Единые требования к устной и письменной речи
Оценка 5

Единые требования к устной и письменной речи

Оценка 5
doc
07.11.2021
Единые требования к устной и письменной речи
Единые требования к устной и письменной речи учащихся.doc

Единые требования к устной и письменной речи учащихся  *

 

1.      Требования к речи учащихся

 

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища, в т.ч. и по другим предметам, например, описание физического или химического опыта) следует оценивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

— говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

— правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

— строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

— отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

— оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.

 

2.  О письменных работах и тетрадях учащихся

 

1. Виды письменных работ

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

-      упражнения обучающего характера,

-      списывание,

-      письменные ответы на вопросы,

-      планы статей и материалов из  учебников,

-      составление аналитических таблиц и схем,

-      конспекты первоисточников,

-      рефераты,

-      диктанты,

-      сочинения и изложения и т.д.

Списывание. В 5-х классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания.

В целях проверки проводится преимущественно осложненное списывание: с изменением форм слов, данных в скобках в начальной форме, с дописыванием частей слова (приставки, окончания), со вставкой в предложения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоятельно, на составление словосочетаний из отдельных слов.

Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в 5—11-х классах. Этот вид работы в 5-м классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В 6—11-х классах, помимо этого, выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопроса, самостоятельно мыслить.

Вопросы для письменного ответа даются по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картины (картина при выполнении задания должна находиться перед глазами учащихся), по диафильмам, кинофильмам и их фрагментам.

Ответы на вопросы по прочитанному материалу приближают этот вид работ к изложению. В этом случае порядок вопросов можно приравнять к плану изложения.

Письменные   ответы   на   вопросы   оцениваются   с  точки зрения:

а) содержания ответов по существу (точность, полнота);

б) правильности   русской   речи   (соответствие  литературным нормам).

Отметка ставится одна — по совокупности всех сторон работы.

 

2. Текущие и итоговые письменные контрольные работы

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся

- после изучения наиболее значительных тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Рекомендуемое общее количество контрольных работ

по русскому языку  в 5-11 классах

 

Класс

Виды работ, выполняемых в течение года

Количество

(примерное)

Объём работы

(примерный)

5 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

8

90-100 слов

Изложения обучающие и контрольные

6-4

в т.ч. 2 -контрольные

100-150 слов

Сочинения обучающие и контрольные

6-4

в т.ч. 2 -контрольные

0,5-1 стр.

6 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

8

100-110 слов

 

Изложения обучающие и контрольные

3-4

в т.ч. 2 -контрольные

150-200 слов

 

Сочинения обучающие и контрольные

4

в т.ч. 2 -контрольные

1-1,5 стр.

 

 

7 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

6

110-120 слов

 

Изложения (в т.ч.с элементами сочинения) обучающие и контрольные

3

в т.ч. 2 -контрольные

200-250 слов

 

Сочинения обучающие и контрольные

3

в т.ч. 2 -контрольные

1,5-2 стр.

8 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

5

120-150 слов

 

Изложения (в т.ч.с элементами сочинения) обучающие и контрольные

3

в т.ч. 2 -контрольные

250-300 слов

 

Сочинения обучающие и контрольные

3

в т.ч. 2 -контрольные

2-3 стр.

9 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

3

1500-170 слов

 

Изложения (в т.ч.с элементами сочинения) обучающие и контрольные

3-4

в т.ч. 2 -контрольные

350-450 слов

 

Сочинения обучающие и контрольные

6-4

в т.ч. 2 -контрольные

3-4 стр.

10 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

2-3

1700-180 слов

 

Изложения с элементами сочинения

2

400-500 слов

 

Сочинения (проводятся на уроках литературы с выставлением оценки за грамотность на страницу русского языка в журнале)

 

 

11 кл.

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные)

 

 

 

Изложения с элементами сочинения

2

400-500 слов

 

Сочинения (проводятся на уроках литературы с выставлением оценки за грамотность на страницу русского языка в журнале)

 

 

 

Примечания:

Сроки проведения контрольных работ и их количество соотносятся с реализуемыми программами и методическими рекомендациями к программным материалам.

К указанным параметрам учитель должен относиться как к примерным, так как объём творческой работы зависит от темы, стиля, жанра и т.п.

