МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 114 ГОРОДА ДОНЕЦКА»«Эффективность проектно-исследовательской технологии как системы интегрированных процедур в современном образовательном процессе»
Хлибаева Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Философ Лессинг
Традиционная педагогика
Учитель учит – ученик…
Учитель знает всё – ученик …
Учитель думает – ученик …
Учитель говорит – ученик …
Учитель управляет – ученик …
Учитель активен – ученик …
Учитель определяет содержание – ученик …
Учитель авторитарен – ученик …
Учитель – субъект обучения, ученик - …
Традиционная педагогика
Учитель учит – ученик учится
Учитель знает всё – ученик не знает ничего
Учитель думает – ученик воспроизводит
Учитель говорит – ученик слушает
Учитель управляет – ученик выполняет
Учитель активен – ученик пассивен
Учитель определяет содержание – ученик не свободен
Учитель авторитарен – ученик подчиняется
Учитель – субъект обучения, ученик - объект
Новое качество образования
Знания (предметный)
Личностный рост (личностный)
Применение знаний в жизни
(метапредметный)
Технология -
это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология -
это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
Эффективность: результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), получили название "пирамида обучения". Она демонстрирует средний процент усвоения знаний:
лекции - 5%;
чтение - 10%;
видео- и аудиоматериалы - 20%;
демонстрация - 30%;
дискуссионные группы - 50%;
практические действия - 75%;
обучение других, безотлагательное применение знаний - 90%.
Виды взаимодействия учителя и обучающихся в различных технологиях
взаимодействие
РЕПРОДУКТИВНЫЕ
АКТИВНЫЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Обучащийся, выступающий в роли “объекта” обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который ему передаётся педагогом - источником правильных знаний.
Обычно это происходит при применении таких методов – лекция, монолог-чтение, демонстрация и опрос обучающегося; однонаправленное воспроизведение информации обучающимся.
АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания вступает в диалог с учителем.
Основные методы:
игровое/социальное/имитационное моделирование;
деловые игры;
кейс – метод (case study - анализ конкретных ситуаций);
метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка (“interactive” “inter” – означает между, “active” - действие.
Таким образом «интерактивное обучение» - это обучение, построенное на взаимодействии.
Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся и педагога.
В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Это технологии, позволяющие вовлечь обучающихся в конкретную ситуацию, погрузить в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность могут взаимодействовать с другими людьми.
Это технологии, основанные на общении и взаимодействии не только с педагогом, но и учащихся друг с другом, когда деятельность одного влияет на деятельность других.
Современные педагогические технологии | ||
Здоровьесберегающие технологии | Технологии интегрированного | Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) |
Учебно-исследовательская деятельность | Технологии сотрудничества | Личностно-ориентированные технологии |
Обучение на основе учебных задач и ситуаций | Информационно-коммуникационная (ИКТ) | Технологии дифференцированного обучения |
Деловые игры | Проблемное обучение | Портфолио учащихся |
компьютерные технологии | интерактивные технологии | Технологии разноуровнего обучения |
Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
модульная технология;
технология проектного обучения;
технология внутриклассной дифференциации;
технология проблемного обучения;
технология дидактической игры.
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то:
метод проектов,
метод погружения,
методы сбора и обработки данных,
исследовательский и проблемный методы,
анализ справочных и литературных источников,
поисковый эксперимент,
опытная работа,
обобщение результатов,
деловые и ролевые игры и др.
Из истории
Метод проектов стал применяться в XIX веке в США для обучения сельскохозяйственных рабочих, которые выполняли проект по определённой теме (например, «Как мистер Чейз стрижёт своих овец электрическими ножницами»).
Джон Дьюи в начале XX века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учётом их личных интересов.
В 20-е годы в советской школе активно использовали метод проектов, но в 30-е школа была полностью переведена на традиционное обучение и был сделан вывод о том, что этот метод не даёт глубоких знаний по предметам.
В зарубежной педагогике метод проектов развивался в рамках альтернативного образования (особенно в США). Он использовался Бертом Шлезингером в «Школе без стен» («School without walls»). На базе таких школ в 1987 г. возникло новое направление в образовании — продуктивное обучение, базирующееся на проектном методе.
Из истории
Немецкие педагоги — основатели продуктивного обучения Ингрид Бём и Йене Шнайдер — считают, что сущность метода проектов — стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.
В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Из истории
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе, который более четко оформился в США к 1919 г.
В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925).
В основе метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых, состоящие в следующем: с большим увлечением ребенок выполняет только ту деятельность, которую он выбирает сам добровольно; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
Из истории
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни».
Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например такие, как:
участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
участники проекта организуют себя на дело;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Из истории
Метод проектов возник в XVI веке в архитектурных мастерских Италии.
Продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:
1590-1765: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы.
1765-1880: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент.
1880-1915: использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах.
1915-1965: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу.
1965 — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.
Из истории
Евгения Семёновна Полат [Современная гимназия 2000] считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Из истории
О проекте
Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени.
Проектирование и творчество
Проектирование и управление
Проектирование и развитие
П – проблема, проект, планирование
Р – развитие, рефлексия
О – организованность, опыт, общение
Е – единство, естественность
К – коммуникативность, креативность
Т - творчество, талант
Для чего нам нужен метод проектов в системе образования?
Прежде всего, для того, чтобы:
выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;
научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
1)Учёт интересов детей.
