Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11»
Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска.
Автор-составитель:
Коренюгина Ольга Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
и мировой художественной культуры,
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2021г
Оглавление
Введение. 3
I. Теоретическая часть. 4
1.1. Изучение методической литературы и опыта российских и зарубежных теоретиков. 4
1.2 Методология программы наставничества. 6
II. Практическая часть. 9
2.1 Модель системы наставничества молодых педагогов в муниципальной системе образования города Нижневартовска. 9
2.2. Наставничество молодых педагогов в муниципальной системе образования города Нижневартовска. 9
2.3. Пути реализации наставничества в «МБОУ СШ №11». 11
Заключение. 13
Список литературы. 14
Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина. В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.
Сегодня школе нужны учителя, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию учителя. Для решения задач современного образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка преподавателя.
Цель проекта:
- изучение эффективного использования наставничества как образовательной технологии в образовательной среде школы
-эффективное использование всех форм наставничества в педагогической среде.
-развитие сети наставников в педагогическом сообществе; эффективное использование всех форм наставничества; распространение лучших наставнических практик; помощь в адаптации и закреплении молодых специалистов на рабочих местах.
Задачи проекта
-развитие сети наставников в педагогическом сообществе, выявление новых подходов в работе наставников и распространение положительного опыта в образовательной системе города;
-выявление и распространение лучших наставнических практик в образовательной сфере;
- формирование статуса «педагога-наставника»;
- стимулирование активности педагогов в освоении технологий индивидуализации, конструирования вариативной образовательной среды, сопровождения процессов принятия и реализации образовательных решений;
- оценка работы по адаптации и закреплению специалистов в образовательном учреждении в условиях нарастающего дефицита педагогических кадров.
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.
Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor». История наставничества идет из далекого прошлого. Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древнегреческий Ментор. Этот герой древнегреческой мифологии был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием.
Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. способен на это, прежде всего, наставник преклонных лет. Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.
В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.
В современной теории образования за рубежом наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция Г. Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов. В течение многих сотен лет наставничество применялось главным образом по отношению к подрастающему поколению. Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».
Параллельно с этим наставничество начало применяться при организации труда: возник институт подмастерий, получило развитие ученичество. С этого времени и по сей день наставничество активно и с успехом используется на всех производствах.
Очередная волна интереса к наставничеству пришлась на восьмидесятые годы прошлого века в работах Д. Меггинсона и ряда других. К этому времени относится и появление терминологической путаницы, в результате которой популярные термины «наставничество», «менторинг», «коучинг», «обучение на рабочем месте» стали употребляться как взаимозаменяемые.
В российской современной педагогической науке наставничество также достаточно хорошо обосновано:
● Теоретическая база системы наставничества: разработки известных педагогов XIX века – К. Д. Ушинский и др.
● Сущность понятия «наставничество»: труды С. Я. Батышева, и др.
● Значимость наставничества в профессиональной деятельности: работы В. А. Сухомлинского и др.
Психолого-педагогические условия наставничества: труды И. С. Гичан, и др.
● Наставничество как элемент системы непрерывного педагогического образования: О. А. Абдуллина, и др.
● Оказание помощи начинающему учителю и создание условий для его профессионального становления: работы Т. В. Шадриной и др.
Формированию подрастающего поколения в России придается важное значение на государственном уровне. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегия развития системы образования ориентирована на решение задач обучения и воспитания, воплощение в жизнь практики воспитания и дополнительного образования с целью становления мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, защите отечества, предотвращения отклонений в поведении.
Внедрение в педагогическую практику «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» актуализирует задачу объединения усилий по взаимодействию в реализации единой государственной политики в области воспитания, определению сущностных характеристик современного воспитательного процесса, обмену инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки детей в трудной жизненной ситуации, в том числе посредством привлечения волонтеров-наставников.
Нормативно-правовые основания такой деятельности в Российской Федерации обеспечиваются рядом документов, соответствующих требованиям международных конвенций, среди которых:
− Всеобщая Декларация Добровольчества (принятая на XVI Всемирной Конференции Международной Ассоциации Добровольческих Усилий - IAVE, Амстердам, январь, 2001 г.);
− Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559.
− Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. о предотвращении преждевременного оставления школы.
Анализ этих документов показывает, что институт наставничества отталкивается от потребностей ребенка в специальной охране и заботе, в том числе в правовой защите. Это предполагает равенство возможностей и выбор в сфере образования, а также доступ к качественному образованию для представителей всех социальных, этнических и религиозных групп, независимо от пола или индивидуальных особенностей.
