ЛЕКЦИЯ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Касаткиной Татьяны Евгеньевны Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Тема занятия: «Назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем».
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели занятия:
- познакомиться с назначением и возможностями систем автоматизации бухгалтерского учета, познакомиться с основным программным обеспечением для решения профессиональных задач. Методы
- обучения: алгоритмический, диалогический; - преподавания: объяснительно-побуждающий; - учения: ознакомительный.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала. Цели этапа занятия достигаются посредством: |
1. Вводный инструктаж 1.1. Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики. Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей. 1.2. Целевая установка на урок. Сегодня у нас новая тема «Назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем», запишите тему занятия в тетрадях. Обучающиеся записывают тему занятия. Эта тема имеет большое профессиональное значение. Она направлена на формирование такой компетенции как «организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».
|
-объявления темы занятия и постановки общих целей; - разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций; - раскрытия значения изучаемого содержания для будущей профессиональной деятельности; |
|
2. Опрос обучающихся по теме. Цели для преподавателя: - установить уровень усвоения знаний; -обобщить и закрепить знания, актуальные на занятие; -определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения; - стимулировать активность и инициативу обучающихся при выполнение домашней работы. Цели для обучающихся: -актуализировать знания, необходимые для восприятия нового учебного материла; -владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием; Цели этапа занятия достигаются посредством: - формулировки критериев оценки уровня знаний обучающихся; - проведения оценки выявленного уровня знаний; -проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Вопросы: 1. Какие программные продукты вы для бухгалтеров знаете? Перечислите их. 2. К какому классу ПО они относятся? |
3. Изучение нового учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; -способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы. Цели для обучающихся: - познакомиться с назначением и возможностями систем автоматизации бухгалтерского учета, познакомиться с основным программным обеспечением для решения профессиональных задач. Цели этапа занятия достигаются посредством: - обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; - определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата; - организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по написанию лекции во время занятия.
|
3. Теоретическая часть. Автоматизированные системы бухгалтерского учета В настоящее время мало кто представляет себе ведение бухучета путем ручного заполнения огромного количества необходимых бухгалтерских документов, бланков отчетности и первичных форм. Рано или поздно перед каждым бухгалтером встает вопрос о введении автоматизации бухучета на его предприятии. В условиях переходной экономики бухгалтерский учет приобретает первостепенное значение для различных организаций всех форм собственности и размеров. Бухучет предприятия обеспечивает регистрацию, хранение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. В условиях экономической нестабильности и частой смены нормативных актов государства, правил ведения бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более престижной, а его роль в управлении предприятием – ключевой. От бухгалтера подчас требуется настоящее искусство, чтобы с одной стороны, не загнать компанию в угол из-за уплаты налогов, а с другой - не нарушить закон и избежать штрафных санкций. Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствовать квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим законам и учитывать их в практической деятельности. Сам по себе бухгалтерский учет состоит из множества рутинных операций, связанных с многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме отчетных и платежных документов и переносом данных из одних документов в другие. Несмотря на кажущуюся простоту автоматизации бухгалтерскохозяйственной деятельности, не так-то легко получить решение, удобное для неискушенного в применении компьютеров человека. Чем же может помочь бухгалтеру компьютер? Безусловно, компьютерная программа не может заменить грамотного специалиста, но она позволит существенно помочь бухгалтеру в его деятельности. Бухгалтерская программа помогает решить следующие задачи: 1. Автоматизировать рутинные операции, 2. Найти арифметические ошибки в учете и отчетности, 3. Оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы, 4. Подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчетные документы, а также бланки часто повторяющихся форм (платежные поручения, счета-фактуры, приходные и расходные ордера, авансовые отчеты и др.) с уже сформированными реквизитами предприятия. |
|
