Статья
«Эффективные пути и приемы подготовки
обучающихся
к Единому государственному экзамену по русскому языку»
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и, конечно, о работе каждого педагога в отдельности
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности обучающегося под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ОГЭ и ЕГЭ (ГИА), основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими обучающимися готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.
Русский язык - предмет достаточно трудный. Даётся многим детям тяжело, и, как правило, теряется интерес.
Русский язык является обязательным предметом на ЕГЭ, поэтому необходимо формировать прочные знания обучающихся. На современном этапе дети увлечены компьютерными играми, телепередачами, мало читают, их речь не развита.
Для подержания интереса к предмету, положительной мотивации должна быть использована система эффективных уроков.
Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ я считаю работу с предложениями – упражнениями.
Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление.
Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний обучающихся и формирование читательской грамотности.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является задание 27 – написание сочинения по прочитанному тексту. С 7 класса нужно формировать у обучающихся навык определения темы, основной мысли текста, проблематики.
С 5 класса дети начинают писать сочинения по картине, по теме, проблематике произведения, по фразе, мини – сочинения, дают письменный ответ на вопрос учебника, составляют синквейны, готовят пересказы.
Пишут работы на творческие конкурсы. Такая работа проводится на уроках русского языка и на уроках литературы.
После нескольких лет работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий, методических разработок и рекомендаций у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В моей педагогической практике тринадцать выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. И основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей, конечно, нужно с 5 класса.
Каждый обучающийся, начиная с 5 класса, заводит папку или тетрадь (мы называем ее Памяткой), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, правил.
Разрешается пользоваться папками (тетрадями, памятками) на всех уроках, а слабые обучающиеся пользуются ими и на контрольных работах.
Система подготовки к ЕГЭ
В старшей школе система подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя:
-урочную деятельность;
-внеурочную деятельность;
-индивидуальную, групповую работу;
-уроки русского языка в 10-11 классах.
Формат ЕГЭ требует от учителя изменений в рабочей программе: увеличены часы на систематизацию знаний по лексике, орфографии, морфологии (10 класс), на систематизацию знаний по синтаксису и пунктуации (11 класс), введен блок «Проблемный анализ текста» (10-11 классы). В 2023-2024 учебном году по обновленным ФГОС будут заниматься и 10, 11 классы.
Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, спроектированные на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов обучающихся, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание. Российская электронная школа, Цифровая школа Оренбуржья и сайты «РЕШУ ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ», «Незнайка», «Яндекс ЕГЭ» по подготовке к ЕГЭ.
Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса обучающихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.
Одна из самых эффективных форм работы – это диктанты, которые способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют для формирования пунктуационных навыков, а также и для закрепления знаний по орфографии, фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания обучающиеся привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает обучающихся писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами. Удобнее классифицировать диктанты, учитывая следующие три критерия: цель проведения, характер записи навязываемого текста, время объяснения правописания орфограмм в тексте.
В проекте демоверсии оно звучит так:
«Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня». Формулировка – чуть-чуть изменилась.
И слегка произошла коррекция подобранного материала: если раньше выпускнику для ответов предлагались списки слов с пропущенными буквами, то теперь пропущенных букв нет. Все слова написаны полностью. Например, «увековечить», «исполнитель», «прославлять».
Казалось бы, стало легче? Но это только кажется.
На самом деле по месту пропуска буквы выпускник сразу видел, где корень слова и какая гласная безударная. И ему было проще.
А теперь нужно провести морфемный разбор слова, найти корень и нужную гласную. И только потом понять, под какую орфограмму подпадает каждое слово. Причем таких орфограмм может быть три. Чередующиеся гласные в корне, проверяемые и непроверяемые.
Данные орфограммы, помимо учебников, можно дополнительно проработать по сборникам упражнений Т.В. Шкляровой, Е.А. Нефедовой, И.О. Родиной. Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ я считаю работу со словарями: толковым, фразеологическим, словарями синонимов, антонимов. Эта система работы помогает отрабатывать не только лексические, но и орфографические, морфологические.
Набор перфокарт по русскому языку по всем основным орфографическим темам, по частям речи (самостоятельные и служебные), а также по синтаксическим и пунктуационным темам (причастие, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, вводные слова, вставные конструкции, обращения, ССП, СПП, СБП) - это быстрая проверка орфограмм, пунктограмм по русскому языку (задания 9,10,11,12,14,15,16,19,20,21 в Кимах ЕГЭ).
Смешанное, дистанционное, очное - заочное обучение.
Дистанционное обучение – одна из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционные технологии в процессе обучения позволяют предоставлять равные возможности при обучении различных категорий обучающихся.Применение дистанционных образовательных технологий определена тем, что по всей стране введена дистанционная форма обучения. Занятия во время дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ по веб- сервису Googl Класс, VK, Учи.ру.
А также учителю нужно хорошо знать структурные особенности тестов КИМов- кодификацию, спецификацию
(меняются форматы заданий, например, в 2023 году изменен формат заданий 3, 9, 27, поменяли местами 1,3 задания, изменились критерии оценивания работ задание 8 – 3 балла и 26 задание -3 балла за все выполненные).
