«Эффективные формы и методы развития ком-
муникативных УУД у обучающихся начальных классов»
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения и воспитания в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.
Значение коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.
В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учебная деятельность – ведущая деятельность – младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций – и теоретических понятий.
В обучении утверждается коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.
Отношение учителя к ученику в рамках коммуникативно-деятельностного подхода – субъект-субъектное. Это отражается как на выборе технологий обучения, так и на разработке качественно нового сценария урока в начальной школе.
Стратегия обучения основывается на трёх принципах.
1. Принцип приоритета коммуникации над информацией. В качестве цели обучения выдвигается приобретение и расширение духовного опыта учащегося, полученного в ходе общения с одноклассниками по поводу художественного произведения.
2. Принцип приоритета понимания над знанием (запоминанием). Пониманию нельзя научить, но ему можно научиться во взаимодействии с другими обучающимися. Понимание рассматривается в коммуникативной дидактике как процесс "перевода" знания с общепринятого научного "внешнего" языка – языка учебной дисциплины – на язык "внутренний", в план внутренней речи учащегося. Такая переработка информации преобразует личный опыт субъекта, стимулирует рождение новых смыслов.
3. Принцип приоритета диалога над монологом, диалога согласия над дискуссией, спором. В ходе обсуждения учитывается каждая версия, и именно из их множества рождается понимание материала каждым учеником.
Диалог согласия предусматривает не спор и отстаивание своей точки зрения, а умение слушать и понимать другого. Задача учителя при этом – не отвергая столкновения мнений, склонять учеников к поиску согласия, так как "сущностное знание – это область согласия, сфера согласуемых версий" .
В системе практической деятельности педагога в начальной школе могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков.
1. Проведение групповых занятий-тренингов для учеников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации. Основная цель этих занятий - снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:
-информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий,
-коммуникативная(общение людей, передача информации друг другу)
-проблемная (ставить перед собой вопросы, уметь находить решения),
-рефлексивная(позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).
Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентирован-ную (направленную на самоорганизацию) функции.
2. Ведение курса «Психология общения» в рамках внеурочной деятельности. Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.
3. Коллективная проектная деятельность. Удачным положительным опытом является организация коллективных проектов: «Радуга»; «Групповой коллаж»; «Ярмарка» и др.
4. Использование опыта зарубежных коллег: практика Утреннего Сбора - один из личностно-ориентированных методов, применяемых учителями в младших классах. Во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня. Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу.
5. Организация игрового взаимодействия (Игротека) на переменах и динамических паузах: игры мимического и пантомимического характера, на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры.
Приёмы формирования коммуникативных УУД:
- давать учащимся время на обдумывание ответов;
- обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
-не вносить исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);
-поддерживать все высказывания, будут ли верны они или нет;
-предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
-задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно;
-создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий всех участников образовательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.