Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков из неблагополучных семей.
Оценка 4.9

Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков из неблагополучных семей.

Оценка 4.9
Педсоветы +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—6 кл
17.01.2021
Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков из неблагополучных семей.
В статье рассказывается о невербальных средствах общения, как основа социально-психологической адаптации подростка.
Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков.docx

  Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков из неблагополучных семей

          Общение людей друг с другом - одна из самых таинственных сфер жизни. Радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ испокон веков были для людей загадкой и манили своей неизведанностью. А между тем взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровиться друг к другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения. Те, кому удается добиться созвучия душ, чувствуют духовное единение, радуются, душевно обогащают друг друга. Однако многие до конца жизни блуждают в лабиринтах непонимания, обычно - между любовью и болью.

           В процессе общения происходят такие явления, как восприятие и понимание людьми дуг друга; подражание; внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

Есть данные, что 85% всей информации человек получает и передает с помощью невербальных средств. Паракоммуникации (такие как интонация, уменьшение высоты тона, жесты завершения или релаксация напряженных рук и др.) являются индикаторами смены ролей коммуникатора и реципиента сообщения. Большая часть паракоммуникаций используется при непосредственном общении и невозможна (за исключением интонации) при общении, опосредованном, скажем телефоном. И наоборот, доля невербальных средств резко возрастает в ситуациях, когда непосредственное вербальное общение затруднено, например: общение на расстоянии, через стекло или при запрете шуметь. Мигание век становится единственным способом коммуникации у полностью парализованного и лишенного речи человека .

Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какую роль в ее развитии играет подражание окружающим.  Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Жесты и мимика являются также и основными средствами общения на ранних этапах коммуникативного развития, и, как правило, отставание в развитии вербальной речи сочетается у детей с бедностью жестовой речи.

Особое внимание заслуживают дети подросткового возраста, с еще очень неустойчивой системой ценностей, неустойчивой самооценкой, неустойчивыми социальными ориентирами и непроизвольной установкой на ценности референтной группы.

Им интересно жить, но очень трудно: физически они взрослые, нравственно- дети, интеллектуально – взрослые, эмоцианально – дети. И все эти чудеса – в каждом из них полной мерой, полной чашей, все всмятку, кучей. И всем этим чудесам нужна внутренняя структура, структура внутреннего мира: в чем-то общая, чтобы можно было общаться , в чем то индивидуальная, чтобы развиваться по своему и прожить свою жизнь, а не реализовывать установки родителей и педагогов.

Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. При этом школы-интернаты, детские дома переполнены. Растут приюты временного содержания. Пополнение этих учреждений идет за счет детей из неблагополучных и многодетных семей. И если ранее в детские дома поступали дети из города, то сейчас – в основном из деревни. Рушится основа основ любого государственного строя – семья .

Также нужно отметить что, плохие отношения с родителями и со сверстниками способствуют возникновению депрессивных состояний у подростков. Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов. Часто депрессию подростки стараются скрыть повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Стресс может стимулировать суицидальные намерения. Риск самоубийства более высок среди подростков, употребляющих наркотики или алкоголь.

Данные факторы отрицательно влияют на социально-психологическую адаптацию подростков. Речь идет не только о предупреждении подростковой преступности, суицидов, наркомании и алкоголизма. Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, то есть не видят ее более-менее реально, не могут выбрать цели на определенном этапе жизни, не чувствуют себя уверенно и поэтому легко внушаемы и зависимы.

Говорить о подростках невозможно без учета роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Некоторые исследователи считают такое общение решающим – как в позитивном так и в негативном смыслах .

К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. И одним из важных факторов влияющих на адаптацию подростков в школе является эффективное общение.

Путь к согласию лежит через продуктивный стиль взаимодействия. Соучастная стратегия контакта способствует возникновению и сохранению доверительных взаимоотношений, обоюдной ответственности за успешные результаты. А непродуктивный стиль взаимодействия ведет человека к подавляющей и избегательной стратегиям общения отчуждению, к переживанию чувства одиночества, никчемности, ненужности, к разнообразной гамме негативных эмоций, в основе которых лежит страх быть непризнанным. Унаследованный из семьи, пережитый в детстве по разнообразным, теперь уже давно забытым и неосознаваемым причинам, страх оживает в общении с людьми и в особо тяжелые минуты переживается человеком как полный крах, распад всего, что до сих пор составляло основу существования, бессилия перед людьми и профессиональными задачами. Неблагоприятные взаимоотношения могут быть преодолены при желании и определенных усилиях.      

Таким образом, на основании всего выше изложенного можно сказать, что эта актуальная тема все еще находится в стадии активной разработки, нуждается не только в обобщении, но и в дальнейших исследованиях. Иногда даже профессионалы, теряются в лабиринтах людского общения, хотя каждый стремится сделать лучшее из того, на что он способен. При этом чаще всего полагаются на интуицию, доверяя своему дару чувствовать другого. Но, даже самые талантливые, порой переживают беспомощность и осуждают себя снова, что-то не так, неправильно, плохо.  

Список литератур

1.                   Маклаков А.Г. Общая психология.-Спб; Питер, 2000 (Серия «Учебник нового века»)

2.                   Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб.пособие для       студ.высш.учебн.заведений.-м:Издательский центр «Академия»,2002г.

3.                   Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений.-3-е изд.-М : Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

4.                   Восприятие и понимание человека человеком. М - 1982.

5.                   Андреева Г.М.   Социальная психология. М - 1980.

6.                   Леонтьев А.А. Общение как обьект психологического исследования \ Методологические проблемы социальной психологии-М.,1975.

7.                   Горянина В.А. Психология общения:Учеб. Пособ. Высш. Учеб. Завед.- М: Издательский центр «Академия», 2002

8.                   Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (общие и возрастные особенности) Учеб. Пособие-2-е изд.доп.-Мн: Тетра Системс, 2000.

9.                   Рогов Е.И. Психология общения –М: Гуманитар.изд.центр ,ВЛАДОС  2007.

10.               Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.- 2-е изд. М : Смысл; Академический прект, 1999.

11.               АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания.- Спб: Питер, 2001.-(Серия «Мастера психологии»)

12.               Чалдини Р. Психология влияния – Спб: Издательство»Питер», 1999(Серия «мастера психологии»)

13.               Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебн.пособ. для студ. Высш. Учеб.заведений. – 2-е изд., исп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

14.               Элизабет Мерман. Коммуникация и коммуникабельность.Пер. с нем.- Издат.Гуманитарный центр: 2007.

 

 


 

Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков из неблагополучных семей

Эффективное общение как основа социально-психологической адаптации подростков из неблагополучных семей

Жесты и мимика являются также и основными средствами общения на ранних этапах коммуникативного развития, и, как правило, отставание в развитии вербальной речи сочетается у детей…

Жесты и мимика являются также и основными средствами общения на ранних этапах коммуникативного развития, и, как правило, отставание в развитии вербальной речи сочетается у детей…

Стресс может стимулировать суицидальные намерения

Стресс может стимулировать суицидальные намерения

Но, даже самые талантливые, порой переживают беспомощность и осуждают себя снова, что-то не так, неправильно, плохо

Но, даже самые талантливые, порой переживают беспомощность и осуждают себя снова, что-то не так, неправильно, плохо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021