Текст на уроке
учитель русского языка и литературы
Ярышкина Н.А.
«Каков текст, таков и контекст».
Ю. Поляков. «Козленок в молоке».
Г. Померанц в книге «Страстная односторонность и бесстрастие духа» определил формулу будущего как творческое состояние. Творческое состояние – признак цельности, сопричастности к творчеству Вселенной. Творческое состояние позволяет видеть смыслы, именно поэтому стремление к его достижению и должно рассматриваться как главная задача в образовательном процессе.
Работа с текстом на уроке предполагает, помимо знакомства со всем кругом традиционно изучаемых тем и проблем, также и выходы к неким ценностям, с которыми связаны мировоззрение, национальное самосознания, успешность саморазвития и коммуникации, эффективность социализации личности.
Использование текста на уроке в идеале должно способствовать
–открытию творческого источника в школьнике
–обретению радости познания
–самопознанию
–осознанию счастья бытия.
До последних пор опыт работы с текстом воспринимался как достаточно успешный и оправданный высокими оценками учеников и очевидностью их личностного роста и высокого уровня речевого и интеллектуального развития.
Образцы чужих мыслей по поводу заявленной темы, выраженные то ли остроумно, то ли захватывающе глубоко, то ли достаточно актуально, будили ответные мысли или, по крайней мере, желание задуматься, оснащали оригинальными словесными формулами, превращали учебный процесс в естественный процесс самопознания.
Но современная ситуация требует серьезного анализа происходящих перемен в привычной цепочке: текст-ученик. Подчас приходится работать над текстом в атмосфере полной (или частичной, но весьма заметной) глухоты. Под вопросом оказывается также ценность традиции, тогда как в ситуации преемственности и традиции ценности были также и устойчивыми константами и ориентирами социализации. На современном уроке уже больше не звучит по-прежнему классика, не получают отклика ни публицистика, ни сочинения предшественников, писавших 5-7 лет назад на эти же темы, ни одноклассников, способных к самостоятельной мысли.
Речевые ошибки не смешат, удачи не соблазняют.
В этих условиях еще более значимыми становятся задачи, обеспечивающие жизненно-образовательные ориентиры. «Обращение к всеобъемлющему космосу детства предстает как поиск устойчивых констант существования. (А. Грякалов «Философия и транспедагогика детства»)
Какие возможности в этой связи предоставляет работа с текстом на уроке?
Попытка найти общий язык – задача достаточно сложная, потому что приходится общаться с аудиторией, в основном, безъязыкой, с одной стороны, исповедующей, в массе, иные ценности, живущей в мире «другой культуры». Следовательно, в каждом отдельном случае, учитывая эти новые условия, надо искать точки соприкосновения, которые можно превратить в точки отсчета.
Эта задача становится во многом решаемой при обращении к поэтическому
тексту.
Поэтические тексты могут использоваться как, например, материал для закрепления на уроках русского языка:
Стихи – естественность. Поющаяся реч_,
Когда не нужно нот и клавиш_.
Стихи – хранители, хотят предостереч_
От боли. Боль сама, когда с собой лукавиш_. (В. Рецептер)
К каждому приведенному отрывку необходимы вопросы для языкового анализа, помогающие не только лучше понять содержание стихов, но и вдуматься в значение каждого слова, преображенного поэтическим контекстом, увидеть его смысловые возможности, неожиданную игру понятий, гибкость и красоту.
· Как Вы понимаете мысль автора о роли стихов в жизни человека? Как Вам кажется, это касается только пишущих стихи или также и читающих их?
· Объясните значение слова «лукавишь». Какова его этимология?
· Разберите по составу слово «предостеречь». Как значение морфем связано с общим значением?
Такая работа позволяет изучать язык не как набор постоянно забывающихся правил, а и уметь наблюдать, что на этом языке выражается и в какой форме, то есть видеть жизнь «буквы в естественных условиях языка». Ф. И. Буслаев протестовал, что подобное исследование убивает «сочувствие живой идее»: «Философия языка только тогда будет незыблема, когда глубоко укоренится на изучении буквы. Кто с надлежащей точки смотрит на букву, тот понимает язык во всей осязательности его, изобразительности и жизненной полноте». И обращал внимание на то, что «все правила языка направляются к лучшим произведениям литературы и неохотно распространяются на области языка, не обработанные искусством».
Но также возможны и уместны обращения к поэтическому материалу и на уроках естественного цикла, потому что и на этих уроках круг проблем, связанных с отсутствием языковой среды, ставят учителя перед необходимостью преодолевать незвучание слова. Стихи могут стать неким индуктором при изучении самых разнообразных тем, совершенно не связанных с литературой.
* * *
Есть ясность и туман.
Пока предмет не назван,
Он непонятен нам.
И спрашиваем в страхе:
Кто он, откуда, чей?
Слова – смирительные рубахи
* * *
Есть собирание сил
Для остановки движенья
В круговращенье светил.
Время – только отсрочка,
Пространство – только порог.
А цель Вселенной – точка.
И эта точка – Бог.
* * *
Ломаные линии, острые углы.
Да, мы здесь, мы прячемся в дымном царстве мглы.