 

 

3. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики в VXI классах должны иметь следующее количество тетрадей по русскому языку— 2 рабочие тетради (в X- XI классах на базовом уровне обучения может быть одна рабочая тетрадь)  и одна - для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи).  В тетради для работ по развитию речи выполняются обучающие работы по развитию речи в соответствии с программными требованиями.  Для контрольных работ по русскому языку выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

 

4. Порядок ведения тетрадей учащимися

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

§  Писать аккуратным, разборчивым почерком.

§  Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образец оформления тетради:

Тетрадь

для работ по развитию речи

ученика 9 «Б» класса

статус ОУ № _ г. Санкт-Петербурга

Иванова Олега

§  Соблюдать поля с внешней стороны.

§  Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Десятое сентября

§  Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ). Например:

Десятое сентября

Изложение

Встреча весны

§  Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 234

§  Соблюдать красную строку.

§  Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

§  Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

§  Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки.

§  Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.

 

 

 

5. Порядок проверки письменных работ учителем

5.1 Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:

- в V классе и в первом полугодии VI класса — посла каждого урока у всех учеников;

- во втором полугодии VI класса и VIIIХ классах — после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

- в Х—XI классах — после каждого урока у слабых учащихся, в у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

5.2 Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

5.3 Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

- контрольные диктанты в VXI классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

- изложения и сочинения в VXI классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через десять дней.

5.4 В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся VXI классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях «слабых» учеников зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

- на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком                                    (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная);

- при проверке изложений и сочинений в VXI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические — знаком Г;

- подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

- проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество ошибок в содержании, в т.ч. фактических, логических, количество речевых и грамматических ошибок;

- после подсчета ошибок в установленном порядке по действующим нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся (См. Приложение: Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся)  выставляется оценка за работу.

Первая отметка ставится за содержание и речевое оформление. Перед ней   записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.

Вторая отметка ставится за грамотность. Перед ней записывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Образец записи:

1-1 - 4

3-2-0 - 3

 

5.5 Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» выставляются по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

5.6 После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

5.7 При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников                                 (См. Приложение : Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся). иложение *

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

 

1.      Оценка устных ответов учащихся

 

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 

При оценке ответа ученика следует учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

 

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала (в итоговой аттестации учащихся отметка «1» не используется).

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

 

2.      Оценка письменных работ

 

2.1 Оценка диктантов

 

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

 Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объём контрольного словарного диктанта может состоять из следующего количества слов: для V класса –10-15 (15-20), для VI класса – 16-20 (20-25), для VII класса – 25-30, для VIIIIX – 30-35 (35-40), для X-XI классов –40-45 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Примечания:

                                1            Слов с непроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть в 5-м классе — до 5, в 6—7-х классах — до 7, в 8—9-х классах — до 10.

                                2            В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на двух — трех предыдущих уроках.

 

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

-      в переносе слов;

-      на правила, которые не включены в школьную программу;

-      на еще не изученные правила;

-      в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

-      в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки (искажение звукового облика слова: рапотает; пропуски букв: роман стоится; перестановки, замены, добавление букв: пордуктов, лешендарное, дашже).

 

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

 

К негрубым относятся ошибки

орфографические:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

пунктуационные:

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

 

Диктант оценивается одной отметкой.

 

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При этом орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Критерии и нормы оценивания письменных работ

 

Виды письменных работ

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Списывание

(4-5 кл.)

-

1-2 ош.

3-4 ош.

5 и более ош.

Ответы на вопросы

(6-11кл.)

Верно даны ответы на все вопросы

_______________

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

1-2 / 1-2

Верно даны ответы на все вопросы,

допущена неточность в 2-3 вопросах

_____________

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

2 / 2

Большая часть ответов верна

_____________

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

4-5 / 3-4

Половина и более ответов неправильна

______________

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

5 и более / 6 и более

Контрольный словарный диктант

-

1-2 ош.

3-4 ош.

5 и более ош.

Контрольный текстовый диктант

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

нет ошибок

1негруб. / 1негруб.

