Довольно часто на приеме автору приходится слышать однообразные жалобы родителей подростков:
Он (она) ничего не хочет, ничем серьезным не интересуется, о будущем как бы не думает, трудиться не хочет и не умеет, все делает спустя рукава, если что-то и умеет, так это только развлекаться и т. д., и т. п.
Почему так? Далее автор осмелится предложить на суд читателя свои размышления и соображения на эту тему. Ни в коей мере не претендуя на роль истины в последней инстанции, они, быть может, позволят кому-то из родителей лучше понять своего сына или дочь, по-новому оценить свои взаимоотношения с ними.
Проблема цели и проблема смысла
Довольно часто на приеме автору приходится слышать однообразные жалобы
родителей подростков:
Он (она) ничего не хочет, ничем серьезным не интересуется, о будущем как бы не
думает, трудиться не хочет и не умеет, все делает спустя рукава, если чтото и
умеет, так это только развлекаться и т. д., и т. п.
Почему так? Далее автор осмелится предложить на суд читателя свои
размышления и соображения на эту тему. Ни в коей мере не претендуя на роль
истины в последней инстанции, они, быть может, позволят комуто из родителей
лучше понять своего сына или дочь, поновому оценить свои взаимоотношения с
ними.
Я уже говорила о том, что современные подростки часто весьма прагматичны и
рассуждают иногда куда практичнее и трезвее, чем их родители. Но вместе с тем
юность — это единственный подлинно романтический период в жизни человека.
Прекрасные иллюзии и возвышенный идеализм, жасминовый аромат
романтической и сентиментальной любви, пороховой запах подвигов и
настоящей, мужской дружбы, «один за всех и все за одного» — обо всем этом
грезят именно на излете детства и в юности. Потом наступает «настоящая
жизнь», которой всех нас пугали в школе, с ее бытом и буднями, праздниками и
горем, с ее совершенно неромантическими проблемами. И вот — мне кажется,
что практичность современных подростков часто вступает в противоречие с этим
«конституциональным» юношеским идеализмом.
— Вы же знаете, Екатерина Вадимовна, какая сейчас жизнь, — говорит мне
такой четырнадцатилетний «мудрец». — Если нет денег и «лапы», то никуда в
приличное место не поступить, ничему стоящему не выучиться. А без настоящего
образования куда пойдешь? Везде все схвачено, все поделено. Только в
криминал — одна дорога.
А вот другой мудрец, пятнадцати лет отроду, и утверждает он прямо
противоположное:
— Ну вот, родители мои учились, учились, институты заканчивали. И что? Мать
вообще сократили, никуда по возрасту не берут, она сейчас уборщицей в
универсаме работает. Отец держится пока, но ни продукция их никому не нужна,
ни зарплату им уже который год в срок не платили. Так надо, да? А посмотрите,
сколько молодежь без всякого образования получает? На какую зарплату сейчас
можно БМВ купить? А сколько их на улице, вы видели? А домины огромные
вокруг города как грибы растут? Откуда же это все? Неужели от образования?
Если осторожно намекнуть таким «мудрецам», что иномарка и загородный
особняк — это еще не все, что нужно людям в жизни, они начинают совершенно
подетски кипятиться и доказывать мне, что я ничего не понимаю в текущем
моменте.
— Да знаю я, что вы скажете! Дружба, любовь, творчество и все такое! Так вы
объявления посмотрите в брачных газетах! Кому нищието нужны?! И творчество
тоже. Какое сейчас без денег может быть творчество! Возьмите хоть
телевидение, хоть кино, хоть эстраду! Даже литература, и то… Если тебе
рекламу не сделали, то кто тебя читатьто будет, когда от одних обложек в
глазах рябит…
— Так что же, всем в криминал идти? — задумчиво спрашиваю я. — На БМВто
действительно честные люди вроде бы не ездят…И вот тутто и проявляется то самое противоречие, характеризующее личность
современных подростков, о котором говорилось в начале этой главки. С одной
стороны — практицизм, с другой стороны — потребность в идеалах, романтике.
Вещи несовместные, и некоторые выбирают первое, упорно стараясь забыть о
втором, некоторые (сверстники и родители обычно обвиняют их в
прекраснодушии и несовременности, но в душе уважают и даже иногда завидуют
им) попрежнему проживают свою мятежную юность так, словно времена
галантных кавалеров, «комиссаров в пыльных шлемах» и поющей о чемто под
крылом самолета тайги еще не минули. А очень большая часть менее
решительных подростков, подобно всем известному ослу, на годы застывает в
какомто подобии ступора или, не в силах принять самостоятельное решение,
покорно плывет по течению. Именно о них чаще всего и говорят
сакраментальное: «ничего не хочет, ничего не делает».
