» более 100 лет назад

Джильда узнает о планах отца и, переодевшись в мужское пла­тье, выходит навстречу убийце

Джильда узнает о планах отца и, переодевшись в мужское пла­тье, выходит навстречу убийце
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021