1.2 Методология программы наставничества.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Методология наставничества - это система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и продуктивным опытом, позволяющих понять процесс взаимодействия наставника (первый субъект наставничества) и наставляемого (второй субъект наставничества). Контролирующая организация участвует в процессе обучения, совместно с наставником создает его план и корректирует дальнейшее взаимодействие в процессе наставничества.
Наиболее перспективными подходами, которые могут стать основными при построении системы наставничества в образовательных организациях Российской Федерации, являются системный подход, комплексный и личностно-ориентированный подходы.
Системный подход. Обсуждение идей системного подхода применительно к наставничеству и волонтерству началось с работ Л. фон Берталанфи. В психологии использование системного подхода впервые стал обсуждать Б.Ф.Ломов. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает многомерность образования, его многоуровневость и иерархичность, многомерную классификацию его свойств, признание его полидетерминированности и изучение взятого образования в его развитии.
В.А.Ганзен, рассматривая проблемы системных описаний, выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный. При этом описание системы должно включать ее элементный состав, структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами, функции системы, ее подсистем и элементов, интегральные свойства системы, системообразующие факторы, взаимосвязи со средой.
Комплексный подход был сформулирован и реализован Б.Г.Ананьевым. Комплекс - это совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование. В изучении человека как личности Б. Г. Ананьев выделял:
● статус личности (положение в обществе, экономическое, политическое, правовое и т.д.);
● общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения;
● мотивацию поведения личности и деятельности в зависимости от ее целей и ценностей;
● мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру;
● характер и склонности человека.
Эта сложная система субъективных свойств и качеств человека определяет его деятельность и поведение. В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.
Личностно-ориентированный подход, разрабатываемый в русле отечественной психологической науки (В.В.Рубцов, Н.Ю.Синягина, И.С.Якиманская и др.), основан на идеях о деятельностной модели формирования личности. Его необходимо применять в связи с приоритетом потребностей, целей и ценностей развития наставляемого при организации наставничества в системе образования, максимальным учетом индивидуальных, субъектных и личностных особенностей обучающихся.
В рамках личностно-ориентированного подхода личность рассматривается как активный субъект деятельности, включенный в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. Личность, согласно этому подходу, развивается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. «Развитие» в данном контексте понимается как качественные и количественные позитивные изменения.
Эти подходы обуславливают основные принципы реализации наставничества. Большинство таких принципов может применяться как к работе отдельного наставника, так и к программе в целом.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Различают следующие формы наставничества:
1. Ученик – Ученик
2. Ученик – Учитель
3. Студент – Ученик
4. Работодатель – Студент
5. Работодатель – Ученик
Потенциал наставничества в последнее время признается все большим числом людей. Многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества. Поэтому необходимо как распространять имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.
Наиболее известной из апробированных практик наставничества является программа MENTOR: The National Mentoring Partnership (МЕНТОР: Национальное наставническое партнерство). За 25 лет работы MENTOR результаты реализации программы легли в основу национальных и международных стандартов качества наставничества. Ими были разработаны единые принципы наставничества, была создана и обоснована база профессионального наставничества, расширилось количество стран – участников наставнического движения, в которое включилась и Россия.
В настоящее время в России реализуется несколько программ наставничества. Наиболее полно и содержательно насыщенные программы направлены на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, и детей в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией.
В целом, реализуемые в России программы основаны на индивидуальном наставничестве и, как правило, дают хорошие практические результаты.
2.1 Модель системы наставничества молодых педагогов в муниципальной системе образования города Нижневартовска.
Наставничество рассматривается как ключевая стратегия в управлении многими организациями города, вследствие этого меняются сами модели наставничества и с точки зрения практики развития персонала это представляет интерес для образовательных организаций. Понятий «наставничество» существует достаточно много, где наставничество рассматривается с разных позиций, в системе образования города Нижневартовска наставничество рассматривается как «форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество». Передачи опыта и умений осуществляется в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении, нетворкинга, встречи поколений, форсайт-сессий, информационно-методической поддержки на сайте ЦРО, мониторинга профессиональных затруднений молодых педагогов, творческих площадок, мастер-классов, семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов; консультаций, конкурсов профессионального мастерства. Он подразумевает не только подготовку своего преемника, но и подготовку специалиста на другую высокую должность, может сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания.
