Единственное и множественное число имен существительных. 2 КЛАСС

  • Документация
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка для обучающихся 2 класса. Учитель с учениками открывает новое правило: "Имена сущ. могут употреблять в ед.ч и мн.ч. Имена ед.ч обозначают один предмет, а во множественном два или несколько предметов". Чтобы запомнить изученное правило ученики выполняют письменные упражнения и во время физминутки проводится игра на понимания слов единственного числа и множественного.
Иконка файла материала Единственное и множественное число имен существительных (2).docx

Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Цель: развитие умений изменять имена существительные по числам, умения определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Задачи:

Дидактические: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам; формировать умения определять число имён существительных;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные: способствовать развитию внимательного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

     - определять грамматический признак имен существительных – число;

     - изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

     - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

     - уметь высказывать своё предположение на основе полученных знаний.

Личностные:

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

И мы, отбросив все сомнения,

Начнём сегодняшний урок.

Приветствуют учителя, слушают.

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа (Словарный диктант. Фамилия, отец, улица, город, Россия, Москва, товарищ.)

-Ребята, откройте ваши тетради, от прошлой работы отступите две строчки и давайте запишем сегодняшнее число. Какое сегодня число? Запишем «Классная работа».

-На новой строке напишите слово «Словарь» поставьте двоеточие. Сейчас я буду диктовать вам словарные слова, вы внимательно слушайте и потом приступайте к записи. Не забывайте держать спинку ровно.

-Все написали? Кто написал поставьте ручку на локоток, чтобы я всех увидела.

А сейчас попрошу вас взять карандашик и обменяться с соседом по парте вашей тетрадкой для проверки.

На слайде появляются слова для проверки. (2слайд)

Если слово написано правильно, то ставим сверху +, а если нет, то –

-Все закончили, верните тетрадь своему соседу. Поднимите руку те, у кого не было ошибок при написании слов, спасибо, а теперь поднимите руку те, у кого была одна ошибка, а теперь те, у кого три ошибки и больше.

-Вы все равно все молодцы, оцените себя смайликом.

-Это словарные слова, запомните их написание, и всегда будьте внимательны, когда вам будут попадаться эти слова.

2. Орфографическая минутка (На экране появляются фотографии, и учитель просит учащихся записать имена собственные.)

Пушкин, Таня, Белка, Гагарин, Россия, Миасс, Тургояк, каждый ученик записывает свое имя и фамилию.

Сверяются с одноклассником, который пишет у доски.

В конце каждый записывает свое имя и фамилию.

-А как мы все эти слова записали?

А почему мы записали их все с большой?

Открывают тетрадки, записывают число и «классная работа»

- сегодняшнее число

 

 

 

 

 

 

орфограммы удвоенная "сс" и не изменяемая безударная "а" в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова, показывают, что все написали.

 

 

 

 

 

 

 

Берут в руки карандашик, меняются, проверяют.

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик записывает слова на до СОБАКИ БЕЛКА И СТРЕЛКА – ПЕРВЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, БЛАГОПОЛУЧНО ВЕРНУВШИЕСЯ НА ЗЕМЛЮ ПОСЛЕ ОРБИТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С 19 ПО 20 АВГУСТА 1960 ГОДА Легендарные Белка и Стрелка Скафандр для собаки.

Первый человек

12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА НА ОРБИТУ ЗЕМЛИ ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ВОСТОК – 1» С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН ПОКОРИЛ КОСМОС. 9 марта 1934 г. 27 марта 1968 г.

 

 

С большой буквы

Потому что это имена собственные. Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов.

III. Cамоопределение к деятельности

Запишите словарные слова в столбик. Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (слова представлены на слайде12)
- Какие части речи вы записали?
Эти слова обозначают один предмет или много?
- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.

-Проверяем (слайд 12)

У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?

Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Вы правы, цель нашего сегодняшнего урока научиться изменять имена существительные по числам.

-Записывают, ставят ударения подчеркивают орфограммы.

 

 

 

 

 

 

- Существительные

 

-Один

Береза - березы

- Ветер – ветра.

- Заяц – зайцы.

- Карандаш – карандаши.

- Месяц – месяцы.

- Тарелка – тарелки.

- Мебель - ?

- Мы не смогли подобрать пару к слову «мебель».

- Делать из слов, которые обозначают один предмет слова, которые будут обозначать много предметов.

 

IV.Работа по теме урока

- Откройте учебник на странице 61, посмотрите на упр.104. Выполнять мы его будем устно.

Конфета конфеты

Книга книги

Альбом альбомы

-Докажите, что это имена существительные. В чем сходство

различи слов в разных столбиках

Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?  

-На странице 61 у нас есть правило тетушки совы, давайте ознакомимся с ним.

