Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА
Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную
организацию. Она включает в себя множество механизмов,
предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко
проявляется повышенная двигательная активность конечностей,
которая имеет положительное значение для формирования в будущем
сложных комплексов координированных движений.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет
очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом
отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически
беспомощного существа, располагающего ограниченным набором
элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок
превращается в маленького человека, не только легко стоящего на
двух ногах,
но относительно свободно и самостоятельно
передвигающегося в пространстве, способного одновременно с
движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения
руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения
передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования
окружающего мира.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные
навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные
движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма
существенную роль в становлении познавательных и
интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и
ног ребенок получает значительную часть информации о мире, надвижениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные
ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся
его неотъемлемой частью,
обеспечивая совершенствование
интеллектуальной деятельности человека.
Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста
захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно
наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно
начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета,
то есть приобретают предметный характер. Вначале такое
приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта
руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти
осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе
его зрительно воспринимаемого образа.
Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно
управлять движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у
ребенка возникла сенсомоторная координация.
Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка
довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая
сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те
предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на
втором - третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к
возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-
моторных движений усложняется.
В ней выделяется фаза
предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен.
Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищатьтраекторию перемещения предметов в пространстве, то есть
прогнозировать их движение.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание
предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.
Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм,
связанный с тем, что у многих животных основным органом
манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.
Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой
предметы, которые она встречает на пути своего естественного
следования.
Затем движения руки становятся более
целенаправленными и управляемыми образом зрительно
воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от
ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на
свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства
предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных
движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы
воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью
проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о
другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте
ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений
способно еще раз воссоздать желаемый результат.
В этот период происходит начало формирования произвольных
движений, и все это относится к первому полугодию жизни.
На втором полугодии дети начинают подражать движениям
взрослых, повторять их и тем самым оказываются практическиподготовленными к началу научения путем подражания. Ранее
сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-
исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных
движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую
действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они
становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает»
руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми
манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение
и движения рук становятся далее основным источником познания
ребенком окружающей действительности.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая
форма движения, служащая средством направления внимания
взрослого человека и управления его поведением с целью
удовлетворения актуальных потребностей ребенка. Это в первую
взрослому,
очередь
сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой.
Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует,
рассчитывая на помощь взрослого.
указательный жест,
адресованный