На регулирование института волонтерства и наставничества не имеет широкой практики. При этом в законодательстве субъектов РФ вопросы наставничества регулируются, как правило, преимущественно в сфере трудовых отношений. Это касается вопросов адаптации молодых специалистов на рабочем месте, наставничества как института в сфере образования по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих.
В муниципальных нормативно-правовых актах содержатся требования к лицам, осуществляющим наставничество. В частности, определяется минимальный возрастной порог (как правило, старше 18 лет); отсутствие судимости и факта привлечения к ответственности за наиболее вредоносные административные правонарушения, а также наличие необходимых нравственных и педагогических качеств, которые определяются административным усмотрением
В городе Нижневартовске реализуется положение о наставничестве молодых педагогов в муниципальной системе образования (город Нижневартовск) разработанное в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением (Министерства просвещения России) от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», Региональным проектом «Учитель будущего (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)», Положением департамента образования администрации города Нижневартовска, утвержденным решением Думы города Нижневартовска от 18.09.2015 №851 (ред. от 31.05.2019), приказом департамента образования администрации города Нижневартовска от 12.09.2019 № 566 «Об утверждении состава Форсайт-центров системы образования города Нижневартовска на 2019-2020 учебный год», уставом муниципального автономного учреждения города Нижневартовска «Центр развития образования» (далее – МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»), утвержденным приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 22.03.2012 №571/36-п (с изменениями).
Форма наставничества: групповая, коллективная, взаимная, онлайн, индивидуальная.
Модель наставничества – менторинг.
Тип наставничества – систематическое, социальное.
Ожидаемые результаты - эффективная реализация мероприятий с молодыми педагогами образовательных организаций в соответствии с современными требованиями системы общего/дошкольного/дополнительного образования; повышение профессиональных компетенций молодых педагогов образовательных организаций.
Разработаны порядок организации деятельности наставничества молодых педагогов в муниципальной системе образования и критерии оценки эффективности наставничества, дорожная карта.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Международные и российские исследования показывают, что процесс наставничества будет эффективным, если он концептуально и методологически проработан и представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой (объект, субъект, формы, средства, методы, результат) и временем, необходимым для ее осуществления.
В качестве концептуального обоснования программы наставничества школы выдвигаются следующие положения:
1) наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности;
2) наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающегося;
3) технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций. Скорость и продуктивность их усвоения, которую обеспечивает наставничество, делают его неотъемлемой частью современной системы образования.
В силу этого наставничество становится перспективной технологией для достижения целей, которые ставит национальный проект «Образование» перед образовательной организацией: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
● улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
● подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
● создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
● формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Структура программы наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса программа описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.
Механизм реализации программы наставничества предполагает:
− планирование деятельности по реализации программы наставничества в организации;
− организацию системы наставничества с учетом выбранных типов наставничества (личного, группового, командного, наставничества ровесниками и/или Интернет-наставничества);
− подбор и обеспечение необходимого персонала;
− психолого-педагогическое сопровождение участников.
Компоненты системы наставничества
Ценностно-смысловой |
Содержательный |
Технологический |
Оценочно-диагностический |
Наставничество – взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве, позволяющее передавать живой опыт и полнее раскрывать потенциал каждого человека. Объект наставничества –процесс передачи опыта. Субъекты: наставники и наставляемые. |
Работа с |
технологии |
Мониторинг и оценка параметров программы: |
- социумом |
- интерактивные технологии; |
- организационного (эффективность системной планируемой деятельности) |
|
-наставниками |
тренинговые технологии; |
-научно-методического (наличие методической базы и обеспеченность кадрами); |
|
-наставляемыми |
проектные технологии |
|
|
-родителями |
консультации, беседы, семинары-практикумы |
-личностных (мотивация, включенность в наставнические отношения и др.) |
|
- коллективом организации. |
|||
- организациями, осуществляемыми деятельность по образовательным программам |
В школе ведется наставничество по нескольким направлениям
№ |
Наименование |
Проект/программа (оператор) |
Кто является наставниками |
Роль наставника |
Наставляемые |
Период осуществления |
1. |
Наставничество в ранней профориентации |
Проект «Билет в будущее» (Молодые профессионалы) |
Маликова Н.И. Лепешева Е.А. Боднарчук Е.В. |
Партнер в выстраивании профессиональной траектории обучающегося на основе более осознанного выбора профессиональной области деятельности |
Фокина В., Сисина Д. |
С сентября 2020 г. |
2. |
Развитие наставниками профессиональных качеств у молодых педагогов |
Программа «Кадры будущего» |
Ашапина Н.Н. Умнова Е.В. Мельникова О.Г. Самарина О.В. |
Партнер в выстраивании индивидуальной образовательной и профессиональной траектории |
Егоров Я.И. Каюмова Г.А. Аскерова Э.А. Волкова Ю.П |
С сентября 2020 г |
3. |
Наставничество в проектной деятельности |
Программа работы с одаренными детьми «Путь к успеху» |
Никифорова Е.А. Волкова Т.Н. Каюмова Г.А. |
Лидеры проектов, модераторы, консультанты |
Ковалев А.
