Тема: Единственное и множественное число имен существительных.
Цель: развитие умений изменять имена существительные по числам, умения определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.
Задачи:
Дидактические: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам; формировать умения определять число имён существительных;
Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости.
Воспитательные: способствовать развитию внимательного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматический признак имен существительных – число;
- изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе полученных знаний.
Личностные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент |
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. И мы, отбросив все сомнения, Начнём сегодняшний урок. |
Приветствуют учителя, слушают. |
II. Актуализация знаний |
1. Словарная работа (Словарный диктант. Фамилия, отец, улица, город, Россия, Москва, товарищ.) -Ребята, откройте ваши тетради, от прошлой работы отступите две строчки и давайте запишем сегодняшнее число. Какое сегодня число? Запишем «Классная работа». -На новой строке напишите слово «Словарь» поставьте двоеточие. Сейчас я буду диктовать вам словарные слова, вы внимательно слушайте и потом приступайте к записи. Не забывайте держать спинку ровно. -Все написали? Кто написал поставьте ручку на локоток, чтобы я всех увидела. А сейчас попрошу вас взять карандашик и обменяться с соседом по парте вашей тетрадкой для проверки. На слайде появляются слова для проверки. (2слайд) Если слово написано правильно, то ставим сверху +, а если нет, то – -Все закончили, верните тетрадь своему соседу. Поднимите руку те, у кого не было ошибок при написании слов, спасибо, а теперь поднимите руку те, у кого была одна ошибка, а теперь те, у кого три ошибки и больше. -Вы все равно все молодцы, оцените себя смайликом. -Это словарные слова, запомните их написание, и всегда будьте внимательны, когда вам будут попадаться эти слова. 2. Орфографическая минутка (На экране появляются фотографии, и учитель просит учащихся записать имена собственные.) Пушкин, Таня, Белка, Гагарин, Россия, Миасс, Тургояк, каждый ученик записывает свое имя и фамилию. Сверяются с одноклассником, который пишет у доски. В конце каждый записывает свое имя и фамилию. -А как мы все эти слова записали? А почему мы записали их все с большой? |
Открывают тетрадки, записывают число и «классная работа» - сегодняшнее число
орфограммы удвоенная "сс" и не изменяемая безударная "а" в корне
Записывают слова, показывают, что все написали.
Берут в руки карандашик, меняются, проверяют.
Поднимают руки
Один ученик записывает слова на до СОБАКИ БЕЛКА И СТРЕЛКА – ПЕРВЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, БЛАГОПОЛУЧНО ВЕРНУВШИЕСЯ НА ЗЕМЛЮ ПОСЛЕ ОРБИТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С 19 ПО 20 АВГУСТА 1960 ГОДА Легендарные Белка и Стрелка Скафандр для собаки. Первый человек 12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА НА ОРБИТУ ЗЕМЛИ ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ВОСТОК – 1» С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН ПОКОРИЛ КОСМОС. 9 марта 1934 г. 27 марта 1968 г.
С большой буквы Потому что это имена собственные. Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов. |
III. Cамоопределение к деятельности |
Запишите
словарные слова в столбик. Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка,
мебель Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (слова представлены на
слайде12) -Проверяем (слайд 12) У какого существительного вы не смогли образовать такую форму? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Вы правы, цель нашего сегодняшнего урока научиться изменять имена существительные по числам. |
-Записывают, ставят ударения подчеркивают орфограммы.
- Существительные
-Один Береза - березы - Ветер – ветра. - Заяц – зайцы. - Карандаш – карандаши. - Месяц – месяцы. - Тарелка – тарелки. - Мебель - ? - Мы не смогли подобрать пару к слову «мебель». - Делать из слов, которые обозначают один предмет слова, которые будут обозначать много предметов.
|
IV.Работа по теме урока |
- Откройте учебник на странице 61, посмотрите на упр.104. Выполнять мы его будем устно. Конфета конфеты Книга книги Альбом альбомы -Докажите, что это имена существительные. В чем сходство различи слов в разных столбиках Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов? -На странице 61 у нас есть правило тетушки совы, давайте ознакомимся с ним. Прочитайте его про себя, сейчас, кто хочет прочитать его вслух, громко и четко, чтобы все услышали? -Сколько частей в этом правиле? -Кто может пересказать, первую часть? Кто вторую? А кто перескажет полностью? спрашиваю несколько учеников. Мы с вами ознакомились с правилом теперь давайте с вами поиграем в одну игру. Я буду называть слово – один предмет, а вы мне - много предметов: Стул – Стол – Окно – Ручка – Дом – |
(открывают учебник, читают задание «Прочитайте слова») - Один – единственное – Они отвечают на вопрос что? Они связаны с обозначением одного и того же предмета (у них один корень, значит они оба связаны с обозначением одного предмета, а много – множественное – у них тоже один корень – значит они обозначают много предметов.)
