МБДОУ «Детский сад №53» общеразвивающего вида
г.Барнаул
«Эффективное запоминание с помощью мнемотехники»
Составила:Стороженко Татьяна Николаевна,
воспитатель подготовительной группы,
высшая квалификационная категория
Барнаул 2020
Эффективное запоминание с помощью мнемотехники
Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок
узнает что-то новое и значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания
развитию его памяти. Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.
Наиболее эффективным приемом для развития памяти
дошкольников является мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов
для запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, а также для
развития их мышления и речи.
Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и облегчает процесс запоминания и воспроизведения.
Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.
Первое, большое внимание надо уделить развитию у дошкольников зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для тренировки этих чувств на занятиях можно использовать разнообразные игры и упражнения.
Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Второе, для формирования навыков запоминания любой информации наиболее эффективны следующие методы:
Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать.
- Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию, совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
- Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов, «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.
Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги – тепло – лето – солнце – небо)
Третье, нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.
Например, «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди и вычеркни».
Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например, «Подскажи словечко», «Найди пару»
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов - работа с мнемодорожками.
Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
О мнемотаблицах подробнее поговорим в следующей статье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.