Интегрированный урок литературы и математики 5 класс
учитель русского языка и литературы Н.А.Ярышкина,
учитель математики Л.В.Иванова
Реабилитация А. С. Пушкина в математике
Детские и лицейские годы А.С.Пушкина
Сказки А.С.Пушкина
Действия с натуральными числами
Решение уравнений
Цели: Образовательная:
1. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.
2. Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.
Развивающая:
1. Развитие познавательного интереса, логического мышления
2. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Воспитательная:
1. Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры.
2. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (Приложение2), «смарт»-доска, выставка книг поэта, рисунков учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы A4.
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
2. Объявление цели урока. {Слайд с портретом А.С.Пушкина)
Учитель математики. За неделю до Пушкинского праздника молоденькая теледикторша (не запомнила, с какого канала) сказала, что у Пушкина по математике был ноль. Ноль и точка! Так и сказала. И спорить тут вроде бы не о чем... такой вот был у нас непутёвый гений.
Но подумаем: а если бы подобное накануне дня рождения ляпнули, извините, на всю Германию о Гёте? На всю Великобританию - о Байроне? Дело, конечно, не в малообразованной дикторше. Ноль нужно ставить нашему телевидению. А Пушкина, слава Богу, защитит сам Пушкин. И всё же, откуда ноль?
Сегодня необычный урок. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки - это первое, что читают или рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений А.С.Пушкина. В 5 классе мы подробнее раскрыли странички жизни поэта. Сегодня мы поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее и , конечно, о его сказках. Соответственно этим темам вы заранее разделились на группы, искали и готовили материалы. Но как же связано творчество Пушкина с математикой?
Учитель математики. Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлишевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с вами знаем, что поэт много путешествовал.
Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск. (Слайд-карта путешествий поэта)
Задача.
Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж:, в час экипаж: проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов.
Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты.
Какое расстояние преодолел экипаж:?
Ответ: 1799.
Учитель литературы. Ребята, как связано это число с А.С.Пушкиным? (год рождения). А какого числа? (6 июня по новому стилю) И сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые работали с информацией о детстве А.С. Пушкина. (Слайд с портретами членов семьи Пушкинау картинками детства поэта).
Учитель литературы Спасибо, ребята. Действительно, уже в детстве ярко проявился талант будущего великого поэта - Пушкина.
Учитель
математики Ещё лицейский друг Пушкина Иван Пущин вспоминал впоследствии, что «... все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!»
Я предлагаю каждой группе решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!
Запишите в виде равенства предложения и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным:
1) сумма х и 48 больше числа 31 на 36;
2) разность 128 и m меньше числа 650 на 532;
3) число 661 меньше разности 2383 и п на 89
(Представитель каждой группы решает у доски. Ответ: 19.10.1811.)
Учитель
литературы Итак, 19.11.1811.
Какую дату угадываем мы, глядя на эти цифры?
(Дата открытия Лицея). (Слайд-фото Лицея).
И сейчас слово для выступления предоставляется группе «лицеистов».
Учитель
математики. Спасибо, ребята. А в жизни Александра Сергеевича была ещё одна знаменательная дата. Её вы найдёте, составив и решив уравнение.
Задание. Упростить выражение:
14т + 13т - 25т
и найти его значение при m = 907
Ответ: 1814
(Решает ученик на закрытой доске. Группы работают на местах).
Учитель литературы. Так
какая же знаменательная дата в жизни Пушкина отмечена данными цифрами?
(Год написания стихотворения «Воспоминания о ЦарскомСеле). (Слайд-картинка
«Пушкин на экзамене»).
(Один из «лицеистов» рассказывает об экзамене Пушкина).
Учитель математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки А.С. Пушкина. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу в группе. Перед вами примеры, которые вы решаете вместе, находите ответ и соответствующую ему букву.
19 + 7 80: 10 = |
Ж |
(600: 5-72): 8 60 = |
Р |
(52: 13 + 7) 3 = |
3 |
(90-450: 9): 8 6 = |
Т |
(12-5) 8:1 = |
Е |
200 ((21 7+13): 40) = |
Л |
81 : (36: 4)+ 45 = |
П |
((420:7 9 -50): 70) 6 = |
ь |
40 8:2:5 = |
Ч |
32-(70 9-390): 60 = |
о |
(7 4-27:3) 2 = |
А |
32 + 34 + 36 + 38 = |
и |
(60 - 360 : 60) : 2 = |
Э |
7 15 + 7 85 = |
с |
(704:704 + 0 51) : 1 = |
M |
18 (6 8-12 4) = |
я |
5000:100:25 + 18 = |
к |
4 56 25 = |
д |
|
|
|
32 |
30 |
28 |
|
|
|
33 |
38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54 |
360 |
56 |
50 |
56 |
700 |
30 |
42 |
|
|
|
27 |
30 |
140 |
|
|
|
|
|
|
700 |
20 |
38 |
33 |
20 |
140 |
|
|
|
|
|
|
20 |
38 |
75 |
5600 |
38 |
0| |
|
|
|
|
56 |
700 |
30 |
42 |
|
|
|
|
|
54 |
28 |
27 |
1 |
38 |
(Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?)
(На слайде появляются прочитанные ребятами строки Пушкина «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»).
Учитель литературы. А о прелестных сказках Александра Сергеевича расскажет третья группа ребят, группа «сказочников». (Слайды-иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).
Учитель математики Оказывается, некоторые числа имеют отношение к сказкам Пушкина. Какое? Вы ответите, решив следующее задание.
Решить уравнение |
|
||
№1 Группа |
1. |
|
|
№2 Группа2 |
1344 : у = 543—319
|
||
|
(3719 + р): 54=
69 |
||
№3 Группа3. |
992: (157-k)=8 |
|
|
Учитель литературы Какое же отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких сказках Пушкина встречаются эти числа?
( Отвечают ребята из всех групп).
В сказках Александра Сергеевича отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.
Учительматематики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Таким образом, Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём.
3. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд с началом фразы)
(Проводится письменно на отдельных листах, а затем в устной форме).
В конце урока предлагается оценить свою деятельность. Для этого надо прикрепить цветные магниты:
• красный - если у меня сегодня всё получилось;
• синюю - если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку;
• зелёную - если я сегодня допускал ошибки, но надеюсь, что у меня всё получится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.