Ярмошевич Л. Бильдяков В., Гатаулина М |
С октября 2020 г |
4. |
Целевая программа наставничества |
Программа «Наставничество» |
Педагоги, ученики, студенты, работодатели |
Помощник в раскрытии потенциала наставляемого, партнер в выстраивании его индивидуальной образовательной и профессиональной траектории; инициатор улучшения показателей школы |
Педагоги, ученики, студенты, |
С марта 2020 г. |
5 |
Наставничество в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. |
Программа работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. |
Самарина О.В. Игнатенко Г.В. Студенты Педагоги психологи |
Профилактическая работа и оказание помощи детям-сиротам и семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. |
|
С августа 2020 |
Оценка качества процесса реализации программы наставничества
SWOT –анализ реализуемой программы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Пути решения проблем |
Реализация образовательных проектов на базе школы совместно с представителями организаций-партнеров |
Отказ организаций от взаимодействий с образовательными организациями |
Поиск организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ и заключение договоров с ними. |
Реализация проекта «Билет в будущее» |
Недостаточное количество обучающихся вовлеченных в проект «Билет в будущее» |
Популяризация мероприятий проекта среди обучающихся, вовлечение 100% обучающихся в мероприятия проекта. |
Выпускники школы, планирующие стать наставниками в будущем |
Отсутствие информации о целевой модели наставничества, реализации программы наставничества среди выпускников |
Привлечение внимания выпускников школы через проводимые мероприятия школы, содержащие в себе информацию о целевой модели наставничества, реализации программы наставничества школы. |
Взаимодействие наставника и наставляемого (учитель-учитель) |
Не высокая заинтересованность в деятельности наставника и наставляемого |
Разработка мер стимулирования, форм поощрения наставников |
Участие молодых специалистов в конкурсах профессионального мастерства. Приобретение педагогического опыта. |
Отсутствие опыта педагогической работы |
Разработка и публикация собственных профессиональных работ (статей, исследований методических практик молодого специалиста) |
Показатели эффективности внедрения программы наставничества
В части оценки наставнической программы:
• соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям программы, по которой она осуществляется;
• оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в программе;
• соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
• наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;
• логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
• положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
•
В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности:
• степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
• уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
• заинтересованность и включенность родителей или лиц их замещающих;
• уровень удовлетворенности родителей или лиц их замещающих наставнической деятельностью и успехами их ребенка.
Относительно изменений в личности наставляемого-участника:
• улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
• нормализация уровня тревожности; оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
• повышение уровня самооценки наставляемого;
• повышение уровня позитивного отношения к учебе;
• активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
• повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
• степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.
Ожидаемые результаты реализации программ наставничества:
повышение эффективности системы образования достигается через:
- измеримое улучшение показателей конкретной образовательной организации: образовательных, спортивных, культурных;
- развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
- рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные / карьерные траектории;
- улучшение психологического климата в образовательной организации;
- создание сообщества готового оказывать ей поддержку;
- создание экологичной и плодотворной среды развития педагогов;
-привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательный проектов.
Наставничество является проверенной стратегией, доказавшей свою способность помочь молодым людям реализовать их потенциал при любых обстоятельствах. За счет опыта других людей оно способно наиболее полно решать задачи образования и воспитания подрастающего поколения, его социализации и поддержки.
Это не цель, а средство. Нужно отчетливо понимать, для каких целей это средство подходит (и как именно его использовать), а для каких целей не подходит. Это практика, которая (как и большинство образовательных практик) не внедряется, а взращивается. Взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия, гражданской активности.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Приоритетный национальный проект «Образование»
3. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ (2016 г.)
