Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории
Оценка 4.9

Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории

Оценка 4.9
doc
04.05.2020
Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории
Киселева Е.В.Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории .doc

Тезисы выступления «Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории».

(Учитель истории и обществознания МКОУ "Трудовская ООШ" Киселева Е.В.)

 

На основе многолетних наблюдений я пришла к выводу о возникновении ряда негативных тенденций развития наших детей. Одна из них – массовое снижение интереса к чтению и как результат – упрощение мыслительных операций при работе с текстом. Поэтому, начиная с 5 класса, провожу систематическую работу с текстами исторических источников, учебников.

 

Требования ФГОС, основанные на умении работать с текстом

§  умение определять понятия, создавать обобщения;

§  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

§  устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

§  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

§  смысловое чтение;

§  развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

 

Навыки работы с текстом на ОГЭ

§  Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников (9 заданий);

§  умение группировать исторические явления и события по заданному признаку (1 задание);

§  определение причин и следствий важнейших исторических событий (1 задание);

§  выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

 

Требования ФГОС в рамках исторического образования. 

Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

 В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. В рамках данного подхода ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Текст выступает ключевым звеном для самостоятельного открытия нового знания. Поэтому правильно организованная  система работы с ним,  способствует  развитию УУД.

 

Из опыта работы.

Сталкиваясь с неумением детей ответить на простые вопросы по тексту, непониманием значения многих слов, на каждом уроке я постепенно развиваю умения и навыки

§  выделять главное в тексте;

§  устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями,  изложенными в параграфе учебника;

§  сравнивать изучаемые явления;

§  делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;

§  составлять схемы, таблицы,  ОК по тексту учебника;

§  делать анализ содержания рисунков;

§  составлять словарь по теме;

§  составлять план по тексту учебника;

§  уметь составлять вопросы,  используя текст учебника;

§  выполнять практические задания в учебнике.

 

Для реализации задач развития смыслового чтения и умений работы с текстом использую следующие приёмы:

-       использование и анализ отрывков из художественной литературы («Полтава», «Бородино», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.);

-       составление "тонких" и "толстых" вопросов;

-       заполнение пропусков в тексте (В ___ лет Иван ___ изъявил желание венчаться на царство. Об этом он известил митрополита _______, который поддержал желание государя. Раньше царями на Руси называли ханов ____ и ________ императоров. Поэтому первый русский царь мог претендовать на все неограниченные права, которыми обладали те правители. 16 января _____ года состоялось торжественное венчание на царство Ивана ___. Происходило оно в _______ соборе. Митрополит лично возложил на голову Ивана шапку ________.

-       интерпретация  карты, таблицы, схемы;

-       составление суждений "верно ли, что...";

-       составление задания "Три подсказки";

-       составление плана текста;

-       искать доказательства разных точек зрения (Оценка реформ Петра Великого. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н. Толстой). «Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности»);

-       сопоставление текстов;

-       выделять главное в тексте, рисунке, таблице;

-       устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями,  изложенными в параграфе учебника;

-       сравнивать изучаемые явления;

-       делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;

-       составлять схемы, таблицы,  ОК по тексту учебника;

-       составлять словарь по теме;

-       самостоятельно «конструировать» определение понятия;

-       составлять вопросы к тексту учебника;

-       выполнять практические задания в учебнике.


-      

Тезисы выступления «Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории»

Тезисы выступления «Эффективные приёмы работы с учебными текстами на уроках истории»

Поэтому правильно организованная система работы с ним, способствует развитию

Поэтому правильно организованная система работы с ним, способствует развитию

ОК по тексту учебника; - составлять словарь по теме; - самостоятельно «конструировать» определение понятия; - составлять вопросы к тексту учебника; выполнять практические задания в учебнике

ОК по тексту учебника; - составлять словарь по теме; - самостоятельно «конструировать» определение понятия; - составлять вопросы к тексту учебника; выполнять практические задания в учебнике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020