К. Бальмонт
Наверное, рамки урока не позволят учителю подробно разобрать каждый отрывок и добиться ответов на все предложенные вопросы. Тем не менее, практика показывает, что художественное слово, особенно поэтическое, некими своими собственными путями достигает сознания, также существующего на гармонических началах. Важно только, чтобы эта работа была систематической, постоянной и обязательно завершалась бы самостоятельным творческим или исследовательским актом, чтобы ребенок на каждом уроке чувствовал свою включенность в систему общечеловеческих ценностей и, обретая язык, обретал себя.
Отношения с текстом диктуют особенности предмета, осознание этого, возможно, помогло бы видеть в многообразии учебного материала некую цельность. Даже если межпредметный диалог математика и филолога хорош лишь в качестве парадокса или комической составляющей.
Перспективной представляется работа с концептом, т.е. рассматривание некоего языкового понятия во всей полноте его лексических и культурологических значений. То есть, вводя новое понятие, независимо от особенностей изучаемого предмета, стоило бы потратить некоторое время на формирование концепта. Так, например, круг – не просто фигура на плоскости, но и множество других понятий, как, например, существующие в языке идиомы: «круг друзей», «круглый год», «круглый стол», «на круги своя», «круглая сумма», «круглая сирота», «круглые глаза», «круглая дата», «круглый отличник», «круг обязанностей», «круг вопросов», «круги общественности», «круговая оборона», «круговая порука» и т.д.
Какое место мог бы занять предлагаемый текст в том культурном пространстве, в котором существует ученик? Как текст может быть вписан в контекст жизненной ситуации ребенка?
Использование на уроках материала, представленного даже небольшими отрывками из художественной литературы, научно-популярной, мемуарной и т.д., то есть всего, где жизнь слова представлена во всем своем богатстве, свободе и своеобразии, творческие и исследовательские задания позволят учителю не только продемонстрировать учащимся некие закономерности, диктуемые темой, но и сделать урок содержательным в нравственном и эстетическим отношении, ибо идеал художественного произведения – докопаться не до смысла слов, а до смысла самих вещей. Язык художественного произведения, по Р. Барту, способствует некоему воссоединению с миром, который предстает в литературе как вопрос, но никогда как окончательный ответ. Ответы дает каждый из участников диалога, привнося в них свою собственную историю, свой собственный язык, свою собственную свободу, в которой смыслы утверждаются, соперничают, утверждают друг друга и т. д.
Работа с текстами не только расширяет круг авторов и произведений, не изучаемых «по программе», но достойных того, чтобы о них знал потенциальный читатель, но также и обеспечивает погружение в естественную стихию языка, помогает выявить законы, по которым живет слово, установить его соотнесенность с высшей нравственной правдой, - ибо язык не только средство общения, но и воплощение духовного потенциала целого народа, - все это быстрее поведет к раскрытию нравственных сил учащихся, к развитию их духовных способностей.
Работа с текстом заметно стимулирует творческую деятельность школьников. На начальных ступенях средней школы дети еще бедны мыслями, их читательский опыт ничтожен, лучшие произведения отечественной и мировой литературы прочитаны будут еще не скоро. Знакомство же даже с отдельными фрагментами настоящей литературы является своего рода компенсацией, обеспечивающей разнообразие впечатлений, расширяющей эмоциональный, образный, ассоциативный круг. «Живая мысль живее всего и красивее всего, от нее делается теплее на душе, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее», – писал А. Лосев в книге «Дерзание духа».
Исследовательские и творческие задания обеспечивают ребенка необходимым материалом для размышлений, поэтому деятельность его воображения будет продуктивнее и значительнее, а творческая реализация – интереснее и успешнее.
Имея в виду работу с текстом на разных уроках, следует обратить внимание еще на ряд особенностей этой деятельности
Во-первых, необходима некая установка на то, какого отношения данный текст к себе требует. Например, выяснение
– в какой парадигме текст следует воспринимать?
– в чем особенность работы с данным текстом?
– к каким личностным началам он обращен?
Можно ли прокомментировать сюжет задачи не с точки зрения ее условия, а с точки зрения содержания происходящего?
Стоит ли тратить время на выяснение позиции автора в параграфе по географии или истории?
Во-вторых, тексты разного уровня сложности требуют разного уровня толкования
– на уровне значения слова
– на уровне понимания образа
– на уровне постижения мысли
–однозначно (условия задачи, например)
–и принципиально неоднозначно (художественный текст, который всегда предполагает некую вертикаль восприятия и интерпретации, т. е. деятельность, зависящую от интеллектуального и духовного развития читающего текст)
Для разного характера осмысления текста могут служить разные варианты организации учебного пространства. Учебная деятельность может осуществляться в том числе и через разные формы групповой работы
– в группах постоянного состава
– в группах сменного состава
– в парах
– в форме фронтальной беседы
Индивидуальная работа могла бы осуществляться через 3-4 проекта за год, тема которых определяется учащимся, исходя из какой-либо животрепещущей его проблемы, и реализуется через набор предметов и внеклассных действий, потенциально содержащих в себе решение поставленных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.