«Эффективное запоминание с помощью мнемотехники»
Оценка 4.9

«Эффективное запоминание с помощью мнемотехники»

Оценка 4.9
docx
Детсад
23.07.2020
«Эффективное запоминание с помощью мнемотехники»
«Эффективное запоминание с помощью мнемотехники».docx

МБДОУ «Детский сад №53» общеразвивающего вида

г.Барнаул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эффективное запоминание с помощью мнемотехники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:Стороженко  Татьяна  Николаевна,

воспитатель  подготовительной группы,

               высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2020

Эффективное запоминание с помощью мнемотехники

Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти. Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.
Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников является мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов для запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, а также для развития их мышления и речи.

Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и облегчает процесс запоминания и воспроизведения.

Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно  в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память  и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.

Первое,  большое внимание надо уделить развитию у дошкольников зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для тренировки этих чувств на занятиях можно  использовать разнообразные игры и упражнения.

Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Второе, для формирования навыков запоминания любой информации  наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.  

Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать.

  • метод, использующий образное мышление, этот способ основан на предположении о том, что существует люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

- Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию, совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

- Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов, «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.

  • метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  • метод превращения или трансформации.  Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги – тепло – лето – солнце – небо)

Третье, нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Например,  «Найди отличия»,  «Лабиринты», «Найди и вычеркни».

Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

  • Ёжик (какой?) - колючий

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например, «Подскажи словечко», «Найди пару»

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов - работа с мнемодорожками.

Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

О мнемотаблицах подробнее поговорим в следующей статье.

 


 

МБДОУ «Детский сад №53» общеразвивающего вида г

МБДОУ «Детский сад №53» общеразвивающего вида г

Эффективное запоминание с помощью мнемотехники

Эффективное запоминание с помощью мнемотехники

Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография

Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография

Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом

Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2020