Единственное и множественное число имен существительных. 2 КЛАСС
Оценка 5

Единственное и множественное число имен существительных. 2 КЛАСС

Оценка 5
Документация +3
docx
русский язык
Детсад
03.11.2021
Единственное и множественное число имен существительных. 2 КЛАСС
Урок русского языка для обучающихся 2 класса. Учитель с учениками открывает новое правило: "Имена сущ. могут употреблять в ед.ч и мн.ч. Имена ед.ч обозначают один предмет, а во множественном два или несколько предметов". Чтобы запомнить изученное правило ученики выполняют письменные упражнения и во время физминутки проводится игра на понимания слов единственного числа и множественного.
Единственное и множественное число имен существительных (2).docx

Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Цель: развитие умений изменять имена существительные по числам, умения определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Задачи:

Дидактические: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам; формировать умения определять число имён существительных;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные: способствовать развитию внимательного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

     - определять грамматический признак имен существительных – число;

     - изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

     - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

     - уметь высказывать своё предположение на основе полученных знаний.

Личностные:

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

И мы, отбросив все сомнения,

Начнём сегодняшний урок.

Приветствуют учителя, слушают.

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа (Словарный диктант. Фамилия, отец, улица, город, Россия, Москва, товарищ.)

-Ребята, откройте ваши тетради, от прошлой работы отступите две строчки и давайте запишем сегодняшнее число. Какое сегодня число? Запишем «Классная работа».

-На новой строке напишите слово «Словарь» поставьте двоеточие. Сейчас я буду диктовать вам словарные слова, вы внимательно слушайте и потом приступайте к записи. Не забывайте держать спинку ровно.

-Все написали? Кто написал поставьте ручку на локоток, чтобы я всех увидела.

А сейчас попрошу вас взять карандашик и обменяться с соседом по парте вашей тетрадкой для проверки.

На слайде появляются слова для проверки. (2слайд)

Если слово написано правильно, то ставим сверху +, а если нет, то –

-Все закончили, верните тетрадь своему соседу. Поднимите руку те, у кого не было ошибок при написании слов, спасибо, а теперь поднимите руку те, у кого была одна ошибка, а теперь те, у кого три ошибки и больше.

-Вы все равно все молодцы, оцените себя смайликом.

-Это словарные слова, запомните их написание, и всегда будьте внимательны, когда вам будут попадаться эти слова.

2. Орфографическая минутка (На экране появляются фотографии, и учитель просит учащихся записать имена собственные.)

Пушкин, Таня, Белка, Гагарин, Россия, Миасс, Тургояк, каждый ученик записывает свое имя и фамилию.

Сверяются с одноклассником, который пишет у доски.

В конце каждый записывает свое имя и фамилию.

-А как мы все эти слова записали?

А почему мы записали их все с большой?

Открывают тетрадки, записывают число и «классная работа»

- сегодняшнее число

 

 

 

 

 

 

орфограммы удвоенная "сс" и не изменяемая безударная "а" в корне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова, показывают, что все написали.

 

 

 

 

 

 

 

Берут в руки карандашик, меняются, проверяют.

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик записывает слова на до СОБАКИ БЕЛКА И СТРЕЛКА – ПЕРВЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, БЛАГОПОЛУЧНО ВЕРНУВШИЕСЯ НА ЗЕМЛЮ ПОСЛЕ ОРБИТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С 19 ПО 20 АВГУСТА 1960 ГОДА Легендарные Белка и Стрелка Скафандр для собаки.

Первый человек

12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА НА ОРБИТУ ЗЕМЛИ ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ВОСТОК – 1» С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН ПОКОРИЛ КОСМОС. 9 марта 1934 г. 27 марта 1968 г.

 

 

С большой буквы

Потому что это имена собственные. Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов.

III. Cамоопределение к деятельности

Запишите словарные слова в столбик. Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (слова представлены на слайде12)
- Какие части речи вы записали?
Эти слова обозначают один предмет или много?
- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.