2) Учение через деятельность.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Алгоритм создания проекта
Проблема
Тема проекта
Основополагающий вопрос
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос
Гипотезы решения проблемы
Цель исследования
Проведение исследования
Составление плана
Выбор методов
Оформление результатов
Защита проекта
Дадим определение
Основополагающий вопрос
Проблемный вопрос
Глобальные и открытые
вопросы, объединяющие
понятия из нескольких
разделов или предметных
областей.
Основополагающие вопросы
часто охватывают несколько
областей знаний и помогают
ученикам понять, как эти
области связаны между собой
Учебные вопросы
ориентированы на предмет
и темы раздела. Проблемные
вопросы открыты.
Это помогает учащимся
продемонстрировать,
насколько хорошо они
поняли основные принципы
проекта и стимулирует лучшее
понимание основополагающих
вопросов
Дадим определение
Основополагающий вопрос
Проблемный вопрос
Кого растения выбирают в
помощники?
Учебный вопрос
Как растения гуляют
по свету?
Как размножаются
растения?
Как распространяют
семена?
Характеристика основополагающего вопроса:
Например: Как влияет школьный портфель на здоровье школьника?
Характеристика проблемных вопросов:
Выдвигаем гипотезы решения проблем:
Структура проектной деятельности
Ориентация на получение результата!
Основные принципы учебного проектирования
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
возможно большая самостоятельность учащихся;
творческая направленность;
практическая осуществимость проекта;
связь с потребностями общества.
Выполнение проекта
Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи:
исследования;
изготовление конечного продукта.
Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры:
разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся);
разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;
формируют образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность;
проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.
Проектно-исследовательская деятельность –
деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов.
Суть технологии
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам ,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.
Функция преобразования;
Функция мышления;
Функция оценивания
Функции проектно – исследовательской технологии
индивидуализации;
проблемности;
доступности;
Самодеятельности;
Сотрудничества.
Принципы организации проектно – исследовательской технологии
Положительные стороны
Применение проектно – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:
выдвигать темы проектов,
вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы,
приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы.
Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей.
Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
Классификация проектов может основываться по числу участников:
индивидуальные (личностные);
парные;
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
социально-значимые.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Примеры таких проектов
Выращивание луковичных растений,
Какие птицы живут в нашем крае.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.
Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Пример: “Дебаты”.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
Пример: “Донецк – город спортивный».
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты.
Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Пример :“Дом, в котором я живу”, “Чистый город”.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно.
Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил…
Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова!
Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки!
Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта.
Задание. Ответьте на вопросы.
С чем столкнулся мудрец на берегу реки?
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?
3) Чем занимались ученики в сказке?
4) Как быстро построили лодку и почему?
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?
6) Каков результат этой истории?
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?
Задание. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.
1. Мотивационный.
2. Планирующе – подготовительный.
3. Информационно – операционный.
4. Рефлексивно – оценочный.
Этапы работы над проектом
Мотивационный этап
1. Создание проблемной ситуации.
2. Формулирование темы проекта.
3. Определение конечного результата.
Планирующе-подготовительный этап
1. Объединение в группы, распределение обязанностей.
2.Составление графика работы над проектом.
3. Поиск информации.
Информационно-операционный этап
1. Работа групп по плану.
2. Консультации с руководителем.
3. Систематизация и классификация собранного материала.
4. Создание проектного продукта.
Рефлексивно-оценочный этап
1. Выбор формы представления проекта.
2. Составление текста для представления.
3. Репетиция представления.
4. Представление проекта.
Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот:сорвешь цветок, а где-то во Вселенной в тот миг звезда взорвется и умрет…
Актуальность опыта
Глюза О.А.
В условиях усиливающей глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира.
Результаты международных исследований свидетельствуют о низком уровне сформированности у школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы.
Актуальность опыта
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин:
1) снижение интереса учащихся к предметам естественно-научного цикла;
2) недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ;
3) специфика предметов естественно-научного цикла на современном этапе;
4) несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики, географии, биологии и химии;
5) необходимость экономии учебного времени.
Глюза О.А.
«Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Каменский
«Великая дидактика»
Гипотеза
Интеграция как средство обучения должна дать ученику метазнания, метаумения, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Глюза О.А.
Интеграция – это …
«система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром...» (О.Г.Гилязова);
«движение системы к большой органической целостности» (И.П.Яковлев);
«процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С.Сердюкова);
«ведущая форма организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» (Г.А.Монахова);
«целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную, на обеспечение целостности знаний и умений» (В.К.Сидоренко).
Глюза О.А.
Понятие “интеграция”
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
создание у школьников целостного представления об окружающем мире
нахождение общей платформы сближение знаний
Цель обучения
Средство обучения
Глюза О.А.
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
Уровни интеграции
внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Глюза О.А.
Обсуждение
Что мешает заниматься проектной деятельностью?
Есть ли в вашем учреждении условия для создания проектов? Какие?
Итоги обсуждения
неуверенность в своих силах;
недостаточность теоретических знаний по проектной деятельности и практических навыков, хотя условия для создания проектов в учреждениях имеются.
Это:
проведение обучающих семинаров;
наличие грамотных специалистов, педагогов – мастеров, готовых оказать помощь;
наличие достаточного количества литературы;
уже имеющиеся проекты, на которые можно ориентироваться при создании новых и т.д.
Проектно-исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников
Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция.
Выводы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.