Интегрированный урок литературы и математики
Оценка 5

Интегрированный урок литературы и математики

Оценка 5
docx
математика
06.02.2020
Интегрированный урок литературы и математики
Интегрированный урок литературы и математики 5 класс.docx

Интегрированный урок литературы и математики  5 класс

учитель русского языка и литературы Н.А.Ярышкина,
 учитель математики Л.В.Иванова

Реабилитация А. С. Пушкина в математике

*          Детские и лицейские годы А.С.Пушкина

*          Сказки А.С.Пушкина

*          Действия с натуральными числами

*          Решение уравнений

Цели: Образовательная:

1.  Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.

2.             Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.

Развивающая:

1.  Развитие познавательного интереса, логического мышления

2.              Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

Воспитательная:

1.  Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры.

2.             Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (Приложение2), «смарт»-доска, выставка книг поэта, рисунков учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы A4.


ХОД УРОКА

1.  Приветствие.

2.              Объявление цели урока. {Слайд с портретом А.С.Пушкина)

Учитель математики. За неделю до Пушкинского праздника молоденькая теледикторша (не запомнила, с какого канала) сказала, что у Пушкина по математике был ноль. Ноль и точка! Так и сказала. И спорить тут вроде бы не о чем... такой вот был у нас непутёвый гений.

Но подумаем: а если бы подобное накануне дня рождения ляпнули, извините, на всю Германию о Гёте? На всю Великобританию - о Байроне? Дело, конечно, не в малообразованной дикторше. Ноль нужно ставить нашему телевидению. А Пушкина, слава Богу, защитит сам Пушкин. И всё же, откуда ноль?

Сегодня необычный урок. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки - это первое, что читают или рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений А.С.Пушкина. В 5 классе мы подробнее раскрыли странички жизни поэта. Сегодня мы поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее и , конечно, о его сказках. Соответственно этим темам вы заранее разделились на группы, искали и готовили материалы. Но как же связано творчество Пушкина с математикой?

Учитель математики. Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлишевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с вами знаем, что поэт много путешествовал.

Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск. (Слайд-карта путешествий поэта)

Задача. Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж:, в час экипаж: проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты.
Какое расстояние
преодолел экипаж:?

Ответ: 1799.

Учитель литературы. Ребята, как связано это число с А.С.Пушкиным? (год рождения). А какого числа? (6 июня по новому стилю) И сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые работали с информацией о детстве А.С. Пушкина. (Слайд с портретами членов семьи Пушкинау картинками детства поэта).

Учитель литературы Спасибо, ребята. Действительно, уже в детстве ярко проявился талант будущего великого поэта - Пушкина.

Учитель

математики Ещё лицейский друг Пушкина Иван Пущин вспоминал впоследствии, что «... все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!»

Я предлагаю каждой группе решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!

Запишите в виде равенства предложения и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным:

1)      сумма х и 48 больше числа 31 на 36;

2)     разность 128 и m меньше числа 650 на 532;

3)  число 661 меньше разности 2383 и п на 89

(Представитель каждой группы решает у доски. Ответ: 19.10.1811.)

Учитель литературы Итак, 19.11.1811. Какую дату угадываем мы, глядя на эти цифры?
(Дата открытия Лицея).                                         (Слайд-фото Лицея).

И сейчас слово для выступления предоставляется группе «лицеистов».

Учитель

математики. Спасибо, ребята. А в жизни Александра Сергеевича была ещё одна знаменательная дата. Её вы найдёте, составив и решив уравнение.

Задание.     Упростить выражение:

14т + 13т - 25т

и найти его значение при m = 907

Ответ: 1814

(Решает ученик на закрытой доске. Группы работают на местах).

Учитель литературы. Так какая же знаменательная дата в жизни Пушкина отмечена данными цифрами?
(Год написания стихотворения «Воспоминания о ЦарскомСеле).
     (Слайд-картинка «Пушкин на экзамене»).

(Один из «лицеистов» рассказывает об экзамене Пушкина).


Учитель математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки А.С. Пушкина. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу в группе. Перед вами примеры, которые вы решаете вместе, находите ответ и соответствующую ему букву.

 

19 + 7   80: 10 =

Ж

(600: 5-72): 8   60 =

Р

(52: 13 + 7)   3 =

3

(90-450: 9): 8   6 =

Т

(12-5)   8:1 =

Е

200 ((21 7+13): 40) =

Л

81 : (36: 4)+ 45 =

П

((420:7   9 -50): 70)   6 =

ь

40   8:2:5 =

Ч

32-(70   9-390): 60 =

о

(7   4-27:3)   2 =

А

32 + 34 + 36 + 38 =

и

(60 - 360 : 60) : 2 =

Э

7   15 + 7   85 =

с

(704:704 + 0   51) : 1 =

M

18   (6   8-12   4) =

я

5000:100:25 + 18 =

к

4   56   25 =

д

 

 

 

 

32

30

28

 

 

 

33

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54

360

56

50

56

700

30

42

 

 

 

 

27

30

140

 

 

 

 

 

 

 

700

20

38

33

20

140

 

 

 

 

 

 

 

20

38

75

5600

38

0|

 

 

 

 

 

56

700

30

42

 

 

 

 

 

 

54

28

27

1

38

(Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?)

(На слайде появляются прочитанные ребятами строки Пушкина «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»).

Учитель литературы. А о прелестных сказках Александра Сергеевича расскажет третья группа ребят, группа «сказочников». (Слайды-иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).

Учитель математики Оказывается, некоторые числа имеют отношение к сказкам Пушкина. Какое? Вы ответите, решив следующее задание.

 

Решить уравнение

 

№1 Группа

1.

 

№2 Группа2

1344 : у = 543—319
Ответ: 6

 

 

(3719 + р): 54= 69
 Ответ: 7.

№3 Группа3.

992: (157-k)=8
Ответ:
33

 

Учитель литературы Какое же отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких сказках Пушкина встречаются эти числа?

( Отвечают ребята из всех групп).

В сказках Александра Сергеевича отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.

Учительматематики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Таким образом, Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём.

3. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд с началом фразы)

(Проводится письменно на отдельных листах, а затем в устной форме).

В конце урока предлагается оценить свою деятельность. Для этого надо прикрепить цветные магниты:

         красный - если у меня сегодня всё получилось;

         синюю - если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку;

         зелёную - если я сегодня допускал ошибки, но надеюсь, что у меня всё получится.



 

Интегрированный урок литературы и математики 5 класс учитель русского языка и литературы

Интегрированный урок литературы и математики 5 класс учитель русского языка и литературы

ХОД УРОКА 1. Приветствие

ХОД УРОКА 1. Приветствие

Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло?

Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло?

Учитель математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки

Учитель математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки

Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?) (На слайде появляются прочитанные ребятами строки

Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?) (На слайде появляются прочитанные ребятами строки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020