Движение в мире математики
Оценка 4.7

Движение в мире математики

Оценка 4.7
pdf
08.05.2024
Движение в мире математики
Программа_Движение в мире математики.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и рекомендована

УТВЕРЖДАЮ

к утверждению методическим советом

Директор МБОУ СОШ

лротокол №2023 г.

                   от « »                   2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественнонаучной направленности

«Движение в мире математики»

Срок реализации: 9 месяцев Возраст обучающихся: 12-13 лет Автор-скхтавитель прсграммы: Шарифуллина ЗА.

г. Сургут, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из основных лелей учебного предмета «Движение в мире математики» как компонента общегс среднего образования, относящейся к каждому учащемуся, является развитие мышления подрастающего поколения, прежде всего формирование логического и алгоритмического мышления, а также следующих качеств МЫШЛеНИЯ — сила и гибкость, ясность и точность мысли, конструктивность, критичность, интуиция и тл, Эти качества необходимы им для свободной и безболезненной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Качества мышления сами по себе не связаны с каким-либо математическим содержанием, но обучение решению текстовых задач, т.е. задач с практическим содержанием, которому так мало Уделяется времени при обучении школьников, является основным и наиболее доступным способом обучения логическому МЫШј:еНИю. Умение решать задачи — показатель развития лотического и критического мышления учащихся.

Программа курса позволит расширить кругозор знаниями о практическом применении нестандартного мышления к решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения.

Актуальноль курса обусловлена его практической значимостью. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацинз знаний по основным разделам школьной программы.

Программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

*       Федертл;ным госудазственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от Об октя5эя 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногс стандарта основного общего образования» (зарегизрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785):

*       Федеральным госудахтвенньтм образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № [897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного сбщего образования»:  Федерал;ньтм законом от 29.10.2010 № 463-03 «О защите детей от информации, причиняющеи вред их здоровью и развитию»;

*       Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*       Указом Лоезидента РФ от 01.06.2012 № 761 «О надизнальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»;  постановлением Правительства Российской Федеращак от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва ”Сб утверждении Правил оказания платных с5разсватсльных услуг“:

*       постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении Саг;Пин 2.4.2282] -l() «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учэеждениях» от 29.12.2010 № 1 89, (зарегистрировано в Минюсте Российской C3.03.2011 №19993;  Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округеЮгре» от I июля 201-< г. №68-оз;  приказом Департаме;па образования и молодежной  Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31.01.2015 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономносс округа — Югры»;  письмом Департамет;та образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономнсго округа — Югры от «О примерном реж;тме заботы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, з 2016 — 2017 учебном году»;

*       ;тнструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной лолитики ХМАО-Югры от 22.08.2016 № 20-Исх-7869 «Об организации образовательного лроцесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского округа — Югры в 2016-2017 учебном году»;  образовательной программой МБОУ СОШ №44 на 2016-2017 учебные годы, утверждённой приказом № 02.03.-374 от 20.08.201 (г.

*       Положением о позядке оказания платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ №44.

Курс предназначен для обучающихся 6-х классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Изучение курса направлено на достижение

Цели: систематизация и у.—лубление знаний, обучающихся о методах, приемах. способах решения различных задач, их видах; расширение спектра задач. посильных щтя обучающихся.

Основными задачами являются:

*       опоеделение уровня гстовносги учащихся к да.лмейлему профильному обучению в школе;  повышение уровня математической подготовки шксльнуков в плане решения Лазличных классов видов задач, формирование приёмов нестандартного мышления, обучение общим и частным приёмам решения задач;

*       овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими итаниями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования.

*       развитие познавательных интересов и творческих спосабнсстей обучающихся.

*       предсставление обучающимся возможности прсаналиэирова:ь свои спосзбности к математической деятельности.

*       развитие логическогс и математического мып:ления учащихся, смекалки, сообразительности, гибкости мышления, формирование математической и логической культуры.

*       приобщение обучающихся к работе с математической литературой.

Программа реализуется в форме комбинированных занятий и практикумов применению нестандартного мышления к решению задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУСА

Тема 1. Введение (1 час)

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые Б курсе и его структура. Текстовая задача. Еиды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по дейс—виям).

Решение текстовых задач методом составления уравнения.

Решение дробных уравнений

Тема 2. Задачи на движение. [4 часов)

Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, ст скорости, ускорения и аэемени в различных видах движения. Движение тел по течению против течения, движеЕие тел по прямой линии в ОдНОМ направлении и навстречу друг другу. Составление таблицы данных задачи. Перевод условия задачи на язык уравнений с целью нахождения неизвестной величины.

Решение задач методом составления уравнений.

Тема 3. Задачи на работу. (4 часов)

Формула зависимости объема выполненной работы о: производительности и времени ее выполнения. Задачи, в которых требуется определить (Бьём выполняемой работы; задачи, в которых требуется найти производительность труда; задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Задачи на бассейн, заттолняемый одновременно разными трубами .

Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (4 часов)

Формула зависимости массы или объема вещества от кэш-сктрации и массы или объема Задачи на процентное содеэжание вещества (на растворы, на сплавы). Задачи на концентрацию веществ. Задачи на смешение нескольких растворов, сглавоа (на смеси), Задачи на разбавление. Тема 5. Задачи на проценты. (4 часов)

Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождение процента одного числа от другого. Задачи на пропорции, пропорциональное деление. Формула процентов сЛоЖНЫХ процентов. Особенности выбора переменных а методики решения задач с экономическим содержанием.

