по теме: «Дыхание»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД - обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание результата;
по теме: «Дыхание»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение
логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в
письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции;
умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание
результата;
Прочтите отрывок из книги Б.Ф. Сергеева «Занимательная физиология».
В поисках кислорода.
…Кислорода в атмосфере нашей планеты очень много, а его убыль постоянно восполняют зеленые
растения. Казалось, что человеку никогда не придется столкнуться с его недостатком. С большим
огорчением приходится признать, что эти надежды не оправдались.
Несколько лет назад в Японии столкнулись с необходимостью иметь запасы кислорода. По улицам
Токио и других крупнейших городов страны движется нескончаемый поток автомобилей, отравляющий
воздух углекислым и угарным газами. Такой воздух, хотя кислорода в нем ещё достаточно, для дыхания
людей становится непригодным.
Полицейские, которые по роду службы работают на улице, не в состоянии выстоять целую смену.
Чтобы избежать тяжелых отравлений, их приходится снабжать кислородом. Уже давно в полицейских
участках и на важнейших постах стоят баллоны со сжатым газом, чтобы постовые могли время от времени
отдышаться. А сейчас на улицах Токио начали устанавливать кислородные приборы для прохожих
подобие наших телефонных автоматов. Опустив в автомат монетку, каждый теперь может получить
порцию кислорода и слегка проветрить легкие…
…Количество кислорода в окружающей среде постоянно, но иногда может уменьшиться, поэтому у
животных есть разнообразные приспособления для борьбы с недостатком кислорода, но нет ничего, что
могло бы их защитить от его избытка.
Впервые с возможностью кислородного отравления при использовании для дыхания чистого
кислорода около ста лет назад столкнулся Бер. Это было для ученых так неожиданно, что ему не
поверили. Возникло подозрение, что в использованном Бером кислороде содержались какието ядовитые
примеси. Опыты были многократно повторены, но, как бы тщательно ни очищали кислород, животные,
которые им длительно дышали, неизбежно гибли.
Кислородными отравлениями заинтересовались не случайно. Разобраться в этом вопросе
необходимо для налаживания водолазной службы. Человек может находиться в атмосфере чистого
кислорода лишь около суток. При более длительном дыхании возникает пневмония и смерть, как ни
странно, от асфиксии – недостатка кислорода в важнейших органах и тканях. При давлении, равном 23
атмосферам, человек может находиться не больше 1,5 – 2 часов, потом наступает кислородное опьянение,
нарушение координации движений, внимания, потеря памяти. При давлении кислорода свыше 3 атмосфер
очень быстро начинаются судороги, приводящие к смерти.
Для животных, живущих в условиях острого недостатка кислорода, он ещё и ядовит. На этом
основан способ борьбы с аскаридами, поселяющимися в кишечнике человека. Кислород, введенный в
кишечник человека, опасности для него не представляет, но совершенно непереносим для паразита…
Выполните следующие задания:
1. Найдите в тексте и выпишите, как решили в Токио проблему нехватки кислорода.
2. Заполните таблицу, используя тезисы текста:
Нехватка кислорода опасна…
Избыток кислорода опасен…
3. Предложите свой способ решения проблемы нехватки кислорода в больших городах.
4. Найдите в тексте и раскройте сущность методики лечения человека, зараженного
аскаридами.5. Используя информацию текста, создайте схему, которая бы показывала значение кислорода
для организма человека.
6. Объясните, почему ученые не поверили Беру.