Прочитайте его про себя, сейчас, кто хочет прочитать его вслух, громко и четко, чтобы все услышали?

-Сколько частей в этом правиле?

-Кто может пересказать, первую часть?

Кто вторую? А кто перескажет полностью? спрашиваю несколько учеников.

Мы с вами ознакомились с правилом теперь давайте с вами

поиграем в одну игру. Я буду называть слово – один предмет, а вы мне - много предметов:

Стул –

Стол –

Окно –

Ручка –

Дом –

(открывают учебник, читают задание «Прочитайте слова»)

- Один – единственное – Они отвечают на вопрос что? Они связаны с обозначением одного и того же предмета (у них один корень, значит они оба связаны с обозначением одного предмета, а много – множественное – у них тоже один корень – значит они обозначают много предметов.)

 

 

Читают про себя, один ученик читает вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

Две

 

Имена сущ. Могут употреблять в ед.ч и мн.ч.

Имена ед.ч обозначают один предмет, а во множественном два или несколько предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

- стулья

- столы

- окна

- ручки

- дома

V. Физкультминутка

-Ребята, долго мы с вами уже сидим, давайте немного разомнёмся, пожалуйста, встаньте со своих мест.

-Сейчас я буду называть вам слова, если вы услышите слово единственного числа, то хлопаете в ладоши 1 раз, а если слово множественного числа, то два раза, давайте попробуем:

Заяц, мышеловки, уроки, море, альпинисты, листья, мышеловка, небо, путешественники.

-Молодцы, а сейчас немного усложним задачу, когда я буду говорить слова единственного числа вы встаете на носочки, а если множественного, то вы аккуратно присаживаетесь:

Весы, чистота, глаза, голос, книга, часы, котята, малыш, очки, юла, весна.

- Вы отлично справились, а сейчас садитесь за свои места и проложим нашу работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают, хлопают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают на носочки, приседают.

VI. Закрепление изученного материала

- Посмотрите на упр. 105. Прочитайте задание про себя, теперь прочитайте его всем вслух.

-Давайте с вами объясним написание слов с пропущенными буквами: лесник(лес), друзья(ь), молоток(оло), машины, месяц, москвичи, мальчики, урожай, Илья, квартиры, товарищи, больница, моряки, Россия, декабрь, лисята, Москва

- А сейчас я попрошу вас записать с новой строчки по середине упражнение 115. Первое, вы выписываете слова в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе.

Открывается слайд, проверка.(слайд13)

-Откройте страницу 62, тут нас снова ждет правило тетушки Совы.

-Прочитайте его про себя, кто-нибудь прочитайте его в слух.

О чем говорится в правиле?

- При изменении формы меняется значение имени существительного?

- Ребята, обратите внимание на упражнение 107(с. 62.)

-Прочитайте слова, которые даны в упражнении.

-Сейчас нам с вами предстоит изменить число имен существительных, записать пары слов и над каждым указать число, как представлено в примере

Воробей(ед.ч) – воробьи(мн.ч)

-С новой строки запишите упражнение 107, сейчас по желанию, кого я сейчас выберу выходит к доске и выполняет по одному слову из упражнения, остальные пишут в тетрадке

Проверка сразу фронтально

 

 

 

читают

один делает первые 6 словосочетаний, второй – остальные

 

-Проверяют.

Безударная гласная е,

Разделительный ь,

Словарное слово,

Словарное,

Словарное, словарное, разделительный ь, словарное, нет проверочного, боль, больно, безударная гласная о(море), словарное, словарное,

Лисы, словарное.

 

Ед. ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

Мн. ч.; друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

 

 

читают правило.

 

 

Имена сущ. изменяются по числам и при изменении числа им.сущ. изменяется его форма.(один из вариантов написания слова)

- Нет.

 

 

 

 

 

 

Ученик читает вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступают к выполнению.

Воробей- воробьи, дерево деревья, крыло- крылья, стул - стулья,

Ручей -ручьи

Чиж-чижи, малыш-малыши, ёрш- ерши, стриж-стрижи.

VIII. Подведение итогов урока

- О каком признаке имени существительного вы узнали?

- В каком числе могут быть имена существительные?

- Все ли вам было понятно?

- Что было непонятным?

- Об этом вы узнаете на следующем уроке.

- Числе.

 

 

 

 

- Единственном и множественном.

 

- Почти.

 

- Почему у нас не получилось изменить число у слова «мебель».

VII. Рефлексия

Вот наш урок подошел к концу. (открывается слайд 14)

-Пожалуйста продолжите фразу(спрашивает учеников)

На уроке:

Я вспомнил…

Я закрепил…

Мне понравилось…

 Я затруднялся…

Мое настроение…

Спасибо за работу, урок окончен!

Отвечают