Если удается завоевать доверие таких подростков, заставить их сбросить
защитный панцирь и поговорить откровенно, то рано или поздно в беседе
всплывает вопрос «Зачем?». Вопрос цели и вопрос смысла одновременно. В
некоторых умных книгах можно прочесть, что вопрос смысла жизни особенно
остро, влияя на душевное состояние и поступки, встает перед человеком после
сорока лет, во второй половине жизни, когда вершины уже достигнуты, карьера
состоялась (или не состоялась), дети подросли. Жизнь пока еще медленно, но
неуклонно катится к закату. И вот здесьто человек как бы и оказывается лицом
к лицу с простым, но каверзным вопросом: «Ну, и зачем все это было? И что
будет теперь?»
Все это, в общем, верно, но многое в нашей Вселенной, как известно, развивается
по спирали и, судя по всему, так называемый «экзистенциальный кризис сорока
лет» — вовсе не первый период человеческой жизни, в котором подробно
рассматривается проблема смыслов. Мне кажется, что впервые эта проблема
встает перед человеком именно в подростковом возрасте, в тот период, когда
необходимо определить свой дальнейший путь, выбрать профессию, дело,
которому будешь сначала учиться, а потом служить. Простая логика
подсказывает, что в процессе этого выбора трудно обойтись без вопроса: «А
почему я буду заниматься именно этим? Зачем мне это?»
Но, разумеется, есть и различия, и каждый виток спирали отличается от
следующего и предыдущего. Человек после сорока ищет смысл именно для себя,
так сказать, для личного пользования. Подростка, юношу вполне устраивает
«коллективный смысл», смысл для всех. Именно поэтому все религиозные,
революционные и прочие идеологические течения везде и всегда опирались в
первую очередь на молодежь. В последние десять пятнадцать лет в нашей
стране наблюдается острый дефицит «смысла», пригодного именно для
молодежи. Лозунг «Обогащайтесь!» был бодро подхвачен широкими массами
инженерно технического и прочего смышленого населения, и у кого получилось,
обогатились. Но некриминальная молодежь опятьтаки осталась не у дел.
Теперь, чтобы обогатиться, снова нужно много, тяжело и часто неинтересно
работать. А где же романтика? Неистовые гринписовцы, комичные неофашисты,
унылые патриоты и прочие радикалы — это все же категорическое меньшинство.
А остальные?
Несмотря на все проблемы отцов и детей, подростки привычно обращают свой
взор к старшему поколению — и наблюдают довольно странную картину.— Как у вас со смыслом, мама и папа? — в той или иной форме спрашивает
подросток. Родители, как правило, вопроса в упор не слышат, но ответ, опять же
как правило, дают.
— Мы верили во чтото такое непонятное, — говорят родители. — Теперь пишут,
что всего этого вроде бы и не было вовсе.
Но мыто его как бы видели и были уверены, что оно — есть. Здесь какоето
противоречие, но лучше об этом не думать и заниматься повседневными делами.
— Для чего вы живете на свете, мама и папа? — спрашивает подросток.
— Мы живем, чтобы вас, оглоедов, на ноги поднять, одеть, накормить,
вырастить. Думаете, это сейчас легко? Когда везде сокращения, без знакомств
на работу не устроиться и все такое… А вам бы только баклуши бить да в
потолок плевать… Помогли бы лучше или хотя бы посочувствовали…
Но подросток не может сочувствовать этим родительским трудностям, потому
что у него еще нет детей. Он обескуражен. Ведь если родители не врут, то
получается, что до рождения детей никакого смысла, кроме создания
пристойной «материальной базы» и развлечений, нет и не предвидится. Да и
потом перспективы не больното радостные.
А душато просит чегото еще…
Есть еще литература, книга — извечное прибежище мятущейся русской души.
Может быть, там? Ну, об этом мы уже говорили. Подростки читают. Но читают
они в основном детективы, любовные романы и фэнтези, а эти жанры, как
известно, проблему смысла не проясняют, а даже, пожалуй, наоборот,
запутывают. Потому что даже лучшие образцы этих жанров к реальным
проблемам современного живущего в России подростка никакого отношения не
имеют, ибо, при всей их занимательности, описывают реальность
альтернативную, в которой никто и никогда не жил и жить не будет.
И вот в результате всех этих накладок многим подросткам попросту не хочется
шевелиться, чтото искать. Они не знают даже направления, где это «чтото»
должно находиться, не знают, где и у кого спросить, никому не доверяют,
движутся вяло и наугад и зачастую находят себя в молодежных объединениях,
которые, хотя и имеют какуюто свою структуру и цели, но стороннему
наблюдателю кажутся опасно похожими на хорошо организованные стаи. Не
приставшие к стаям довольно часто впадают в состояние, подозрительно
напоминающее описанный выше депрессивный синдром.