-Проверяем (слайд 12)

У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?

Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Вы правы, цель нашего сегодняшнего урока научиться изменять имена существительные по числам.

-Записывают, ставят ударения подчеркивают орфограммы.

 

 

 

 

 

 

- Существительные

 

-Один

Береза - березы

- Ветер – ветра.

- Заяц – зайцы.

- Карандаш – карандаши.

- Месяц – месяцы.

- Тарелка – тарелки.

- Мебель - ?

- Мы не смогли подобрать пару к слову «мебель».

- Делать из слов, которые обозначают один предмет слова, которые будут обозначать много предметов.

 

IV.Работа по теме урока

- Откройте учебник на странице 61, посмотрите на упр.104. Выполнять мы его будем устно.

Конфета конфеты

Книга книги

Альбом альбомы

-Докажите, что это имена существительные. В чем сходство

различи слов в разных столбиках

Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?  

-На странице 61 у нас есть правило тетушки совы, давайте ознакомимся с ним.

Прочитайте его про себя, сейчас, кто хочет прочитать его вслух, громко и четко, чтобы все услышали?

-Сколько частей в этом правиле?

-Кто может пересказать, первую часть?

Кто вторую? А кто перескажет полностью? спрашиваю несколько учеников.

Мы с вами ознакомились с правилом теперь давайте с вами

поиграем в одну игру. Я буду называть слово – один предмет, а вы мне - много предметов:

Стул –

Стол –

Окно –

Ручка –

Дом –

(открывают учебник, читают задание «Прочитайте слова»)

- Один – единственное – Они отвечают на вопрос что? Они связаны с обозначением одного и того же предмета (у них один корень, значит они оба связаны с обозначением одного предмета, а много – множественное – у них тоже один корень – значит они обозначают много предметов.)

 

 

Читают про себя, один ученик читает вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

Две

 

Имена сущ. Могут употреблять в ед.ч и мн.ч.

Имена ед.ч обозначают один предмет, а во множественном два или несколько предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

- стулья

- столы

- окна

- ручки

- дома

V. Физкультминутка

-Ребята, долго мы с вами уже сидим, давайте немного разомнёмся, пожалуйста, встаньте со своих мест.

-Сейчас я буду называть вам слова, если вы услышите слово единственного числа, то хлопаете в ладоши 1 раз, а если слово множественного числа, то два раза, давайте попробуем:

Заяц, мышеловки, уроки, море, альпинисты, листья, мышеловка, небо, путешественники.

-Молодцы, а сейчас немного усложним задачу, когда я буду говорить слова единственного числа вы встаете на носочки, а если множественного, то вы аккуратно присаживаетесь:

Весы, чистота, глаза, голос, книга, часы, котята, малыш, очки, юла, весна.

- Вы отлично справились, а сейчас садитесь за свои места и проложим нашу работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают, хлопают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают на носочки, приседают.

VI. Закрепление изученного материала

- Посмотрите на упр. 105. Прочитайте задание про себя, теперь прочитайте его всем вслух.

-Давайте с вами объясним написание слов с пропущенными буквами: лесник(лес), друзья(ь), молоток(оло), машины, месяц, москвичи, мальчики, урожай, Илья, квартиры, товарищи, больница, моряки, Россия, декабрь, лисята, Москва

- А сейчас я попрошу вас записать с новой строчки по середине упражнение 115. Первое, вы выписываете слова в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе.

Открывается слайд, проверка.(слайд13)

-Откройте страницу 62, тут нас снова ждет правило тетушки Совы.

-Прочитайте его про себя, кто-нибудь прочитайте его в слух.

О чем говорится в правиле?

- При изменении формы меняется значение имени существительного?

- Ребята, обратите внимание на упражнение 107(с. 62.)

-Прочитайте слова, которые даны в упражнении.