Тема 6. Текстовые задачи. (4 часов)

Формула общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессий. Особенности вытра переменных и методика решения задач на прогрессии.

Тема 7. Задачи на числа. (З часа)

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Тема 8. Задачи практического применения с геометрическим содержанием. (3 часа)

Тема 9. Нестандартные задачи. (З часа) Зачет по материалу курса. (1 час)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

При организации занятий используются следующие формы работы:

     работа в группах

     работа в парах

     самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.

Состав групп формируется с учетом индивидуальных обучающихся.

Текущий контроль осуществляется на основе

     наблюдения за деятельностью учащихся

     индивидуального собеседования с учащимися

     проверки домашних заданий

     тестирования, самостоятельных работ.

Домашние задания даются с у•Ктом индивидуальных возможностей обучающихся. Объем домашних заданий соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-1 О.

Итоговый контроль осуществляется по итогам четверти и гсда как «зачет — незачет». В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

     основные методы и приёмы решения текстовой задачи:

     термины, соотношения, показывающие связь между элементами в задачах на «движение», «работу», «смеси и сплавы» и т. д.

     классифицирсвать текстовые задачи и основные метсды их эешения; уметь:

     анализировать условие текстовой задачи, выявлять главное в тексте;

     определять тип текстовой задачи;

     обосновывать выбор переменной при составлении уравнения;

     правильно употреблять теэмины, связанные с различными видами задач;

     производить пэикидку результатов вычислений;

     использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕского И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Литература для учителя

Математика. 6 класс. Тематические тесты для 6 класса: учебно-методическое пособие под ред. ФО. Лысенко, С. Ю. Кчлабухова. — Ростов ид: Легион-М, 2018. — 288 с. — (ГИА-9'

2. ВНР-2019: Экзамен в новой форме: Математика: 6-й ют: Тхнировочные варианты проверочных работ для пр:ведения государственной логовой аттестации в новой форме авт.-сост. Л.В. Кузнецова. С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. — М.: АСТ: Астрель, 2019. — 69, [27] с.: ил. — (Федеральный институт педагогических измерений).

З. Математика ВПР бкл: типовые проверочные варианты; 10 вариантов / Под Ред, А.Л. Семенова, ИВ. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — (ФИПИшколе)

4 Математика ВПР бкл: типовые проверочные варианты;3О аариантов / Под ред А.Л. Семенова, ИВ. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — (ФИПИшколе)

5. Математика ВПР бкл: 20 типовых вариантов заданий шля подготовки к проверочным работам] авт.-сост. ЛО. Рослова, Л.В. Кузнецова, С. А, Шестаков, ЕВ. Ященко. — Москва:

АСТ : Астрель, 2019. — (Федеральный институт педагогических измерений).

Литература для учащихся

1.          Кочагин В.В., Математика: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь — М.: Эксмс, 2017

2.          Яшенко И.В., Семенов А. В., Захаров ПМ.. ВПР 2019, Математика. Тематическая рабочая тетрадь. 6 класс (новая форма] — М.: Издателство «Экзамен». МЦННМО, 2018

З. Математика. 6 класс. Тематические тесты для подготовки к ВПР-6. Математика: учебнометодическое пособие под ред. Ф.Ф, Лысенко, С. Ю. Кулабухова. — Ростов н/Д: Легион-М, 2019.-288 с. - (ВГР-6)

4.          ВНР-202(): Математика: 6-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных рабст для проведения государственной итоговой аттестации в новой форм: ” авт.-сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А, Бунимович и др. — М.: АСТ: Астгель, 2C18- — 69, [27] с.: ил. — (Федеральный институт педагогических измерений).

5.          Математика: 6-й кл.: Тренировочные варианты проверочных работ для проведения государственной итоговой атте:гации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А, Бунимович и др. — М.: АСТ: Астрель, 2019. — 69, -27] с. ил. — (Федеральныг институт педагогических измерений).

б. Математика: типовые проверочные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В.

Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — (ФИГIИ-школе)

7.          Математика: типовые проверочные варианты: 30 вариантов ” Под ред. А.Л, Семенова, ИВ. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — (ФИПИ-школе)

8.          Математика: 6-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме авт.-ссст. Е.А. Бунимсвич. Л.В. Кузнецова, ЛО. Рослова и др. — Москва: АСТ: Астреть, 2028. — (Федеральный институт педагогических измерений).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из основных лелей учебного предмета «Движение в мире математики» как компонента общегс среднего образования, относящейся к каждому учащемуся, является развитие мышления подрастающего…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из основных лелей учебного предмета «Движение в мире математики» как компонента общегс среднего образования, относящейся к каждому учащемуся, является развитие мышления подрастающего…

О примерном реж;тме заботы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, з 2016 — 2017 учебном году»; ;тнструктивно-методическим письмом

О примерном реж;тме заботы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, з 2016 — 2017 учебном году»; ;тнструктивно-методическим письмом

Формула зависимости объема выполненной работы о: производительности и времени ее выполнения

Формула зависимости объема выполненной работы о: производительности и времени ее выполнения

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕского И

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕского И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2024