Тема. Два типа морали и общественного поведения в рассказе «Старуха Изергиль»
Цель: знакомство с особенностями уроков-дискуссий; выработать умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать активное отношение к жизни.
Тип урока: дискуссия
Ход урока
1. Слово учителя
Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи (революции). В горьковской романтике отразилась вера в будущую победу. Романтический и реалистический циклы очень близки. В ранних рассказах писатель даёт увлекательное решение проблемы. Каким должен быть человек. В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894 году и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы.
2. Словарная работа
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе
3.Чтение вслух первой и третьей части рассказа Горького «Старуха Изергиль»
4.Беседа по содержанию:
- Какие поступки во имя самоутверждения совершает Лара? Что означает имя этого героя?
- Какие поступки во имя спасения людей совершает Данко?
- Сравните суд отчаявшихся людей над Данко с судом старейшин над Ларой.
- Назовите отличительные качества характера Данко и Лары.
- Где грань между гордостью и эгоизмом
5.Словарная работа.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.
5. Дискуссия.
Класс делится на две группы, которые потом будут меняться местами, рассаживаются в два круга – внутренний и внешний, ведущий – в центре. Дискуссию ведет только внутренний круг, внешний не вмешивается в работу внутреннего круга. Ведущий (учитель) Мы должны решить важную проблему: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые?
Лист оценивания для внешнего круга:
№ группы |
Охват материала |
Оригинальность идей |
Дополнение |
Поведение |
Умение сотрудничать |
Общий балл |
|
|
|
|
|
|
|
Две последние колонки оценивает учитель: в пятой колонке ставятся только плюсы – это поощрительные баллы.
При индивидуальном оценивании детей используется такая схема:
Список детей |
Выдвижение детей |
Вовлечение товарищей в работу |
Оригинальность |
Задавание вопросов |
Умение Отвечать На вопросы |
Активное слушание |
Общий балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внутренний круг разделим на две группы: одна
подгруппа должна отстоять точку зрения: Красивые и гордые, как говорит
старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.
Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Красивые и гордые не могут(
или не всегда могут) быть сильными и смелыми.
Внешний круг в это время оценивает работу внутреннего круга.
Правила для внешнего круга.
1. Я критикую идеи, а не людей.
2. Моя цель – прийти к наилучшему решению, а не победить.
3. Я побуждаю участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию.
4. Я выслушиваю соображения участников, даже если я с ними не сог8ласен.
5. Я переспрашиваю то, что мне не совсем ясно.
6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на то ясное основание.
Далее внутренний круг становится наблюдателем, получая программу наблюдения, а внешний круг становится внутренним и две подгруппы получают задание.
Общая проблема: Совместимы ли гордость с уступчивостью, твердость с добротой, требовательность со снисходительностью?
Первая подгруппа: Гордость совместима с уступчивостью, твердость с добротой, а требовательность со снисходительностью
Вторая подгруппа: Гордость несовместима с уступчивостью, твердость - с добротой, а требовательность - со снисходительностью.
Дается пять – восемь минут на подготовку, а потом заслушивается мнения учащихся.
Решение последнего проблемного вопроса: Можно ли, любя, оставаться свободным и независимым?
Заслушиваются высказывания всех членов групп.
Вступает в работу внешний круг.
6. Итог дискуссии.
- Дайте оценку гордости как человеческому качеству.
Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой «Гордые»
Гордые
Гордым легче.
Гордые не плачут.
Ни от ран.
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие, не молят.
Широко расправлены их плечи,
Не гнетёт их зависти короста…
Это правда –
Гордым в жизни легче;
Только гордым сделаться –
Не просто.
И в заключении необходимо сказать, что проблемы рассказа, поставленные Горьким глубоко волнуют и сейчас. А в 1902 году по этому рассказу была написана неизвестным автором музыкальная драма. Это говорит о важности поднятых проблем.
Д/з. Прочитать пьесу Горького «На дне». Назвать философов дна. Определить их жизненные позиции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.