Двойственность петербургского мира
Оценка 5

Двойственность петербургского мира

Оценка 5
docx
06.02.2020
Двойственность петербургского мира
Двойственность петербургского мира..docx

Урок развития речи. Двойственность петербургского мира. 7 класс

учитель русского языка и литературы

 Ярышкина Н.А.

Место урока в системе: урок в системе уроков развития речи «Мой Петербург».

Цель урока: средствами урока речевого развития моделирование языковой личности

Задачи:

1.      Образовательные:

· формировать представление о месте человека в городском пространстве как оно отражено в русской языковой картине мира;

·    овладение учениками приемами учебного концептуального анализа, цель которого – расширение знаний не только о слове, но и о человеке в мире;

·    обучать анализу поэтического текста в единстве его формы и содержания;

·    совершенствовать навыки анализа философского и художественного текстов в определении темы, в ассоциативном развертывании первичных смыслов.

2.      Развивающие:

·         развивать логическое и ассоциативно-образное мышление;

·         развивать творческую способность анализировать (интерпретировать) и конструировать текст, открывающий многогранность внутреннего мира человека.

3.      Воспитательные:

·         воспитывать нравственно-эмоциональную личность;

·         воспитывать читательскую культуру учеников, позволяющую понимать эстетику слова;

·         воспитывать читательскую культуру и культуру чувств учащихся.

Ход урока.

I.У Петербурга, как у всего живого, есть душа. Ее особе_ость состоит в том_ что она раздвое_а на хотя и родственные_ но по многим позиц_ям противоположные ипостаси – дневную и ночную.     (В. А. Бачинин)

–Как вы понимаете выражение «по многим позициям»?(по многим пунктам, по многим вопросам)

–Что значит существительное «ипостась»?(форма проявления сущности)

–Обратите внимание на пропущенные орфограммы. Какими теоретическими сведениями мы должны воспользоваться, чтобы верно применить правила правописания? (морфемика – во всех случаях, различение частей речи – в случаях написания Н – НН)

–Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку графически в тексте.

II. 1. Прочтите, что имеет в виду автор под метафорами «ночная и дневная душа».

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, мотивируя их выбор графически.


Заполните обе колонки своими образами, соответствующими вашему представлению о том и другом.

Иное дело – его «ночная» душа. Она чужда понятиям добра_ справедлив_сти_ красоты_ гармони_, не имеет пр_дставления о святынях, склонна к агресси_ и разрушениям.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочтите стихи русских поэтов и допишите в ту и другую колонку поэтические образы, соответствующие понятиям «день» и «ночь» Петербурга.
В случае затруднения можно работать в парах
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Дневная» душа Петербурга – светлая,

тян_щаяся к порядку, гармони_  и красоте.

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Поделитесь самыми яркими и

 выразительными образами с классом.

Дополните свой список понравившимися

 вам образами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Есть там смех, да не радость,

Все бл_стит_ но бездушно…

Слушай_ бледная млад_сть_

В дымном городе душно!

                   Н. Коншин

 

И пусть г_рят светло огни его палат,

            Пусть слышны в них веселы звуки, -

Обман, один обман! Они не _заглушат

            Безумно страшных стонов муки!

Страдание одно пр_вык я подм_чать,

В окне с богатою гардиной,

Иль в темном уголку, - везде его печать!

            Страданье – уровень единый!

А. Григорьев

 

Как древняя л_кующая слава,

Плывут и плам_неют облака,

И ангел с крепости Петра и Павла

Глядит сквозь них – в грядущие века.

 

Но ясен взор – и неизвестно, что там –

Какие сны_ закаты_ города –

На смену этим блеклым позолотам –

Какая ноч_ настанет на_всегда!

                                 Г. Иванов

 

Только там_ где твердь светла_

Черно_желтый лоскут злит_ся,

Словно в воздухе струит_ся

Желч_ двуглав_го орла.

                         О. Мандельштам

 

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные, мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

                              А. Ахматова

 

Прочтите выписанное из стихов классу, объясните свой выбор, ответьте на вопросы.

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________III. Как проявлены «день» и «ночь» вашей души? Какие образы, метафоры, сравнения, эпитеты годятся для их определения?

            Продолжите записи в колонках.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

IV. Вопрос «на философскую зрелость»:

какая ипостась сильнее: дневная или ночная?

            Поэтому мы выбираем «светлую»

сторону и пишем миниатюру.

Сформулируйте тему и предложите ее классу.

 

Варианты: «Я выбираю петербургский день»,

 «Свет Петербурга в моей душе»,

«Я постигаю дневную ипостась моего города»,

 «Что в моем городе меня радует»,

«Свет моей души в контексте Петербурга».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Урок развития речи. Двойственность петербургского мира

Урок развития речи. Двойственность петербургского мира

Заполните обе колонки своими образами, соответствующими вашему представлению о том и другом

Заполните обе колонки своими образами, соответствующими вашему представлению о том и другом

На смену этим блеклым позолотам –

На смену этим блеклым позолотам –

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020