Эффективные формы взаимодействия с учащимися и педагогами в дополнительном образовании
Оценка 4.7

Эффективные формы взаимодействия с учащимися и педагогами в дополнительном образовании

Оценка 4.7
docx
15.05.2023
Эффективные формы взаимодействия с учащимися и педагогами в дополнительном образовании
Эффективные формы, публикация 15.05.23.docx

Эффективные формы взаимодействия с учащимися и педагогами в дополнительном образовании

 

О.А. Калашникова, Н.В. Дзукаева, С.В. Смирнова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие» г. Балашова Саратовской области»

г.Балашов Саратовской области, Россия

 

Аннотация: В статье рассмотрена важность профилактики эмоционального выгорания педагогов, проработка и осознание собственных проблем как один из методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися

 

Стремительность изменений социальной жизни способствует усилению роста различных форм отклоняющегося поведения, снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и подростков негативным воздействиям среды. Целенаправленное использование психологических знаний в педагогическом процессе является альтернативой эмоциональному напряжению, росту заболеваний, агрессивной социальной среде.

Здесь важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательных отношений.

Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А. Баева). [2]

Ослабление влияния и устранение данных угроз в образовательной среде способствуют обеспечению её психологической безопасности.

Для повышения устойчивости, ресурсов участников образовательного процесса к перечисленным угрозам, надо обогащать образовательный процесс развивающими педагогическими и социально-психологическими технологиями.

Существуют психолого-педагогические факторы риска, влияющие на здоровьесбережение участников образовательного процесса: психологический климат в группе, стили педагогического общения педагога с учащимися, личностные особенности педагога, его характера, соответствие технологий и методик возрасту ребенка, знание и применение педагогом здоровьесберегающих технологий, отношение педагога к своему здоровью. [1]

В настоящее время именно педагог должен работать так, чтобы обучая не нанести ущерб здоровью детей (знать гигиенические требования к занятию: физкультминутки, чередование видов деятельности и др.). У педагога должны быть сформированы компетентности в сфере охраны здоровья своих учащихся и своего. Он должен определить пути повышения педагогического мастерства через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

С этой целью и с целью профилактики профессионального выгорания, сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов в Центре «Созвездие» проводятся психологические семинары – практикумы, тренинговые занятия с педагогами: «Моё призвание – педагог», «Эффективное общение», «Стрессоустойчивость личности педагога как условие профилактики синдрома эмоционального выгорания».

Примеры упражнений с тренинга профессионального выгорания.

Слова и мысли – это очень мощное средство. Как мы мыслим, так мы и существуем, так и складываются обстоятельства вокруг нас. Все это очень хорошо отражено в притче «Дворец с зеркалами».

Притча «Дворец с зеркалами»

«Один король построил огромный дворец из зеркал. Все в нем было покрыто зеркалами.

Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окруживших её собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала - они с угрозой ответили ей.

Теперь собака была уверена, что жизнь её в опасности, и стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но миллионы собак тоже начали лаять в ответ.

На следующий день эту собаку нашли мертвой. А она была там одна, в том дворце были лишь миллионы зеркал. Никто не дрался с нею, вообще не было никого, кто мог бы драться, но она увидела саму себя в зеркалах и испугалась. И, когда она начала сражаться, отражения в зеркалах тоже вступили в борьбу. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, окружающих её. Если нет никаких препятствий внутри Вас, то не может быть никаких препятствий и вовне, ничто не может встать на Вашем пути. Таков закон. Мир — это всего лишь отражение, это огромное зеркало».

От того что и как мы говорим, зависят наши мысли, а они в свою очередь, влияют на наши эмоции и поступки.

1.                 Упражнение «Сила языка»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и ручку. Выберите себе пару. Сядьте лицом к партнеру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен». Затем пусть партнер также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Запишите эти фразы в столбик на своих листах, а также три предложения: «Я не могу...», «Я не хочу...» и «Я боюсь...».