-Сейчас нам с вами предстоит изменить число имен существительных, записать пары слов и над каждым указать число, как представлено в примере

Воробей(ед.ч) – воробьи(мн.ч)

-С новой строки запишите упражнение 107, сейчас по желанию, кого я сейчас выберу выходит к доске и выполняет по одному слову из упражнения, остальные пишут в тетрадке

Проверка сразу фронтально

 

 

 

читают

один делает первые 6 словосочетаний, второй – остальные

 

-Проверяют.

Безударная гласная е,

Разделительный ь,

Словарное слово,

Словарное,

Словарное, словарное, разделительный ь, словарное, нет проверочного, боль, больно, безударная гласная о(море), словарное, словарное,

Лисы, словарное.

 

Ед. ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

Мн. ч.; друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

 

 

читают правило.

 

 

Имена сущ. изменяются по числам и при изменении числа им.сущ. изменяется его форма.(один из вариантов написания слова)

- Нет.

 

 

 

 

 

 

Ученик читает вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступают к выполнению.

Воробей- воробьи, дерево деревья, крыло- крылья, стул - стулья,

Ручей -ручьи

Чиж-чижи, малыш-малыши, ёрш- ерши, стриж-стрижи.

VIII. Подведение итогов урока

- О каком признаке имени существительного вы узнали?

- В каком числе могут быть имена существительные?

- Все ли вам было понятно?

- Что было непонятным?

- Об этом вы узнаете на следующем уроке.

- Числе.

 

 

 

 

- Единственном и множественном.

 

- Почти.

 

- Почему у нас не получилось изменить число у слова «мебель».

VII. Рефлексия

Вот наш урок подошел к концу. (открывается слайд 14)

-Пожалуйста продолжите фразу(спрашивает учеников)

На уроке:

Я вспомнил…

Я закрепил…

Мне понравилось…

 Я затруднялся…

Мое настроение…

Спасибо за работу, урок окончен!

Отвечают

 

 

 

 


 

Тема: Единственное и множественное число имен существительных

Тема: Единственное и множественное число имен существительных

Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений,

Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений,

Не забывайте держать спинку ровно

Не забывайте держать спинку ровно

Вы все равно все молодцы, оцените себя смайликом

Вы все равно все молодцы, оцените себя смайликом

III . C амоопределение к деятельностиЗапишите словарные слова в столбик

III . C амоопределение к деятельностиЗапишите словарные слова в столбик

Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Вы правы, цель нашего сегодняшнего урока научиться изменять имена существительные по числам

Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Вы правы, цель нашего сегодняшнего урока научиться изменять имена существительные по числам

Прочитайте его про себя, сейчас, кто хочет прочитать его вслух, громко и четко, чтобы все услышали? -Сколько частей в этом правиле? -Кто может пересказать, первую…

Прочитайте его про себя, сейчас, кто хочет прочитать его вслух, громко и четко, чтобы все услышали? -Сколько частей в этом правиле? -Кто может пересказать, первую…

V. Физкультминутка-Ребята, долго мы с вами уже сидим, давайте немного разомнёмся, пожалуйста, встаньте со своих мест

V. Физкультминутка-Ребята, долго мы с вами уже сидим, давайте немного разомнёмся, пожалуйста, встаньте со своих мест

Весы, чистота, глаза, голос, книга, часы, котята, малыш, очки, юла, весна

Весы, чистота, глаза, голос, книга, часы, котята, малыш, очки, юла, весна

Первое, вы выписываете слова в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе

Первое, вы выписываете слова в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе

Воробей(ед.ч) – воробьи(мн.ч) -С новой строки запишите упражнение 107, сейчас по желанию, кого я сейчас выберу выходит к доске и выполняет по одному слову из…

Воробей(ед.ч) – воробьи(мн.ч) -С новой строки запишите упражнение 107, сейчас по желанию, кого я сейчас выберу выходит к доске и выполняет по одному слову из…

VIII. Подведение итогов урока -

VIII. Подведение итогов урока -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2021