«Эффективные методы работы педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей для полноценной реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся».
1. Анализ опыта работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.
Здоровье является важнейшей ценностью человека и общества и относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления является актуальной задачей в системе образования. Здоровье – очень сложное и многомерное понятие. Оно включает в себя не только медицинские, биологические и психологические компоненты, но и социальные, экономические и экологические составляющие.
Здоровьесберегающая среда – среда, построенная на основных принципах здоровьесбережения, повышающих удовлетворенность жизнью, качество жизни, трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал человека1. На первый план выходят личностные достижения каждого ребенка.
Действенность здоровьесберегающей среды обеспечивается реализацией следующих условий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).
Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что существующие системы мер включают следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами в разных образовательных учреждениях):
1. Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
2. Различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм обучающихся.
3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм; организации учебно-воспитательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
4. Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.
5. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
6. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и создание условий для их гармоничного развития.
Таким образом, проблема создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической теории является достаточно актуальной. Образовательные учреждения реализуют систему мер по сохранению и укреплению здоровья школьников.
2. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме.
Здоровье учащихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, медицинского обслуживания, условий семейного воспитания.
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, Павлова В.А. разделяет их на две большие группы:
¾ факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями («внутришкольные»);
¾ все остальные факторы, оказывающие воздействие на здоровье детей. Многие исследователи и практики выделяют перечень факторов, наносящих вред здоровью учащихся. Это такие факторы, как:
1. Низкий уровень мотивации сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
2. Изменения структуры понятия здоровья.
3. Воздействие на человека неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.
4. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
- Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения по сохранению здоровья.
- Отсутствие интеграции учреждений и ведомств в решении проблем, связанных со здоровьем.
- Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы. - Отсутствие «моды» на здоровье.
- Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
1. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
3. Основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Принципы здоровьесбережения:
1. "Не навреди!" Да, важно дать ребенку максимальный объём знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого ребенка, в каждых конкретных условиях.
2. Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
3. Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
4. Принцип активности - предполагает в детях высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.
5. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Таким образом, одной из актуальных практических задач образовательного учреждения является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для их саморазвития и творческой реализации.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе детей; создания здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов.
В современном мире все узнать и научиться всему невозможно. У каждого человека, а тем более у ребенка есть ограничения, связанные и со здоровьем, и с возрастом, а мы, к сожалению, это не всегда учитываем.
У всех детей развита способность улавливать эмоциональный настрой педагога, поэтому с первых минут встречи с ребенком , с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромна роль слов, которые должны нести в себе доброжелательность. Например: "Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть..", "Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза. Надеюсь, вы все здоровы и у вас все в порядке. "Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!" Но к сожалению эти слова мы произносим крайне редко.
Педагог
должен постоянно заботиться о сохранении здоровья детей, повышать устойчивость
их нервной системы в преодолении трудностей.
Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Учащиеся
способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно, нравится, поэтому
задача педагога – помочь детям преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности. Поэтому при планировании мероприятия следует позаботиться о смене видов деятельности. При проведении мероприятий, а особенно монотонного характера следует уделить внимание коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз.
Система педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском доме должна быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;
- Оснащенность необходимым оборудованием;
- Организация питания;
- Наличие справочной и художественной литературы.
II блок – организация образовательного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- Индивидуальный подход.
III блок – просветительско-воспитательная работа:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Эффективная работа с воспитанниками на спортивных секциях;
- Организация подвижных игр;
- Организация ежедневной утренней гимнастики, физминуток, гимнастики для глаз;
- Проведение туристических походов, спортивных игр, соревнований, личной гигиены и др.
V блок – профилактика:
- Привлечение медработника к просвещению детей.
Все эти условия, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.