Конспект урока «Единицы измерения информации»
«Твой рост - тридцать восемь попугаев
и ещё одно попугайское крылышко.
Но крылышко можно не считать...»
Из детского мультфильма
Вид урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
Воспитателъная: развивать творческие способности учащихся
Образовательная:
• Получить первичный образовательный продукт каждого учащегося через постановку открытого задания.
• Провести демонстрацию и анализ полученных образовательных продуктов.
• Определить единицы измерения информации
• Определить понятие «равновероятностные события»
Оборудование урока: электронный опорный конспект. Открыт на каждой ученической машине.
Требования к ученикам:
ЗНАНИЕ: знать единицу измерения информации
ПОНИМАНИЕ: понимать определения бита и байта, понимать определение равновероятностных событий.
ПРИМЕНЕНИЕ. переводить одни единицы измерения информации в другие, уметь определить количество равновероятностных событий, уметь объяснить равенство 1 байт=8 бит.
Пространство урока
Этап урока
|
Время
|
||
1.1
|
Вступительное слово учителя (мотивация)
|
3 минуты
|
|
2.2
|
Ученическое целеполагание (работа с списком целей)
|
4 минуты
|
|
3.3
|
Эвристический момент урока. Работа с открытым заданием.
|
1 5 минут
|
|
4.4
|
Минутка смеха — постановка проблемной ситуации.
|
3 минуты
|
|
5.5
|
Работа с электронным конспектом урока: определение единиц измерения информации
|
1 0 минут
|
|
|
Итоги урока (рефлексия)
|
5 минут
|
|
1 ЭТАП
Слово учителя:
Ребята, в прошлом году мы с вами изучали различные определения информации, её виды и свойства. Мы выясняли, как информацию воспринимает компьютер, а как - человек. И тогда я говорила вам, что история информации не закончена... Вот мы с вами и пришли к продолжению. Что же мы должны узнать сегодня? Подсказкой вам послужит наш эпиграф (написан в опорном конспекте) и мои слова: длину измеряют в метрах, массу тела - в килограммах, силу тока - в амперах. А наша тема урока звучит следующим образом: «В чем измеряют...(дети подсказывают) информацию».
2 ЭТАП
Используется метод организации ученического целеполагания.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова наша цель на этот урок? Чтобы вам было проще, посмотрите на список целей на ваших мониторах. Какие цели мы возьмем на сегодняшний урок? Объясните также почему некоторые цели вы не возьмёте.
СПИСОК ЦЕЛЕЙ
1. узнать свойства информации
2. узнать единицы измерения информации
3. составить в тетради опорный конспект по теме урока
4. записать в тетради виды информации
5. узнать единицы измерения объема газа.
Работа ребят со списком целей приводит к следующему выводу: наши цели на урок 2 и 3. Цели 1 и 4 уже пройдены и ребята это знают, а цель 5 вообще не относится к информатике.
3 ЭТАП
Данный этап урока относится к креативным методам обучения.
• Единой единицы измерения большинством обнаружено не было. Попытки измерять информацию в «Эриках» и «Катях» были, но чему равна подобная единица измерения объяснялось туманно.
Предложенные единицы измерения анализируются учителем и детьми. Выбирается самое необычное и самое обоснованное, также часто получается, что есть ученик, придумавший 3-4 вида единиц измерения. Ребята, выбранные по данным категориям получают оценку в журнал.
4 ЭТАП
Ребята, вот мы с вами и оказались перед проблемой: нужна такая единица измерения
информации, чтобы с её помощью можно было измерять любой вид информации.
Для того, чтобы перейти к следующему этапу урока послушайте пожалуйста анекдот:
«Студенты собираются на лекцию, но идти им совершенно не хочется. Тогда один говорит: «Давайте подбросим монетку. Если упадет орлом, то идем за пивом и на лекции не идем, если упадет решкой - идем в спортивный зал и на лекции не идем, а уж если в воздухе зависнет, тогда идем на лекции»
А как же на самом деле может упасть монетка? Да, вы правы: возможны 2 варианта.
Итак, мы подбросили монету, пока она находится в воздухе, знаем ли мы какой стороной она упадет? А можем ли мы отдать предпочтение одному из вариантов? С помощью таких наводящих вопросов учитель знакомит ребят с понятием «равновероятностных событий»
После этого вводятся определения единиц измерения информации (на основе
учебника «Базовый курс» под ред. Семакина) Помимо этого вводится альтернативное определение из Большой Советской Энциклопедии
Бит - двоичная единица измерения количества информации.
Определяются и конспектируются в тетради
1байт, 1Кб, 1Мб, 1Гб
5 ЭТАП
Производится РЕФЛЕКСИЯ учебной деятельности учеников.
Вопросы для рефлексии расположены в опорном электронном конспекте.
Домашнее задание: Узнайте, чему равен один зеттабайт?
Методические рекомендации к уроку.
Успех этапа определяется «стартовым» заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.
Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задание предполагают лишь возможные направления. Полученный же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческое самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Применение такого задания, с одной стороны, направлено на творческое усвоение базового содержания темы, с другой - обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных и иных качеств учащихся.
Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктов, создаваемых ими, и следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.
ОТКРЫТОЕ ЗАДАНИЕ:
ПРИДУМАЙТЕ СВОЮ ЕДИНИЦУ ИЗМЕРЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ: ТЕКСТОВОЙ, ГРАФИЧЕСКОЙ. ПРИДУМАЙТЕ ОБЩУЮ ЕДИНИЦУ ИЗМЕРЕНИЯ ЛЮБОГО ВИДА ИНФОРМАЦИИ.
С учащимися оговариваются критерии оценки выполнения открытого задания, то есть определяется, какие параметра заданного учеником продукта будут оцениваться. Кроме того, всегда есть универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п.
ПОЛУЧЕННЫЕ УЧЕНИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОДУКТЫ:
• Текстовую информацию предлагали измерять количеством исписанных стержней ручки, количеством слов, букв, предложений, длиной линейки и собственного волоса. :
• Рисунки предложили измерять предметами одежды: маленький рисунок -пуговица, большой рисунок - шуба.
• Было предложено запахи измерять горшками с крышкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.