Историческая справка В России автоматизированные бухгалтерские системы прошли несколько этапов своего развития. Первый из них относится к первым шагам перестройки. Поток персональных компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда программ с больших машин и созданием программсамоделок. Второй этап связан с рождением в России большого числа коммерческих структур, которые требовали ведения быстрой и простой бухгалтерии. Многие фирмы и группы программистов разрабатывают в это время такого рода программы под заказ. Эти программы позволяли работать бухгалтерам разной квалификации, включая и тех, кто недавно переквалифицировался из многочисленной армии инженеров. В дальнейшем наиболее успешные из этих разработок появились на рынке. Третий этап развития рынка ПО для бухгалтерского учета связан с переходом от упрощенного учета к профессиональному. В современных разработках серьезное внимание уделяется возможности работы в компьютерных сетях, накоплению статистики, работе с несколькими планами счетов, анализу финансовой деятельности. Можно утверждать, что на подходе четвертый этап развития ПО для бухгалтерии, связанный с переходом от чисто бухгалтерского к управленческому учету. Эта тенденция наиболее зримо прослеживается на зарубежном рынке ПО для крупных предприятий, но начинает проявляться и в России. Классификация бухгалтерского программного обеспечения Бухгалтерское программное обеспечение можно классифицировать по двум направлениям – по функциональным возможностям и по областям применения. Классификация по функциональным возможностям По функциональным возможностям бухгалтерские программы можно условно разделить на несколько классов: 1. Мини-бухгалтерия; 2. Интегрированные бухгалтерские системы; 3. Бухгалтерский комплекс; 4. Бухгалтерский конструктор; 5. Управленческая система, в которую бухгалтерская система входит как один из модулей; 6. Системы параллельного учета - они позволяют вести учет одновременно по международным и по российским стандартам. Мини-бухгалтерия |
|
ü Предназначена для бухгалтерий численностью 1-3 человека. ü Позволяет оформлять небольшой набор первичных документов и форм отчетности. ü Набор функций ограничен. Интегрированные бухгалтерские системы ü Предоставляют более широкие возможности; ü Обеспечивают ведение учета по всем основным участкам; ü Объединяют все учетные функции в рамках одной программы; ü Предоставляют возможность организовать учет на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе; ü На каждом компьютере, как правило, работает вся система, а для разделения учета используются лишь определенные ее возможности. Бухгалтерский комплекс Представляет собой систему из отдельных взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (например, «Финансы», «Заработная плата», «Склад» и др.), каждое из которых предназначено для автоматизации отдельного участка бухгалтерского учета. Работа отдельных АРМ может быть организована как на одном компьютере, так и на разных машинах, объединенных в локальной вычислительной сети. Совместная работа различных АРМ организуется чаще всего через АРМ главного бухгалтера. Комплекс, как правило, не является одной большой программой, а состоит из набора модулей, каждый из которых реализует функции отдельных разделов учета. Бухгалтерский конструктор ü Не являются завершенными системами учета на предприятии. ü Предполагают доработку системы под конкретного пользователя ü Обладают средствами настройки, что позволяет адаптировать их к особенностям учета на любом предприятии. Можно выделить два вида программ-конструкторов: 1) Программы, ориентированные на программиста. Их настройка требует написания кода на встроенном языке макропрограммирования и очень похожа на разработку отдельной программы. 2) Программы, ориентированные на пользователя. В этом случае процедура настройки упрощена и предельно похожа на работу в программе. Системы управления предприятием Предназначены для полной автоматизации предприятия. Цель корпоративной информационной системы - обеспечить руководителей и работников предприятия комплексной и качественной информацией для принятия управленческих решений и контроля их исполнения. |
|
ü Выполняют функцию учета на предприятии; ü Решают аналитические задачи; ü Оптимизируют сбыт продукции; ü Управляют закупками сырья; ü Обеспечивают организацию делопроизводства на предприятии; ü Обеспечивают правовую поддержку бизнеса. Назначение таких систем - это учет, контроль, анализ и оптимизация финансовохозяйственной деятельности предприятия. Основные типы программ для автоматизации бухучета
Классификация по областям применения 1. Малые предприятия и ПБОЮЛ |
|
2. Средние предприятия 3. Крупные предприятия 4. Бюджетные организации Малые предприятия и ПБОЮЛ Бухучет на малых предприятиях и у ПБОЮЛ характерен ведением бухучета на одном компьютере, но может встречаться и сетевой вариант на 2-4 места. Средние предприятия Для большинства средних предприятий типично наличие сетевой программы автоматизации бухгалтерии на 5-10 мест, работающих в режимах файл-север или клиент-сервер. На таких предприятиях бухгалтерский учет часто ведется по участкам бухучета. Крупные предприятия Организацию бухучета на крупных предприятиях отличает необходимость вести бухгалтерский учет нескольких предприятий в составе холдинга. А также возможностью настройки бухгалтерской системы на специфику конкретного предприятия. Бюджетные организации Бухгалтерские системы для бюджетных организаций выделяет то, что в бюджетных организациях свой отличный от хозрасчетных предприятий план счетов, своя специфика обработки бухгалтерской информации и свои виды отчетных документов. Российские программы бухгалтерского учета В настоящее время на российском рынке ПО бухгалтерского учета предлагается множество программ разных производителей. Конечно, все они имеют существенные различия в интерфейсе, способах настройки и порядке применения. Но, несмотря на это, все программы основаны на едином подходе к решению задач бухгалтерского учета, который вытекает из его «классической» технологии. В самом общем виде она сводится к тому, чтобы на основании информации первичных документов, вводимых в базу данных системы, составить записи о хозяйственных операциях, вычислить обороты и исходящие остатки счетов и затем составить отчетность. Перечень наиболее известных и популярных российских разработчиков автоматизированных бухгалтерских систем: «1С» (серия программ «1С: Бухгалтерия»); «Интеллект-Сервис» (серия «БЭСТ»); «ДИЦ» («Турбо-Бухгалтер»); «Информатик» («Инфо-Бухгалтер»); «Галактика-Парус» (серия программ «Галактика» и «Парус») |
|
«Инфософт» («система «Флагман»); «Омега» (серия ABACUS, AF7); «Инфин» (серия программ от «мини» до «макси»); «Гектор» («Гектор: Бухгалтер»); Выбор бухгалтерской программы Для правильного выбора и оптимального применения программного продукта, автоматизирующего бухгалтерско-хозяйственный учет, необходимо учитывать размер компании, сферу деятельности (производство, торговля, услуги), а также специфику её работы. Существует много готовых программных продуктов по бухгалтерско-хозяйственному учету, самых разнообразных по качеству, функциональному назначению и стоимости. Прежде всего, нужно определить для чего Вы собираетесь приобретать бухгалтерскую программу: ü для ведения простого бухгалтерского учета, ü распечатки первички и необходимых отчетов или ü для настройки программы на технологию ведения бухучета на предприятии. Внедрение бухгалтерской программы не сводится к простой установке ее на компьютер. За установкой следует настройка программы на особенности учета конкретного предприятия. Автоматизация вызовет изменение ролей в бухгалтерии. Если раньше каждый из бухгалтеров вел отдельную часть учета (в крупных бухгалтериях, например, бывают бухгалтеры, которые занимаются только НДС) и тратил время на рутинные расчеты, то теперь все рутинные операции будет делать компьютер. Таким образом, главное при выборе программы - точно определить свои цели. Не какую программу купить, а чего добиться автоматизацией. Для подбора решения необходимы профессиональные знания существующих бухгалтерских программ, предмета автоматизации, опыт. На Российском рынке существуют специализированные салоны, которые занимаются продажей и консультированием практически по всем бухгалтерским, хозяйственным, финансовым программам и автоматизированным комплексам. Они предлагают: ü Бесплатные консультации; ü Аналитические справки, представляющие собой краткие обзоры на заданную тему; ü Экспертные заключения в том случае, когда необходимо провести предварительное обследование предприятия (нестандартная ситуация или крупное предприятие). Конечно, при приобретении программы следует ориентироваться на профессиональные фирмы, имеющие большой опыт проектирования автоматизированных систем бухгалтерского |
|
|
|
учета и хорошую репутацию. О качестве программ свидетельствует срок промышленной эксплуатации и количество внедрений в организациях. Пакет должен иметь лицензию и сертификат качества. Рейтинг отечественных бухгалтерских программ В результате опроса и анкетирования профессиональных бухгалтеров и ведущих менеджеров торгового бизнеса, работающих в средних организациях и проходящих аттестацию в учебно-методических центрах, была собрана и проанализирована информация о ведущих бухгалтерско-хозяйственных программах. Рейтинг популярности бухгалтерско-хозяйственных программ показан на рис.
Рис. Рейтинг популярности бухгалтерско-хозяйственных программ. |
4. Задание на дом. Цели для преподавателя: - провести анализ |
и |
оценку |
4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок. Сегодня мы с вами: познакомились с назначением и возможностями систем автоматизации бухгалтерского учета, познакомились с основным программным обеспечением для решения |
успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; - мобилизовать обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - уяснить цели и содержание домашнего задания. Цели этапа урока достигаются посредством: - достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки; - определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания. |
профессиональных задач. 4.1. Определение задания на дом. Задание. 1. Ответьте письменно на контрольные вопросы по данной лекции Вопросы: 1. В чем заключается особенность автоматизации бухгалтерского учета? 2. Дайте характеристику основным классам бухгалтерских программ. 3. Перечислите бухгалтерско-хозяйственных программ. |
||
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.