Эффективность проектно-исследовательской технологии как системы интегрированных процедур в современном образовательном процессе

  • docx
  • 05.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Хлибаева И.А. Эффективность проектно-исследовательской деятельности.docx

Эффективность проектно-исследовательской технологии как системы интегрированных процедур в современном образовательном процессе

Хлибаева Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

 МОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114 города Донецка»

 

 

1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Вот несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов.

Но суть его остается прежней – стимулировать интерес обучающихся к знанию и научить, практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен учебного заведения.

 

2. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

- проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п.

Цель — участие детей в групповой деятельности.

- экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

- повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

- конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся (типология проектов по Е.С.Полат):

- практико-ориентированный проект (учебное пособие);

- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

- творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

- ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

- тематическим областям;

- масштабам деятельности;

- срокам реализации;

- количеству исполнителей;

- важности результатов.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания (Например, «Образ Игоря в литературе, живописи, музыке» (по произведению «Слово о полку Игореве»).

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными (внутриколледжными), региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

- минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

- краткосрочные — на 4-6 уроков;

- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- демонстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная конференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- диалог исторических или литературных персонажей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-конференция и др.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

3. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

4. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

5. Результатом работы над проектом является продукт.

6. Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.

Критерии значимости учебных проблем для учащихся:

- УП – допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решений;

- УП – интересен для всех членов группы и оправдывает их усилия;

- УП - отвечает возрастным особенностям;

- УП - выходит за рамки одного предмета;

Требования к организации деятельности учащихся для успешного выполнения

проекта:

- Наличие для учащихся личностно значимой и социально одобряемой проблемы, требующей применения интегрированных знаний;

- Практическая, теоретическая и познавательная значимость предложенных результатов, стимулирующая мотивацию;

- Структурирование содержательных частей проекта, программа действий для каждой группы;

- Доступность + высокий уровень трудности;

- Технологические аспекты с учетом возрастных особенностей.

Преимущества проектной деятельности

- При достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

- Участие в коллективной творческой деятельности;

- Организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;

- Деятельностный уровень освоения реальности;

- Самообразование;

- Целостная картина окружающего мира в динамике.

Педагогические детерминанты метода проектов

- ПРАВИЛО ВСЕОБЩЕЙ ТАЛАНТЛИВОСТИ нет бесталанных, а есть занятые не своим делом!

- ПРАВИЛО ВЗАИМОПРЕВОСХОДСТВА – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получатся и лучше!

- ПРАВИЛО НЕИЗБЕЖНОСТИ ПЕРЕМЕН – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным!

Уровни сформированности исследовательских умений:

- Начальный – учащиеся могут выполнять единичные операции, использовать знания конкретной темы курса, проводить аналогичные исследования, получая инструкцию от учителя;

- Средний – логически связывают отдельные элементы исследовательской деятельности, совместно и под руководством учителя исследуют свойства веществ, не всегда делают полный вывод на основании эксперимента;

- Высокий – комплексно используют исследовательские умения, могут планировать аналогичное исследование, комбинировать знания из различных тем.

5. ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Тем для проектов — неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

6. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. Но если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной.

Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современным образованием, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студентов, и не менее тщательной координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом. 

Вместе с тем, думаем, из приведенного описания технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.

Данная технология предлагает одновременное преподавание некоторых тем по различным предметам, которые имеют общие смысловые грани, что содействует не только стимулированию интереса у студентов, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных компетенций. Тем более, что количество учебных часов отводимых в программах среднего профессионального образования на изучение общегуманитарных и социально-экономических дисциплин за последнее время сократилось, а объем содержания увеличился.

Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/под ред. Е.С. Полат. – М.:2000

2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: – М.: Аркти, 2003.

3. Чечель, И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.

4. Чечель, И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

5. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.