Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе
Естественно-научная грамотность формирует представление ребенка об окружающем мире, природе и ее законах. Развитие естественнонаучной грамотности с помощью приемов, методов, технологий, которые организуются на уроках в начальной школе, является базой для систематических курсов физики, химии, биологии, географии и ОБЖ в основной школе.
Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Методический приём — это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них:
1. Приём РАФТ
Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Роль |
Аудитория |
Форма |
Тема |
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему |
Выяснение, кому может предназначаться данный текст |
Выбор жанра, формы повествования |
Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем |
Для применения приема «РАФТ» учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. Также потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.
• Р-роль (любой человек нашей планеты)
• А-аудитория (кому вы будете писать) (жителям Марса)
• Ф-форма – рассказ
• Т- тема («Дикорастущие и культурные растения, насекомые, рыбы и т.д.)
Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке, но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты. Рассказ будет предназначен для жителей планеты Марс.
2. «Верите ли вы, что …»
У детей таблица с вопросами, рядом с которыми дети ставят «+», если верят и «-», если не верят. В течение урока ученики узнают правильные ответы и рядом со своим ответом ставят правильный.
Например: по теме «Дикорастущие и культурные растения»
1 |
Верите ли вы, что все растения имеют цветки |
|
|
2 |
Верите ли вы, что культурные растения произошли от дикорастущих |
|
|
3 |
Верите ли вы, что яблони растут только в наших садах и огородах |
|
|
4 |
Верите ли вы, что существуют хвойные травянистые растения |
|
|
3. «Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую определенное количество ошибок (на начальном этапе лучше детям говорить, сколько именно ошибок им нужно найти). Учащиеся работают в группе или индивидуально.
Например,
Текст 1. «Рассказ мальчика-фантазера»:
«И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз и улетела».
- Где здесь ошибка? (пчела жалит только один раз и умирает)
Текст 2. Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.
(Пауки не относятся к насекомым).
Использовать такую хитрость, как ознакомление с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока.
4. Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Инсерт используют при работе с текстом, с новой информацией. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V – я это знаю
+ — это новая информация для меня
- - я думал иначе
? – это мне непонятно, нужны уточнения
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом или можно на отдельном листе. После чтения и работы с текстом, учитель задает вопросы
- Что было для вас знакомым?
- Что нового для себя вы узнали?
-У кого есть вопросы по тексту?
Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре. Прием требует от ученика внимательного прочтения текста. На первых порах учащимся будет трудно анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, для начала можно использовать только пометки «знаю», «узнал новое».
5. Приём «Текстографика»
Данный прием разработали Инга Тихоновецкая, Наталья Вью.
Текстографика это визуальные опоры. Не секрет, что в окружающем мире достаточно много текстов. А работая с опорами, дети легче усваивают учебный материал.
6. Использование цифровых ресурсов
На уроках окружающего мира использование интерактивных цифровых ресурсов является наиболее актуальным. Посмотреть обучающее видео, затем сделать задания и обсудить их можно с помощью Учи.ру.
Так платформа Учи.ру решает следующие задачи:
1.Задачи на моделирование конкретных практических ситуаций,
2.Задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях,
3.Задачи на преобразование и интерпретацию данных.
Задания Учи.ру помогут школьникам познакомиться с естественнонаучными идеями и методами, а также понять, как применять их в жизни.
В заключение хотелось бы отметить, что только грамотный выбор форм, методов и приёмов, их обоснованное сочетание, учёт особенностей использования смогут способствовать формированию естественнонаучной грамотности младших школьников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.