Читают про себя, один ученик читает вслух
Две
Имена сущ. Могут употреблять в ед.ч и мн.ч. Имена ед.ч обозначают один предмет, а во множественном два или несколько предметов.
- стулья - столы - окна - ручки - дома |
V. Физкультминутка |
-Ребята, долго мы с вами уже сидим, давайте немного разомнёмся, пожалуйста, встаньте со своих мест. -Сейчас я буду называть вам слова, если вы услышите слово единственного числа, то хлопаете в ладоши 1 раз, а если слово множественного числа, то два раза, давайте попробуем: Заяц, мышеловки, уроки, море, альпинисты, листья, мышеловка, небо, путешественники. -Молодцы, а сейчас немного усложним задачу, когда я буду говорить слова единственного числа вы встаете на носочки, а если множественного, то вы аккуратно присаживаетесь: Весы, чистота, глаза, голос, книга, часы, котята, малыш, очки, юла, весна. - Вы отлично справились, а сейчас садитесь за свои места и проложим нашу работу. |
Встают, хлопают
Встают на носочки, приседают. |
VI. Закрепление изученного материала |
- Посмотрите на упр. 105. Прочитайте задание про себя, теперь прочитайте его всем вслух. -Давайте с вами объясним написание слов с пропущенными буквами: лесник(лес), друзья(ь), молоток(оло), машины, месяц, москвичи, мальчики, урожай, Илья, квартиры, товарищи, больница, моряки, Россия, декабрь, лисята, Москва - А сейчас я попрошу вас записать с новой строчки по середине упражнение 115. Первое, вы выписываете слова в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе. Открывается слайд, проверка.(слайд13) -Откройте страницу 62, тут нас снова ждет правило тетушки Совы. -Прочитайте его про себя, кто-нибудь прочитайте его в слух. О чем говорится в правиле? - При изменении формы меняется значение имени существительного? - Ребята, обратите внимание на упражнение 107(с. 62.) -Прочитайте слова, которые даны в упражнении. -Сейчас нам с вами предстоит изменить число имен существительных, записать пары слов и над каждым указать число, как представлено в примере Воробей(ед.ч) – воробьи(мн.ч) -С новой строки запишите упражнение 107, сейчас по желанию, кого я сейчас выберу выходит к доске и выполняет по одному слову из упражнения, остальные пишут в тетрадке Проверка сразу фронтально |
читают один делает первые 6 словосочетаний, второй – остальные
-Проверяют. Безударная гласная е, Разделительный ь, Словарное слово, Словарное, Словарное, словарное, разделительный ь, словарное, нет проверочного, боль, больно, безударная гласная о(море), словарное, словарное, Лисы, словарное.
Ед. ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва. Мн. ч.; друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.
читают правило.
Имена сущ. изменяются по числам и при изменении числа им.сущ. изменяется его форма.(один из вариантов написания слова) - Нет.
Ученик читает вслух.
Приступают к выполнению. Воробей- воробьи, дерево деревья, крыло- крылья, стул - стулья, Ручей -ручьи Чиж-чижи, малыш-малыши, ёрш- ерши, стриж-стрижи. |
VIII. Подведение итогов урока |
- О каком признаке имени существительного вы узнали? - В каком числе могут быть имена существительные? - Все ли вам было понятно? - Что было непонятным? - Об этом вы узнаете на следующем уроке. |
- Числе.
- Единственном и множественном.
- Почти.
- Почему у нас не получилось изменить число у слова «мебель». |
VII. Рефлексия |
Вот наш урок подошел к концу. (открывается слайд 14) -Пожалуйста продолжите фразу(спрашивает учеников) На уроке: Я вспомнил… Я закрепил… Мне понравилось… Я затруднялся… Мое настроение… Спасибо за работу, урок окончен! |
Отвечают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.