Эффективные приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе
|
Туртаева Снежана Викторовна, учитель начальных классов МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»
|
Аннотация
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации. И если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня это глобальная всемирная сеть. Поэтому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
1. Введение
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.
Базовым навыком функциональной грамотности школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. На мой взгляд, читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.
Т.о. можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
2. Основная часть
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Рассмотрим конкретный пример
Вид текста – СМЕШАННЫЙ
Ситуация – ОБЩЕСТВЕННАЯ
Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: восстановление последовательности.
1. Расставь по порядку этапы вторичной переработки стекла на перерабатывающем заводе:
А.
|
Б. |
В. |
Г. |
Д. |
Е. |
Запиши в ответе верную последовательность букв.
Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: установление истинности.
2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1) При переработке стекла, бумаги, пластика, металла, одним из этапов переработки является измельчение данных материалов
|
А) ДА |
Б) НЕТ |
2) Рулоны туалетной бумаги - это продукт переработки бумаги
|
А) ДА |
Б) НЕТ |
3) Измельченное стекло расплавляют в печи при температуре 100 градусов
|
А) ДА |
Б) НЕТ |
4) Использованные пластиковые и стеклянные бутылки из-под минеральной воды перерабатывают на одном заводе
|
А) ДА |
Б) НЕТ |
5) На перерабатывающем заводе сортируют стеклобой по цвету. |
А) ДА |
Б) НЕТ |
Умение: Интерпретация текста.
Тип вопроса: закрытый
3.Выбери вариант, который объясняет смысл выражения "Вторая жизнь бумаги".
А. Бумагу можно переработать только 2 раза.
Б. Макулатуру (старую бумагу) можно использовать для производства новой бумаги, различных бумажных изделий и даже некоторых строительных материалов.
В. При переработке старой бумаги она проходит лишь два этапа.
Г. Чтобы сохранить лес, нужно придумать способы вторично перерабатывать бумагу или картон.
Д. Блокноты при переработки снова превращаются в блокноты.
Умение: Интерпретация текста.
Тип вопроса: установление соответствия
4. Выбери и запиши, как ты рассортируешь мусор по бакам А, Б,В.
Мусор: 1 - исписанный блокнот 2 - колпачок ручки, 3 - коробка из- под сока, 4 - пакет "Пятерочка", 5- журнал,6 - консервная банка, 7 - коробка из- под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.
Бак А ________________________________________________
Бак Б ________________________________________________
Бак В ________________________________________________
Впиши номера отходов в соответствующий бак.
А Б В
Умение: Рефлексия и оценка.
Тип вопроса: закрытый.
5. Какие знаки на упаковке и таре связаны со стеклом.
Обведи две буквы выбранных ответов.
А.
|
Б. |
В. |
Г. |
Д. |
Е. |
Умение: Рефлексия и оценка.
Тип вопроса: закрытый.
6. В чем опасность стекла для окружающей среды, если его просто выбросить на свалку? Обведи три буквы выбранных ответов.
А. Отрицательной стороной стекла является то, что оно очень долго разлагается.
Б. Все знают, насколько опасным может быть битое стекло, разбросанное в прибрежной зоне или в водоемах для человека и животных
В. В современной промышленности стекло используется во многих сферах.
Г. Недавно был разработан особый перспективный состав асфальта, в который входит до 60% молотого стеклобоя.
Д. Стекло, находящееся в почвенном слое или на поверхности, является препятствием для роста растений, а также для мелких животных.
3. Заключение
Используя различные методы и приемы по формированию «читательской грамотности школьников», педагог учит искать закономерности, рассуждать по аналогии. Это, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети читают больше, учатся контролировать свои результаты, сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, аргументировать свою точку зрения, вести диалог. Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.
Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога. Выступая организатором учебной деятельности, учитель является заинтересованным участником этого процесса и уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Библиографический список
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.