Тезисы выступления «Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории».
(Учитель истории и обществознания МКОУ "Трудовская ООШ" Киселева Е.В.)
На основе многолетних наблюдений я пришла к выводу о возникновении ряда негативных тенденций развития наших детей. Одна из них – массовое снижение интереса к чтению и как результат – упрощение мыслительных операций при работе с текстом. Поэтому, начиная с 5 класса, провожу систематическую работу с текстами исторических источников, учебников.
Требования ФГОС, основанные на умении работать с текстом
§ умение определять понятия, создавать обобщения;
§ классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
§ устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
§ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
§ смысловое чтение;
§ развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
Навыки работы с текстом на ОГЭ
§ Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников (9 заданий);
§ умение группировать исторические явления и события по заданному признаку (1 задание);
§ определение причин и следствий важнейших исторических событий (1 задание);
§ выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
Требования ФГОС в рамках исторического образования.
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. В рамках данного подхода ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Текст выступает ключевым звеном для самостоятельного открытия нового знания. Поэтому правильно организованная система работы с ним, способствует развитию УУД.
Из опыта работы.
Сталкиваясь с неумением детей ответить на простые вопросы по тексту, непониманием значения многих слов, на каждом уроке я постепенно развиваю умения и навыки
§ выделять главное в тексте;
§ устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
§ сравнивать изучаемые явления;
§ делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
§ составлять схемы, таблицы, ОК по тексту учебника;
§ делать анализ содержания рисунков;
§ составлять словарь по теме;
§ составлять план по тексту учебника;
§ уметь составлять вопросы, используя текст учебника;
§ выполнять практические задания в учебнике.
Для реализации задач развития смыслового чтения и умений работы с текстом использую следующие приёмы:
- использование и анализ отрывков из художественной литературы («Полтава», «Бородино», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.);
- составление "тонких" и "толстых" вопросов;
- заполнение пропусков в тексте (В ___ лет Иван ___ изъявил желание венчаться на царство. Об этом он известил митрополита _______, который поддержал желание государя. Раньше царями на Руси называли ханов ____ и ________ императоров. Поэтому первый русский царь мог претендовать на все неограниченные права, которыми обладали те правители. 16 января _____ года состоялось торжественное венчание на царство Ивана ___. Происходило оно в _______ соборе. Митрополит лично возложил на голову Ивана шапку ________.
- интерпретация карты, таблицы, схемы;
- составление суждений "верно ли, что...";
- составление задания "Три подсказки";
- составление плана текста;
- искать доказательства разных точек зрения (Оценка реформ Петра Великого. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н. Толстой). «Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности»);
- сопоставление текстов;
- выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
- сравнивать изучаемые явления;
- делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
- составлять схемы, таблицы, ОК по тексту учебника;
- составлять словарь по теме;
- самостоятельно «конструировать» определение понятия;
- составлять вопросы к тексту учебника;
- выполнять практические задания в учебнике.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.