2.2 Метод «Круглого стола»
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление
проблем и вопросов для обсуждения. Метод «Круглый стол» я чаще использую при обобщении материала, проведении совместных родительских собраний.
Методы «круглого стола» можно объединить в следующие группы
1. Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах. На занятие могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между слушателями распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Такое занятие позволяет расширить кругозор обучающихся.
2. Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На уроке в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
3. Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Тематические семинары углубляют знания, ориентируют их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
4. Ориентационные.
5. Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема.
Встреча с потенциональными стобалльниками и высокобалльниками с министром образования г. Оренбург 2017 год
Практическая конференция потенциональных стобалльников и высокобалльников с передовыми учителями г. Орска 2018 год
Онлайн - встреча министра образования Оренбургской области А.А. Пахомова с потенциональными стобалльниками и высокобалльниками
Мастер – класс учителем г. Оренбурга, членом предметной комиссии ГИА Майер В.А. гимназия №2 (разбор типичных ошибок в ВМР) (22.10.21)
- Видеоуроки
- Региональный семинар-практикум «Риски сочинения на ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению по литературе». В рамках плана региональных мероприятий по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения), сочинение в рамках ЕГЭ
- Областной видео – семинар юных литераторов области «Формула творчества» г. Оренбург ООДТДМ им. В.П. Поляничко, центр «Истоки» при поддержке министерства образования Оренбургской области
2.7 Индивидуальный образовательный маршрут
№ п/п |
Дата |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки выпускника |
Коррекция плана |
Отметка о выполнении |
1 |
05.09 |
Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году. Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2019 года. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. Интернет ресурсы для подготовки к ЕГЭ. |
Знать структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий и систему оценивания ЕГЭ. Уметь пользоваться интернет ресурсами для подготовки в ЕГЭ. |
||
2 |
12.09 |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте. Особенности формулировки и содержания задания 1.Алгоритм к заданию 1 ЕГЭ. Проработать материал по разделу «Синтаксис Пунктуация» по выполнению задания 21 (включено новое задание по синтаксису и пунктуации в Кимах 2019 года, изменен формат заданий 2, 9-12, расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений, 1 часть – 1 – 26 и вторая часть 27 (сочинение – изменены критерии К2 – 5 баллов: более тщательно необходимо анализировать текст, нужно найти, какова смысловая связь между приведенными двумя примерами – иллюстрациями из текста). |
Знать принципы построения текста, понятия основная и второстепенная информация. Знать особенности формулировки, содержания задания 1 и оформления ответа к нему. Уметь понимать смысл прочитанного текста, выявлять основную мысль текста, находить основную и второстепенную информацию, соотносить краткий пересказ и исходный текст. |
2.8 Внеурочная деятельность
Участие в творческих конкурсах служит хорошей подготовкой к написанию сочинения в задании 27 ЕГЭ и итогового сочинения.
Областной конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга», региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», «Без срока давности», областной конкурс юных журналистов «Патриот России», областной конкурс проектов и исследовательских работ «Исследователи Оренбуржья», посвященный 100-летию со дня рождения комсомола, областной конкурс творческих работ «Волшебное перо». Всероссийский конкурс «Портрет твоего края» Трек «Природа, мир, тайник вселенной» Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Благодарственное письмо от сенатора Российской Федерации Шевченко А.А.)
В помощь выпускникам оформлены папки, стенды, раздаточный материал, диски, ресурсы интернета: сайты сайты «Решу ЕГЭ», «Незнайка ЕГЭ», «4ЕГЭ» и другие (оборудование: компьютер, принтер, интерактивная доска, проектор, сканер, интернет).
ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей обучающихся.
Использование ИКТ на уроках, индивидуальных консультациях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности обучающихся и смена вида занятий.
III. Реализация данной методической системы обучения обучающихся привела к следующим результатам
Результативность за шесть лет
2015 год - качество знаний – 92% (92 балла)
2017 год – качество знаний – 94% (98, 93, 91 балл)
2018 год – качество знаний – 73,5% (96 баллов)
2019 год – качество знаний – 96 % (98, 94) баллов
2020 год - качество знаний – 98% (98 баллов)
2022 год – качество знаний 87 % (96 баллов)
Результаты ЕГЭ (11 класс) по русскому языку
2010 – 2011 год – Иркебаев Алдан – 95 баллов
2012-2013 – Жарлыканова Менслу – 98 баллов
2014-2015 год – Кугаева Мерует - 92 балла
2016-2017 год - Бурамбаев Бауржан – 98 баллов, Надыргулов Равиль – 93 балла,
Гусева Евгения – 91 балл
2017-2018 год - Васюк Екатерина – 96 баллов
2018-2019 год – Дильтаева Даяна - 98 баллов, Каюмова Ксения – 94 балла
2019-2020 год – Иркебаев Адиль – 98 баллов
2021-2022 год – Иркебаева Дильназ – 96 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.