ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ развития творческого воображения
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе, в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретённых в процессе речевого общения [1, с.45].
Воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, её результат. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, ещё не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовые описания или условные обозначения [3,с.54].
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно – неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. [4,с.135].
По словам Л. С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
· построение образа, конечного результата его деятельности
· создание программы поведения в ситуации неопределённости, создание образов, заменяющих деятельность
· создание образов описываемых объектов
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [5,с.46].
Задачу развития творческого воображения как создания новых образов, связанных с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, ставят перед собой не все авторы учебных программ. На базе программы дополнительного образования, дети получали задания творческого характера, выполнялись различные игры и упражнения. С целью определения уровня развития творческого воображения детей была проведена комплексная диагностика.
С.А.Гречко рекомендует следующие методики исследования творческого воображения:
1. Методика «Вербальная фантазия» (источник Р.С. Немов «Психология. 3 том). Ребенку предлагается выполнить задание: придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
2. Методика «Рисунок» (источник Р.С. Немов «Психология. 3 том). В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги, фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину.
Методика «Скульптура» (источник Р.С.Немов «Психология. 3 том). Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина [2,с.90]
Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка. Воображение ребенка оценивалось по степени развитости у него фантазии, которая может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный сенситивный для развития творческого воображения. Исходя из полученных данных, был проведен сравнительный анализ в развитии творческого воображения между учащимися начальных классов. В исследовании приняли участие 42 человека – из них 20 мальчиков и 22 девочки, учащиеся начальных классов. Учащиеся были распределены в две группы по 21 человеку: экспериментальную и контрольную (занимаются и не занимаются в кружках дополнительного образования).
Рис. 1. Диаграмма уровня развития воображения младших школьников в контрольной и экспериментальной группах
Согласно рис.1, по уровню развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах были обнаружены статистически значимые различия на достаточном уровне достоверности.
Итак, уровень развития творческого воображения у детей занимающихся декоративно-прикладным творчеством, выше, чем у детей обучающихся только по школьной программе. Педагогическая практика доказывает, что если подобрать соответствующие методы обучения, то школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческого воображения школьников:
1. Введение в программу дополнительного образования специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. На занятиях по рисованию, декоративному творчеству давать детям задания творческого характера. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
3. Использование специальных игр, развивающих творческое воображение детей. Например, «Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Литература:
1. Выготский, Л. С.Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1998 . № 2. – С. 114-123.
2. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника [Электронный ресурс]/ С.А. Гречко. – Режим доступа: www. koob. ru
3. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. 2002. № 6. – С. 52-59.
4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб.пособие для студентов/ И.Ю.Кулагина, В.Н Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера»,2003. – 460 с.
5. Субботина, Л.Ю.Развитие воображения у детей [Текст]: учеб. пособие/ Л.Ю. Субботина. – М.: Яр, 2001. – 120с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.