Эффективное использование современных образовательных технологий
в учебном процессе
В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии
Технология развития критического мышления.
На стадии вызова использую прием прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся, работая индивидуально, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Таким образом, они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Например, 8 класс, тема «Место человека в системе органического мира»
До |
Утверждения по теме «Место человека в системе органического мира» |
После |
|
1. Люди всех рас относятся к одному виду – Человек разумный |
|
|
2. Ближайшие родственники человека – сумчатые животные |
|
|
3. У всех людей на одной из стадий жизненного цикла имеются жабры |
|
|
4. Человека, как и рыб, относят к типу Хордовые |
|
|
5. Человек относится к классу Люди |
|
|
6. Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и человека является хорда |
|
|
7. Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая, имеет два круга кровообращения |
|
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Толстые вопросы
1.Что общего у грибов и растений.
2.Что общего у грибов и животных.
3.Причины выделения грибов в отдельное царство.
Тонкие вопросы
1.Каково значение грибницы в жизни грибов.
2.Как питаются грибы.
Прием «Концептуальная таблица»
Прием «Концептуальная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными организмами.
ПАРАМЕТР ДЛЯ СРАВНЕНИЯ |
КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ |
КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ |
КЛАСС НАСЕКОМЫЕ |
1. МЕСТО ОБИТАНИЕ |
ВОДОЕМЫ ПРЕСНЫЕ И СОЛЕНЫЕ, НЕМНОГИЕ – НАЗЕМНЫЕ, ПАРАЗИТЫ |
НАЗЕМНЫЕ, НЕКОТОРЫЕ – В ВОДЕ, ПАРАЗИТЫ |
НАЗЕМНЫЕ, ВОДНЫЕ, ПОЧВЕННЫЕ, ПАРАЗИТЫ |
2. ОТДЕЛЫ ТЕЛА |
3 - голова, грудь и брюшко или 2 – ГОЛОВОГРУДЬ И БРЮШКО |
2 – ГОЛОВОГРУДЬ И БРЮШКО |
3 – ГОЛОВА, ГРУДЬ, БРЮШКО |
3. ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ |
СЛОЖНЫЕ ГЛАЗА (шаровидные) |
ПРОСТЫЕ ГЛАЗА |
2 сложных, 3 простых |
4. КОЛИЧЕСТВО УСИКОВ |
2 ПАРЫ |
ОТСУТСТВУЮТ |
1 ПАРА |
5. КОЛИЧЕСТВО ХОДИЛЬНЫХ НОГ |
5 ПАР |
4 ПАРЫ |
3 ПАРЫ |
6. НАЛИЧИЕ КРЫЛЬЕВ |
ОТСУТСТВУЮТ |
ОТСУТСТВУЮТ |
1 ИЛИ 2 ПАРЫ |
7. органы пищеварения |
2 отдела желудка, жерновки |
рот, глотка, пищевод, желудок, кишка. внекишечное переваривание. |
жевательный желудок, средняя кишка, слепые выросты |
8. Органы дыхания. |
жабры |
легкие и трахеи |
трахеи (газообмен), которые начинаются дыхальцами |
9. Тип кровеносной системы |
незамкнутая |
незамкнутая |
незамкнутая |
10. Органы кровеносной системы |
сердце, сосуды, гемолимфа |
сердце, сосуды, гемолимфа |
гемолимфа (несет пит в-ва), сердце, сосуды |
11. Органы выделения |
зеленые железы |
мальпигпевы сосуды |
мальпигпевы сосуды |
12. Нервная система |
окологлоточное нервное кольцо и нервная цепочка |
головогрудной нервный узел и нервы |
надглоточный узел (мозг), подглоточный узел, брюшная нервная цепочка, нервы |
13. Органы чувств |
осязание, обоняние, зрение, равновесие |
зрение, |
зрение, осязание, обоняние, зрение, вкус,
термочувствительность, |
14. Размножение |
внутреннее, раздельнополые |
внутреннее, раздельнополые |
внутреннее, раздельнополые |
На стадии осмысления применяю такие приемы как «Найди ошибку», «Верите ли вы, что …» (рассматриваемого еще в начале урока), выполнение теста, ответы на вопросы познавательного характера.
Например, 5 класс, тема «Мхи»:
Найдите ошибки в очерках:
1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.
2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах.
6 класс, тема «Строение и значение побега»:
«Верите ли вы, что …»
1. Корень - специализированный орган почвенного питания.
2. Существуют корневые системы: мочковатая, стержневая, придаточная.
3. Боковые корни отходят от главного.
4. Придаточные корни образуются только на боковых корнях.
5. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
6. Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.
7. Кончик корня покрыт корневым чехликом.
8. В корне за зоной всасывания идет зона роста.
9. Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.
10. Главный корень одуванчика похож на стержень.
Использование приемов развития критического мышления, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в образовательный процесс, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами.
Игровые технологии обучения.
На этапе мотивации учебной деятельности предлагаются ребусы, отгадав которые вы сможете сформулировать тему урока. Пример, 5 класс, тема «Папоротники».
В начале этапа изучения нового материала применяю сказки (сказки – рассказы, сказки – загадки). 7 класс ОВЗ
Какой из органов важнее?
«Спор органов растения»
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня, если бы вовремя не вмешался в разговор человек.
Как вы думаете, что сказал человек корням, стеблям, листьям и цветку?
На уроке обобщения о воде 6 класса ОВЗ:
«Светофор». Я читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете красный кружок, второй — желтый кружок, третий — зеленый кружок. Если же вы думаете, что правильный два ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.
1. При нагревании вода: а) сжимается; б) расширяется; в) ничего не происходит. (ответ б — желтый кружок)
2. Если опустить предмет в воду: а) его не видно; б) он хорошо виден; в) еле заметен. (ответ б — желтый кружок)
3. Если пропустить мутную воду через фильтр: а) очищается; б) загрязняется; в) остается прежней. (ответ а — красный кружок)
4. Вода имеет: а) цвет; б) запах; в) ничего не имеет. (ответ в — зеленый кружок)
5. Если в воде размешать соль: а) раствориться; б) раствориться не до конца; в) с ней ничего не произойдет. (ответ а — красный кружок)
6. При охлаждении вода: а) сжимается; б) ничего не происходит; в) расширяется. (ответ а — красный кружок)
7. Если поставить на мороз бутылку с водой, плотно закрытую пробкой, то при замерзании воды бутылка: а) сузится; б) ничего не произойдет; в) разорвется на части. (ответ в — зеленый кружок).
Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.