Эффективные способы творческого воображения
Оценка 4.9

Эффективные способы творческого воображения

Оценка 4.9
doc
28.09.2021
Эффективные способы творческого воображения
Особенности развития творческого воображения.doc

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ  развития творческого воображения

 

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. В связи с этим перед образовательными  учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе, в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретённых в процессе речевого общения [1, с.45].

Воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, её результат. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, ещё не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовые описания или условные обозначения [3,с.54].

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно – неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность.  [4,с.135].

 По словам Л. С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

·        построение образа, конечного результата его деятельности

·        создание программы поведения в ситуации неопределённости, создание образов, заменяющих деятельность

·        создание образов описываемых объектов

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [5,с.46].

Задачу развития творческого воображения как создания новых образов, связанных с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, ставят перед собой  не все авторы учебных программ. На базе программы дополнительного образования,    дети получали задания творческого характера, выполнялись различные игры и  упражнения.  С целью определения уровня развития  творческого воображения детей   была проведена комплексная    диагностика.

С.А.Гречко рекомендует следующие  методики исследования творческого воображения:

1.                             Методика «Вербальная фантазия» (источник Р.С. Немов «Психология. 3 том).  Ребенку предлагается выполнить задание: придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной  минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
2.                             Методика «Рисунок» (источник  Р.С. Немов «Психология. 3 том). В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги, фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину.

Методика «Скульптура» (источник  Р.С.Немов «Психология. 3 том). Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина [2,с.90]

Каждая из методик позволяет фиксировать значи­мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре­бенка. Воображение ребенка оценивалось по степени развитости у него фантазии, которая может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный сенситивный для развития творческого воображения. Исходя из полученных данных,  был проведен сравнительный анализ в развитии творческого воображения между учащимися начальных классов. В исследовании приняли участие 42 человека – из них 20 мальчиков и  22 девочки, учащиеся начальных классов. Учащиеся были распределены в две группы по 21 человеку: экспериментальную и контрольную (занимаются  и не занимаются в  кружках  дополнительного образования).

 

Рис. 1. Диаграмма уровня развития воображения младших школьников в контрольной и экспериментальной группах

 

 Согласно рис.1, по уровню развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах были обнаружены статистически значимые различия на достаточном уровне достоверности.

Итак, уровень развития творческого воображения у детей занимающихся декоративно-прикладным творчеством,  выше, чем у детей  обучающихся только  по  школьной программе. Педагогическая практика до­казывает, что если подобрать соответствующие методы обучения,  то школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Необходима целена­правленная работа по развитию творческого потенциала детей. Можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческого воображения школьников: 

1.                                        Введение  в  программу  дополнительного образования специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2.                                         На  занятиях по рисованию, декоративному творчеству да­вать детям задания творческого характера. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен­ные ребен­ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ­ведений.  

3.                                        Использование специальных игр, развивающих творческое воображение детей. Например, «Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.

 

Литература:

1.     Выготский, Л. С.Проблемы  возрастной  периодизации  детского  развития [Текст] / Л.С. Выготский //  Вопросы психологии. 1998 . № 2. – С. 114-123.

2.     Гречко С.А. Развитие  воображения младшего школьника [Электронный ресурс]/ С.А. Гречко. – Режим доступа: www. koob. ru

3.     Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у  детей [Текст]/ О.М. Дьяченко //  Вопросы психологии. 2002. № 6. – С. 52-59.

4.     Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб.пособие для студентов/ И.Ю.Кулагина, В.Н Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера»,2003. – 460 с.

5.     Субботина, Л.Ю.Развитие воображения у детей [Текст]: учеб. пособие/ Л.Ю. Субботина. – М.: Яр, 2001. – 120с.

 

 

 
                                                                                                             
 
 
                                                                          
 
 
 
 
 
 
                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ развития творческого воображения

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ развития творческого воображения

Оно позволяет ребёнку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность

Оно позволяет ребёнку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность

Методика «Скульптура» (источник

Методика «Скульптура» (источник

Можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческого воображения школьников: 1

Можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческого воображения школьников: 1

Эффективные способы творческого воображения

Эффективные способы творческого воображения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2021