ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ. МИЛЛИМЕТР
Цели: познакомить учащихся с новой единицей длины – миллиметром, установить соотношение между миллиметром и сантиметром; повторить алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 100; совершенствовать навык решения задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. На доске записаны примеры. Подберите такие числа, чтобы записи были верными:
45 – 10 < 45 – … 23 + 5 < 23 + …
18 + 40 > 18 + … 56 – 4 > 56 – …
2. Переведите:
80 см = … дм 5 дм = … см
9 дм 2 см = … см 67 см = … дм … см
III. Работа над новым материалом.
Работа над новым материалом на уроке зависит от уровня подготовленности детей и предполагает меньшую или большую степень их самостоятельности.
В одном случае новый материал вводится в форме беседы о том, что миллиметр – это новая единица для определения длины отрезков.
Показав на линейке отрезок в 1 мм, учитель вводит соотношение: 1 см равен 10 мм.
Соответствующая запись выполняется на доске и в тетрадях.
Полезно обратить внимание детей на то, что на линейке сантиметры обозначены длинными черточками, а миллиметры – короткими, но каждые пять миллиметров обозначены более длинной черточкой, что облегчает измерения.
После этого учащиеся читают вводный текст в учебнике на с. 9 и под руководством учителя выполняют задания № 1 и № 2.
№ 1: измерьте длину каждого отрезка.
Дети измеряют и записывают результат в миллиметрах.
№ 2: начертите отрезки длиной 8 мм и 5 см 2 мм.
Если подготовка класса к данному моменту достаточно высокая, учитель может построить работу по-другому: на основе практической работы дети сами приходят к необходимости введения новой единицы длины, а затем подводятся к обобщению.
Каждый ученик получает полоску бумаги и измеряет ее длину (длина ее выражается в сантиметрах и миллиметрах). Дети пользуются сантиметровой линейкой и убеждаются, что в целых сантиметрах измерить длину этой полоски нельзя. Учащиеся приходят к выводу, что нужна новая единицы длины, более мелкая, чем сантиметр. Используя учебник, дети узнают, что новая, более мелкая единица измерения называется миллиметром.
После чтения в учебнике вводной статьи на с. 9 учащиеся приступают к выполнению заданий № 1 и № 2 под руководством учителя (см. выше).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло – вперёд,
Левое крыло – вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
(И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.)
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Для повторения алгоритмов письменного сложения и вычитания выполняется задание № 3. Полезно решить эти примеры у доски с подробным комментированием:
Ученик. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю единицы: 3 + 2, получится 5. Записываю под единицами. Складываю десятки: 4 + 1, получится 5. Записываю под десятками. Читаю ответ: 55.
2. Решение задач. Упражнение № 4 выполняется устно под руковод-ством учителя.
Дети должны объяснить, что, вычислив разность 16 – 12, узнаем длину головы кита, а если к этой разности прибавить еще 16, то узнаем, какова длина всего кита.
Задание № 5 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно. После решения задачи осуществить проверку.
3. Для самостоятельной работы можно предложить выполнить задание № 6 и задание «Занимательные рамки» (на полях учебника).
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Над чем работали?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с новой единицей длины – миллиметром, измеряли и чертили отрезки в миллиметрах. Также вспомнили сложение и вычитание столбиком в пределах 100, решали задачи.
Домашнее задание: с. 9, № 6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.