4. Исторический словарь // enc-dic.com: URL: http://enc-dic.com/history/ Nastavnichestvo-27565.html.
5. Льюис Г. Менеджер-наставник. - М.: изд-во Баланс-клуб, 2002. - 192 с.
6. Наставничество // school-429.ru: URL: http://school-429.ru/uploads/ files/doc/Kadry/Наставничество.doc
Приложение 1
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
внедрения системы наставничества в образовательной организации «МБОУ «СШ №11»
№ этапа |
Наименование этапа |
Сроки |
Ответственные |
Мероприятие |
Локальные акты |
1 |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
Март 2020 |
Заместитель директора по НМР Кошелева Т.А., Заместитель директора по УР Медведева Е.В. |
-информировать педагогов, обучающихся и родительское сообщество о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов, молодых специалистов; -определить заинтересованные в наставничестве группы внутри и во вне МБОУ «СШ №11», выпускники, работодатели и др.; -определить цель, задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты; -обеспечить нормативно-правовое оформление программы наставничества; -создать организационные условия для осуществления программы наставничества (назначить куратора; сформировать команду; -разработать модель сетевого или иного взаимодействия партнеров в осуществлении наставнической деятельности. |
-Приказ о внедрении целевой модели -Положение о наставничестве -Дорожная карта внедрения модели наставничества
|
2 |
Формирование базы наставляемых |
Март-апрель 2020 |
Заместитель директора по УР Медведева Е.В. |
-информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы; -организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты), в том числе – сбор запросов наставляемых |
-Формирование базы наставников; -Анкеты для анализа потребности в развитии у наставляемых; -согласие родителей (законных представителей) |
3 |
Формирование базы наставников |
Апрель-май 2020 |
Заместитель директора по НМР Кошелева Т.А. |
-провести уточняющий АПО наставляемых (например, анкетный опрос, интервью, наблюдения и др. для анализа потребностей в развитии наставляемых); -использовать различные форматы для популяризации программы наставничества; - провести мероприятия для информирования и вовлечения потенциальных наставников, взаимодействовать с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях (например, мероприятия с соцпартнерами; -желающих/готовых быть наставниками объединить в базу |
-Анкеты-опросы «Чем я могу быть полезен в -База наставников
|
4 |
Отбор выдвижение и обучение наставников |
Сентябрь-октябрь 2020 |
Заместитель директора по НМР Кошелева Т.А. |
-подготовить методические материалы для сопровождения -организовать «Школу наставников» и провести обучение. |
-Анкеты для анализа потребности в развитии наставников; -Приказ об организации «Школы наставников», утверждение программ и графиков обучения наставников; -Памятки для наставников.
|
5 |
Формирование наставнических пар / групп |
Сентябрь 2020 |
Заместитель директора по НМР Кошелева Т.А., Заместитель директора по УР Медведева Е.В., Педагог-психолог Каземирова В.Р. |
-организовать групповые встречи для формирования пар или групп; -организовать пробную рабочую встречу и встречу; -планирование наставников и наставляемых, выбрать форматы взаимодействия для каждой пары или группы; -обеспечить психологическое сопровождение наставляемым, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника |
-Приказ об утверждении наставнических -Планы наставляемых (в том числе индивидуальные траектории обучения); -Памятки для наставляемых. |
6 |
Организация и осуществление работы наставнических пар / групп |
В течение года после этапа 5 (до завершения отчетного периода) |
Заместитель директора по НМР Кошелева Т.А., Заместитель директора по УР Медведева Е.В. |
-провести обучающие, экспертно-консультационные и иные мероприятия наставников; -организовать комплекс встреч наставников и наставляемых; -организовать текущий контроль достижения планируемых |
-Форматы анкет обратной связи для промежуточной оценки. |
7 |
Завершение наставничества |
В конце отчетного периода |
|
- организовать «обратную связь» с наставниками, наставляемыми и куратором (например, провести итоговое анкетирование, рефлексию); - подвести итоги мониторинга эффективности реализации программы; - организовать итоговую встречу наставников и наставляемых для
обсуждения результатов - организовать и провести итоговое мероприятие для представления результатов наставничества, чествования лучших наставников - сформировать базу успешных практик (кейсов); - сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе -из успешно завершивших программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли; - популяризировать лучшие практики и примеры |
- Анкеты удовлетворенности наставников и - Отчет по итогам наставнической программы
(включая отчеты наставников и - Приказ о поощрении участников - Благодарственные письма партнерам. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.