Эффективные методы работы педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья учащихся

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Здоровье детей 24.02.docx

«Эффективные методы работы педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей для полноценной реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся».

1. Анализ опыта работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

 

Здоровье является важнейшей ценностью человека и общества и относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления является актуальной задачей в системе образования. Здоровье – очень сложное и многомерное понятие. Оно включает в себя не только медицинские, биологические и психологические компоненты, но и социальные, экономические и экологические составляющие.

Здоровьесберегающая среда – среда, построенная на основных принципах здоровьесбережения, повышающих удовлетворенность жизнью, качество жизни, трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал человека1. На первый план выходят личностные достижения каждого ребенка.

Действенность здоровьесберегающей среды обеспечивается реализацией следующих условий:

  • социально-педагогических – вариативность содержания образования, выбор здоровьесберегающей образовательной технологии, создание комфортных условий жизнедеятельности ученика с учетом его социального статуса;
  • медико-педагогических – обеспечение физической, физиологической, психической и психологической адекватности ребенка к постоянно меняющейся окружающей среде в школе, обучение познанию детей самих себя, своего здоровья, умению проводить профилактику собственных заболеваний;
  • санитарно-гигиенических – создание и соблюдение правил режима питания, труда и отдыха, содержания помещений в чистоте;

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).

Здоровьесберегающие образовательные технологии — сово­купность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:

- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;

- здоровьесберегающие образовательные технологии;

- здоровьесберегающие медицинские технологии;

- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

         Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что существующие системы мер включают следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами в разных образовательных учреждениях):

1. Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.

2. Различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм обучающихся.

 3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм; организации учебно-воспитательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

4. Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.

5. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

6. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и создание условий для их гармоничного развития.

     Таким образом, проблема создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической теории является достаточно актуальной. Образовательные учреждения реализуют систему мер по сохранению и укреплению здоровья школьников.

 

2.    Факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме.

Здоровье учащихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, медицинского обслуживания, условий семейного воспитания.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, Павлова В.А. разделяет их на две большие группы:

 ¾ факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями («внутришкольные»);

¾ все остальные факторы, оказывающие воздействие на здоровье детей. Многие исследователи и практики выделяют перечень факторов, наносящих вред здоровью учащихся. Это такие факторы, как:

1. Низкий уровень мотивации сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

2. Изменения структуры понятия здоровья.

3. Воздействие на человека неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.

4. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

 - Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения по сохранению здоровья.

 - Отсутствие интеграции учреждений и ведомств в решении проблем, связанных со здоровьем.

- Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы. - Отсутствие «моды» на здоровье.

- Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

1.    Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

 

3. Основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

                                            

                                      Принципы здоровьесбережения:

1.    "Не навреди!" Да, важно дать ребенку максимальный объём знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого ребенка, в каждых конкретных условиях.

2.    Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

3.    Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

4.    Принцип активности - предполагает в детях высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.

5.    Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Таким образом, одной из актуальных практических задач образовательного учреждения является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для их саморазвития и творческой реализации.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе детей; создания здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов.

В современном мире все узнать и научиться всему невозможно. У каждого человека, а тем более у ребенка есть ограничения, связанные и со здоровьем, и с возрастом, а мы, к сожалению, это не всегда учитываем.

 

У всех детей развита способность улавливать эмоциональный настрой педагога, поэтому с первых минут встречи с ребенком , с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Огромна роль слов, которые должны нести в себе доброжелательность. Например: "Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть..", "Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза. Надеюсь, вы все здоровы и у вас все в порядке. "Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!" Но к сожалению эти слова мы произносим крайне редко.

Педагог должен постоянно заботиться о сохранении здоровья детей, повышать устойчивость их нервной системы в преодолении трудностей.
Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Учащиеся способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно, нравится, поэтому задача педагога – помочь детям преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности. Поэтому при планировании мероприятия следует позаботиться о смене видов деятельности. При проведении мероприятий, а особенно монотонного характера следует уделить внимание коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз.

Система педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском доме должна быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

- Состояние и содержание помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;

- Оснащенность необходимым оборудованием;

- Организация питания;

- Наличие справочной и художественной литературы.

II блок – организация образовательного процесса:

- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;

- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

- Индивидуальный подход.

III блок – просветительско-воспитательная работа:

- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

- Эффективная работа с воспитанниками на спортивных секциях;

- Организация подвижных игр;

- Организация ежедневной утренней гимнастики, физминуток, гимнастики для глаз;

- Проведение туристических походов, спортивных игр, соревнований, личной гигиены и др.

V блок – профилактика:

- Привлечение медработника к просвещению детей.

Все эти условия, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе.