Эффективные методики и технологии обучения, применяемые на уроках химии и биологии в классах с ОВЗ
Оценка 4.9

Эффективные методики и технологии обучения, применяемые на уроках химии и биологии в классах с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
21.12.2020
Эффективные методики и технологии обучения, применяемые на уроках химии и биологии в классах с ОВЗ
Современные педагогические технологии.docx

 «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения учащихся, испытывающих трудности на уроках химии и биологии»

Почему я использую на своих уроках в классах обучающихся с ОВЗ современные образовательные технологии:

·                     их психолого-педагогическая направленность позволяет  учитывать  психофизические особенности обучаемых с ОВЗ;

·                     изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;

·                     обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностика полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;

·                     возможность применения технологий учителем с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка.

Уроки химии и биологии, как учебные  предметы, обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Главная цель моих уроков - подготовить их к  будущей самостоятельной жизни.

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в  создании такой  образовательной  среды, которая способствует самореализации учащихся, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной деятельности.

Использование широкого спектра педагогических технологий даёт мне  возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов. Остановлюсь на самых эффективных методиках и технологиях обучения, применяемых на уроках химии и биологии:

¾   проблемное обучение

¾   информационно - коммуникационные технологии

¾   личностно - ориентированные технологии

¾   использование игровых технологий

¾   здоровьесберегающие технологии

Одной из современных технологий обучения на уроках химии и биологии в условиях введения ФГОС является технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

На уроке я выделяю следующие этапы проблемного обучения:

¾   подготовка к восприятию проблемы класс, где провожу, актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся с ЗПР могли решить проблему.

¾   создание проблемных ситуаций, где учащийся осознаёт, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми знаниями.

¾   далее формулируем  проблему,  это и есть итог возникшей проблемной ситуации.

¾   далее идет процесс решения проблемы, которые чаще провожу со всем классом или использую индивидуальную и групповую форму

¾   далее доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике

При проблемной технологии использую следующие методы:

¾   Проблемное изложение - учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением.

¾   Поисковая беседа – учащиеся обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы.

¾   Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Проблемные ситуации создаю на разных этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

При этом использую разные методические приёмы создания проблемных ситуаций:

¾   подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения;

¾   сталкиваю  противоречия в практической деятельности.

¾   предлагаю изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос

¾   предлагаю рассмотреть проблему с различных позиций.

¾   побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

¾   ставлю конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

¾   предлагаю проблемные теоретические и практические задания.

¾   предлагаю оставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостьюв постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

Рассмотрим конкретно на примерах,

         при проблемном изложении, я как учитель свободно владею материалом, историей развития науки, а учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут активно участвовать в решении проблемы. В этом случае поиск осуществляю я как учитель, ставлю вопросы, которые заостряют внимание на противоречивости изучаемого явления;

при поисковой беседе, учащиеся обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении проблемы, а учитель руководит. Учащиеся ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос

самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся, возможна, если учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. В деятельность учащихся можно включать лишь элементы исследований, применять исследования лишь при изучении отдельных тем или вопросов.

Например, в курсе химии идея зависимости свойств веществ от их состава является центральной внутри предметной проблемой, рассматриваемой мною в конкретных темах. После изучения строения атома общая проблема зависимости свойств элементов от строения их атомов может расчленяться в процессе решения на частные.

Рассмотрим конкретно: (Проблемное изложение) 8 класс. «Строение атома» Почему разные вещества проявляют разные свойства? Вспомним сказку «Три поросёнка» Первый кое-как сложил домик из травы и листьев. Волк дунул всего раз и домик рухнул. Второй небрежно сплёл домик из веток и прутьев. Волк дунул два раза и домик рухнул. А третий выложил в строгом порядке камни, и его дом волк разрушить не смог, как не старался. Почему эти домики по-разному отвечали на действия волка? Т.е. почему у них разные свойства? Сбор фактов, выдвижение гипотез, обобщение, вывод: Свойство домов зависят от материала и конструкции, т.е. из чего и как сделаны. Тогда, м.б. и свойства веществ зависят от того, из чего они состоят и как устроены?

9 класс Азот. Переходя от одного пункта плана изучения нового материала к другому, ставим проблемные вопросы. Почему газ был назван азотом? Почему азот назвали «безжизненным газом? Почему азот - довольно инертный газ? С какими веществами реагирует азот? Как осуществляется круговорот азота в природе?

(Поисковая эвристическая беседа) 9 класс. Почему углерод и кремний – элементы одной группы – образуют высшие оксиды, резко отличающиеся по своим физическим свойствам? Учащиеся  выясняют, что это частный случай одной из основных причинно-следственных закономерностей в химии: зависимости свойств вещества от особенностей его состава и строения. Выдвижение предположения: различие физических свойств высших оксидов углерода и кремния определяется особенностями их кристаллического строения. Чтобы пришли к правильному ответу проводим актуализацию знаний: виды химических связей, типы кристаллических решёток, их влияние на свойства вещества (дедуктивный способ решения проблемы)

8 класс Растворимость твёрдых веществ в воде. Проблема: как влияет температура на растворимость твёрдых веществ в воде? полученных уч-ся в повседневной жизни знаний о растворимости сахара в чае разной температуры. Формулируется предположение: при повышении температуры растворимость твёрдых веществ в воде повышается. Далее проверка гипотезы: эксперимент. «Получение насыщенного раствора калийной селитры и его кристаллизация при охлаждении». Обобщение повседневных наблюдений и результатов эксперимента. Выявление закономерности (индуктивный способ решения проблемы.) Ответить на вопрос: как надо изменить температуру раствора, чтобы насыщенный сахаром чай сделать менее сладким, и наоборот? Дома провести экспериментальную проверку правильности ответа.

(Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся) 9 класс Щелочные металлы. Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей. Взаимодействие лития с раствором сульфата меди. Результат вызывает недоумение, возникает конфликтная ситуация: новые факты вступают в противоречие с известными фактами.

Применение  проблемного подхода на уроках химии и биологии имеет ряд трудностей. Проблемное обучение, как пра­вило, требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем. При этом важно, чтобы школьники обладали определенной биологической эрудицией, по­скольку отсутствие знаний не позволит успешно обсудить поставленную проблему. От учителя требуются отличное знание предме­та, а также гибкость и оперативность работы на уроке, осо­бую важность приобретает поддержание свое­временной обратной  связи между учеником и учителем.

Используя на уроках методы проблемного обучения, убеждаюсь на опыте, что они способствуют развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся, формированию их мировоззрения, интеллектуальному развитию, и как следствие этого, повышению качества знаний.

Приложение 1

 

Оснащенность кабинета химии-биологии компьютером с выходом в Интернет дает возможность  использовать на уроках компьютерные технологии. В компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся с ОВЗ на качественно новом  уровне:

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса.

ИКТ – технологии на уроках  химии и биологии используются мною:

1.     на этапе объяснения нового материала (компьютерные лабораторные, опыты, цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, анимации сюжетные, вспомогательный материал);

2.     на этапе  закрепления (интеллектуально-творческие игры, задания с выбором ответа, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимаций,  задания с реакцией на ответ,  интерактивные задания,  вспомогательный материал);

3.     на этапе контроля (задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото, видео и анимаций, тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты).

- как способ диагностирования знаний учащихся,

- средство обучения,

- источник информации (учащиеся используют интернет-ресурсы),

- как тренинговое устройство.

Редкий урок химии-биологии обходится без компьютера, потому что ПК и для учителя, и учащихся одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний.

Несмотря на то, что на уроках химии и биологии ИКТ не может заменить натуральные объекты, опыты, изучение живых организмов в естественной среде обитания, тем не менее,  с помощью ИКТ - технологий на уроках и во внеклассной деятельности можно расширить возможности обучения и воспитания школьников:

  • информационная насыщенность;
  • преодоление существующих временных и пространственных границ;
  • проникновение в сущность изучаемых явлений и процессов;
  • показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
  • реальность отображения действительности;
  • выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

          В классах  коррекционного обучения  эффективность усвоения материала при использовании одних только словесных методов изложения возможна на 10–15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает  до 25 %,  при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%.

Особенностью преподавания химии и биологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Обучающиеся  получают больше информации, чем при традиционном способе передачи материала. Учитель произносит этот текст в течение 1-2 минут, за это же время полноэкранное видео воспроизводит порядка 1,2  гбайта  информации.  Поэтому «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся я составляю и использую на уроках компьютерные тесты.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций, по моему,  целесообразно на любом этапе урока, что позволяет  оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною систематизирована медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса химии и биологии. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроках.

Применяя ИКТ - технологии в  преподавании химии и биологии, я могу отметить, что учащихся повысился интерес к поиску дополнительной информации по изучаемым темам.  По отзывам учеников -  они лучше запоминают материал при работе с презентациями и видеофайлами, чем при обычном объяснении. 78% обучающихся 5 - 9 классов, в которых я работаю, при анкетировании отметили, что у них повысился интерес к предмету, 54% - выразили готовность работать над сбором информации для составления презентаций.

Я уверена в том, что разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные поднимают процесс обучения химии-биологии на качественно новый уровень.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

* урок-презентация;

* виртуальный эксперимент;

* урок-исследование;

* электронная лабораторная работа;

* тематический проект;

* электронная викторина;

* электронный урок;

* электронное тестирование;


 

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения учащихся, испытывающих трудности на уроках химии и биологии»

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения учащихся, испытывающих трудности на уроках химии и биологии»

Одной из современных технологий обучения на уроках химии и биологии в условиях введения

Одной из современных технологий обучения на уроках химии и биологии в условиях введения

Проблемные ситуации создаю на разных этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле

Проблемные ситуации создаю на разных этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле

В деятельность учащихся можно включать лишь элементы исследований, применять исследования лишь при изучении отдельных тем или вопросов

В деятельность учащихся можно включать лишь элементы исследований, применять исследования лишь при изучении отдельных тем или вопросов

Выдвижение предположения: различие физических свойств высших оксидов углерода и кремния определяется особенностями их кристаллического строения

Выдвижение предположения: различие физических свойств высших оксидов углерода и кремния определяется особенностями их кристаллического строения

От учителя требуются отличное знание предме­та, а также гибкость и оперативность работы на уроке, осо­бую важность приобретает поддержание свое­временной обратной связи между учеником и учителем

От учителя требуются отличное знание предме­та, а также гибкость и оперативность работы на уроке, осо­бую важность приобретает поддержание свое­временной обратной связи между учеником и учителем

Редкий урок химии-биологии обходится без компьютера, потому что

Редкий урок химии-биологии обходится без компьютера, потому что

Поэтому «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Поэтому «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

* тематический проект; * электронная викторина; * электронный урок; * электронное тестирование;

* тематический проект; * электронная викторина; * электронный урок; * электронное тестирование;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020