Через несколько минут следующая инструкция: Замените «Я должен» на «Я выбираю», «Я не могу» - на «Я не хочу» и «Я боюсь» - на «Я хотел бы». Все остальное остается без изменений. Первые фразы, которые вы продолжали, отрицают способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. Обсудите свои мысли и чувства с партнером»

2.                 Упражнение «16 ассоциаций» 

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее   необходимо изобразить в виде схематического рисунка

3.                 Для того чтобы нейтрализовать средства, блокирующие ощущения покоя, обратимся к следующим техникам и приёмам:

-       Техника парадоксальной интенции

Если же вы панически боитесь чего-то на работе, каких-то ситуаций, например, открытых занятий, тогда эта техника для вас. Вам предпочтительнее не избегать данной ситуации, а наоборот, переживать ее как можно чаще.

-       Прием «Вопросы самому себе»

Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, ситуации, задайте себе следующие вопросы: Это действительно так важно? Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц? Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя? Может ли что-то быть ещё хуже? Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

Таким образом, выбрав для себя наиболее позитивные, рациональные, эффективные мысли, вы сможете успешно управлять своими эмоциями и справляться со своим внутренним напряжением.

4.                 В жизни почти каждого из нас периодически наступают такие моменты, когда кажется, что весь мир настроен против нас. Но на самом деле все зависит от нашего восприятия происходящего.

Расскажу вам одну притчу.

Была у крестьянина единственная лошадь, на которой он пахал землю и возил грузы. И однажды она пропала. «Ах, какое несчастье», - жалели крестьянина соседи. «Нет тут никакого несчастья, - отвечал он. - У меня пропала лошадь, и я буду ее искать». Неделю спустя кобыла вернулась и привела с собой молодого сильного коня. «Вот это удача! Какое счастье!» - радовались соседи. «Ничего особенного, просто теперь у меня есть еще один конь, и я смогу делать больше дел», - отвечал крестьянин. Объезжая нового коня, сын крестьянина упал и сломал ногу. Вся деревня опять запричитала, а крестьянин оставался невозмутимым: «Мой сын сломал ногу, и я буду его лечить». Вскоре началась война, и всех молодых здоровых парней увели на фронт, а сын крестьянина остался дома...

Обсуждение: если рассматривать каждую ситуацию отдельно, она может казаться трагической, фатальной или, наоборот, счастливой. Однако жизнь непрерывна, и любое будущее событие рождается из последствий предыдущего. В данный момент мы можем воспринимать некоторые обстоятельства как неудачи. Но вполне может оказаться, что они станут точкой старта для чего-то очень хорошего.

Это говорит о том, что для того, чтобы по-настоящему оценить хорошее, надо познать и плохое. Очень важно научиться переключаться с негативного мировосприятия на позитив. Когда человек видит уже не препятствия, а трамплин для дальнейшего роста.

5.                 Упражнение «Комплимент по кругу»

Педагоги образуют два круга. Один внешний и один внутренний. Участники внутреннего круга садятся на корточки и закрывают глаза. Участники внешнего круга кладут руку на плечо впереди сидящего человека и шепотом говорят ему комплимент. Передвигаясь дальше по кругу говорят комплимент следующему участнику, сидящему в круге. Потом участники меняются местами.

Обсуждение: кому было приятно слушать, а кому говорить их?

Список использованных источников

1. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования/Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019—281с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография—СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002—271с.


 

Эффективные формы взаимодействия с учащимися и педагогами в дополнительном образовании

Эффективные формы взаимодействия с учащимися и педагогами в дополнительном образовании

С этой целью и с целью профилактики профессионального выгорания, сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов в

С этой целью и с целью профилактики профессионального выгорания, сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов в

Упражнение «16 ассоциаций»

Упражнение «16 ассоциаций»

Но вполне может оказаться, что они станут точкой старта для чего-то очень хорошего

Но вполне может оказаться, что они станут точкой старта для чего-то очень хорошего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023