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

2 / 2

1 / 3

0 / 4

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

4 / 4

3 / 5

0 / 7

5 / 4

2 / 2

Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок

5 и более / 7 и более

0 / 12 и более

 

Дополнительные

(грамматические)

задания

Все задания выполнены верно

Выполнено верно не менее 3/4 заданий

Выполнено верно не менее 1/2 заданий

Выполнено верно менее 1/2 заданий

 

 

2.2  Оценка сочинений и изложений

 

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1 страницы, в VI классе — 1,0-1,5 страницы, в VII классе — 1,5-2,0 страницы, в VIII классе — 2,0-3,0 страницы, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0 страницы. (Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка)

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

 

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

 

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (по нормативам оценки контрольных диктантов).

 

 

Критерии и нормы оценивания сочинений и изложений

 

Отметки

Основные критерии оценки

 

содержание и речевое оформление

грамотность

«5»

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета

Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

1негруб. или  1негруб. или 1

 

«4»

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов

Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

2 / 2 / 2

1 / 3 / 2

0 / 4 / 2

 

«3»

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов

Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

4 / 4/ 4

3 / 5 / 4

0 / 7 / 4

 

 (в 5 классе – 5 / 4 / 4)

«2»

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов

Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

7 и более / 7 и более /

7 и более

 

 

Примечания:

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 

2.3  Оценка обучающих работ

 

При оценке письменных обучающих работ учитываются:

-      степень самостоятельности учащегося;

-      этап обучения;

-      объём работы;

-      чёткость, аккуратность, каллиграфия.

Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо два исправления ошибок. (Исправлять ошибку рекомендуется ручкой: аккуратно зачеркивается буква (слово) и надписывается нужная (-ое).)

Проверенные в классе работы (классные и домашние) просматриваются, но, по усмотрению учителя, могут не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Классные и домашние работы (упражнения) по новому материалу, который еще недостаточно закреплен, учитель проверяет, но не оценивает.

 

. Требования, предъявляемые к экзаменационным рефератам

1. Школьный экзаменационный реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

2. Реферат отличают следующие признаки:

а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материал первоисточника, его аналитико-синтетической переработки («аналитико-синтетическая переработка первичного документа с целью создания вторичного»);

б) будучи вторичным текстом, реферат создается со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию, то есть ему должны быть присущи следующие черты: целостность, связность, структурная упорядоченность и завершенность.

в) по возможности в реферат должно быть включено самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале или художественных текстов, или источников по теории и истории литературы.

3. Школьный экзаменационный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основная часть, заключение и список литературы, возможно приложение.

Во введении, как правило, дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, производится краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат.

В основной части кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый смысловой блок (глава, параграф) должен быть озаглавлен.

Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. В нем должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых работ, даны указания на то, кому могут быть интересны книги, тексты, рассмотренные а реферате. Заключение не должно превышать по объему введения.

4. Объем реферата жестко не регламентируется, однако он не должен превышать 20 машинописных страниц.

5. Реферат должен быть написан на бумаге стандартной формы (лист А4, с полями слева 2,5 – 3 см., сверху и снизу – 2 см., справа – до 1 см.) и вложен в папку.

Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и приложения. Нумеруют страницы арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху посредине листа. Первой страницей является титульный лист, на нем номер страницы не ставится.

6. Список литературы завершает работу. В нем фиксируются источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавия книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Библиографические данные оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003: например: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2006.


Скачано с www.znanio.ru



* За основу данного приложения взято Приложение № 3 «Программы восьмилетней и средней школы на 1985/86 учебный год „Русский язык”: методическое письмо „О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся”. – М.: Просвещение, 1985, с.41-44.

 

* Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык».- М.: Просвещение, 1992.

Единые требования к устной и письменной речи учащихся * 1

Единые требования к устной и письменной речи учащихся * 1

Списывание. В 5-х классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания

Списывание. В 5-х классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) 8 100-110 слов

Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) 8 100-110 слов

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований: §

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований: §

Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки: - контрольные диктанты в

Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки: - контрольные диктанты в

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников (См

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников (См

Оценка письменных работ 2

Оценка письменных работ 2

Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ

Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ

Ответы на вопросы (6-11кл

Ответы на вопросы (6-11кл

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (по нормативам оценки контрольных диктантов)

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (по нормативам оценки контрольных диктантов)

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов

Реферат отличают следующие признаки: а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материал первоисточника,…

Реферат отличают следующие признаки: а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материал первоисточника,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021