ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.6

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
история +2
Взрослым
18.03.2018
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. В данной статье затрагиваются основные приемы внеурочной деятельности, которые можно применять как на уроках истории, так и других предметах. Достаточно интересно применять такие методики на уроках.Статья для учителя
Петришева Н.П..docx
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ Петрищева Н.П.. Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Мичуринск            В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным стандартом  (ФГОС)  основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.             Под  внеурочной  деятельностью  в   рамках   реализации  ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,  отличных от классно­урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.         Основа   образовательных   стандартов   нового   поколения   –  формирование универсальных учебных действий, направленных на способность школьников самостоятельно   успешно   усваивать   новые   знания,   формировать   умения   и компетентности,   включая   самостоятельную   организацию   этого   процесса. Следует выделять: ­личностные   действия,  которые  обеспечивают   ценностно­смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки   и   события   с   принятыми   этическими   нормами)   и   ориентацию   в социальных ролях и межличностных отношениях; ­регулятивные действия,  которые  обеспечивают школьникам организацию их      деятельности  (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); ­познавательные   универсальные   действия  включают:   общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы; ­коммуникативные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.                Использование современных  инновационных технологий  во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и   нравственного   развития   обучающихся.   Внеурочная   деятельность   позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность по историческим дисциплинам  организуется по следующим направлениям развития личности:  духовно­нравственное;  общекультурное;  социальное.    Духовно­нравственное и  общекультурное  направления  реализуются через кружки, посещение исторических выставок, музеев, кино, фестивалей истории, спектаклей   в   классе,   школе;   патриотических   акции   школьников.   Игры   – миниатюры, инсценирование сюжетов  из истории, диалоги на темы, чтение  и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), и т.д. [2] Актуальность   программы   обусловлена   тем,   что   позволяет   обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке. К   примеру   программ   по   внеурочной   деятельности   по   истории   «Страницы истории» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает   у   обучающихся   интерес   к   истории   и   научно­познавательной деятельности.              Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать   у   учащихся   умения   самостоятельно   работать,   думать,   решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.       Общеинтеллектуальное  направление реализуется через   такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной   направленности   (конференции   учащихся,   интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей. В   социальном   направлении может   быть   положена   общественно   –   полезная деятельность.   Формы   организации   социального   направления:   встречи   с представителями   разных   профессий;   сотрудниками   музеев.     Социальное направление   может   быть   ориентировано   и   на   патриотическое   воспитание обучающихся   и   реализовываться   через   формы:   поисково­исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами,   просмотр   фильмов   патриотической направленности,   тематические   сборы,   творческие   конкурсы   (песни,   рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники    уроки   мужества, Для достижения  выше указанных целей  и задач необходимо использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности:  Интернет технологии   Сегодня Интернет технологии  занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности.   Интернет обладает колоссальными информационными   возможностями   и   не   менее   впечатляющими   услугами. Однако надо четко продумать и определить  для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная   сеть.   Дидактические   возможности   (свойства   и   функции)   сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а   также   с   информационными   ресурсами,   которые   могут   быть   полезны   во внеурочной   деятельности.   Рассмотрим   некоторые   из   предоставляемых   услуг всемирной   компьютерной   сети,   которые   можно   применять   во   внеурочной деятельности. Вещательные услуги: ­ книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в  электронном виде; ­ электронные библиотеки, базы данных, информационные системы; ­ обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги,  справочные файлы, Интерактивные услуги: ­ электронная почта;∙ ­ электронные телеконференции;∙ ­ IRC (Internet Relay Chat). Поисковые услуги: ­ каталоги;∙ ­ поисковые системы;∙ Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить: 1. Курсы, программы, предназначенные для самообразования. 2. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты 3. Телеконференции. 4. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей,  родителей). 5. Научные объединения (для школьников).      Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно приплетаются такие услуги   Интернет,   как   вещательные,   так   и   поисковые,   интерактивные   и информационные. Естественно, что комплексное использование возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов. Рассмотрим   пути   применения   некоторых   из   перечисленных   предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети. Поиск и отбор теоретического материала. Данный вид деятельности    направлен на сбор информации о каком­то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Часто,   для   проведения   внеклассных   мероприятий,   например   при   проведении математической   викторины,   необходимо   подготовить   много   теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают   теоретический   материал   под   руководством   учителя.   В   этом   нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики. Перед   учителем   ставится   задача   не   только   отследить   сам   материал,   но   и правильно организовать его поиск и отбор. Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет. Вашему   вниманию   открываются   книги,   газеты,   журналы,   электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках, а что самое важное – не выходя из дома или компьютерного класса. Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией, отбирать важные и актуальные моменты.  Проектная деятельность.  По   определению   проект   ­   это   совокупность   определенных   действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета,   создания   разного   рода   теоретического   продукта.   Это   всегда творческая   деятельность.   В   основе   метода   проектов   лежит   развитие познавательных,   творческих   навыков   учащихся,   умений   самостоятельно конструировать   свои   знания,   умений   ориентироваться   в   информационном пространстве,   развитие   критического   мышления.   Метод   проектов   всегда ориентирован   на  самостоятельную  деятельность   учащихся  ­  индивидуальную, парную,   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение   определенного отрезка  времени. Этот  подход  органично  сочетается   с  групповым  подходом. Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой­то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения,   что   включает   четкое   планирование   действий,   наличие   замысла   или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая   работа)   ролей,   т.е.   заданий   для   каждого   участника   при   условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными. Т.е., если это теоретическая проблема, то   конкретное   ее   решение,   если   практическая,   конкретный   практический результат, готовый к применению.  [3] Проекты бывают: ­ в зависимости от количества участников проектов –   индивидуальные, парные, групповые; ­по   продолжительности   проведения: эпизодические. Типы проектов:   краткосрочные,   долгосрочные,  Исследовательские. Требуют   хорошо   продуманной   структуры   проекта,   обозначенных   целей, актуальности   проекта   для   всех   участников,   социальной   значимости, продуманных   методов,   в   том   числе   экспериментальных   и   опытных   работ, методов обработки результатов.    [3] Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.             Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции  учителя. Из носителя готовых знаний  он превращается в организатора   познавательной   деятельности   своих   учеников.   Изменяется   и психологический   климат   в   классной   комнате,   так   как   учителю   приходится переориентировать свою учебно­воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные   виды   самостоятельной   деятельности   учащихся,   на   приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Чему учатся дети в ходе осуществления исследований 1. Ставить исследовательские вопросы. 2. Формулировать проблемы. 3. Выдвигать гипотезы. 4. Составлять план работы. 5. Вести наблюдения. 6. Планировать   и   проводить   опыты   для   нахождения   необходимой информации и проверки гипотез. 7. Выделять существенную информацию из разных источников. 8. Организовывать (систематизировать) информацию. 9. Представлять   результаты   работы   в   формах:   схемы,   рисунка,   графика, таблицы, сообщения, презентаций и т.д.  Творческие Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только   намечается   и   далее   развивается,   подчиняясь   логике   и   интересам участников   проекта.   В   лучшем   случае   можно   договориться   о   желаемых, планируемых   результатах   (совместной   газете,   сочинении,   видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).  Информационные. Этот   тип   проектов   изначально   направлен   на   сбор   информации   о   каком­то объекте , ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также,   как   и   исследовательские   требуют   хорошо   продуманной   структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. практико­ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала   результат   деятельности   участников   проекта.   Причем   этот   результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих   участников   результат   (газета,   документ,   видеофильм,   звукозапись, спектакль,   программа   действий,   проект   закона,   справочный   материал, презентации  пр.).  Литературно­творческие. Это   наиболее   распространенные   типы   совместных   проектов.   Дети   разных социальных   слоев,   разного   культурного   развития,   разной   религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой­то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр.   Исторические. Проекты   позволяют   их   участникам   исследовать   самые   разнообразные исторические   проблемы;   прогнозировать   развитие   событий   политических, социальных, анализировать какие­то исторические события, факты. Стоит   использование   отметить информационно и коммуникационных технологий (ИКТ).  Сегодня  невозможно   представить   организацию  внеурочной   деятельности   без использования  информационных и коммуникационных технологий   (ИКТ):  проектора,   цифровых   фотоаппаратов,   музыкального   центра   и   видеокамер. Использование   во   внеурочной   деятельности   мультимедиа­презентаций   и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов: • придаёт занятию эмоциональную окрашенность;  • психологически облегчает процесс усвоения;  • возбуждает живой интерес к предмету познания;  • расширяет общий кругозор;  • повышается производительность труда учителя.          Применение   ИКТ   во   внеурочной   деятельности   просто   необходимо.  Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером. Внеурочная   деятельность   с   использованием   ИКТ   обеспечивает   широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.  Работа в группах.  Специфика   работы   в   группах:   поддержка,   сотрудничество,   ответственность, оптимизм,   комфорт,   мобилизация   ресурсов,   терпимость   и   т.п.   Создаются ситуации   для   определения   лидера.   Лидер   берет   на   себя   ответственность   за коллектив, а коллектив поддерживает лидера. Групповая работа эффективна, если  она моделирует командный  способ. Основные правила:   даются задания такие, что их не может решить один школьник, задание должно провоцировать, задания должны задавать стиль работы. Группы формируются.  Проблемно­диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить воспитанников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на занятиях введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск   её   решения.   Постановка   проблемы   –   это   этап   формулирования   темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в   ходе   специально   выстроенного   учителем   диалога.   Эта   технология,   прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных   учебных   действий:   за   счёт   использования   диалога   – коммуникативных,   необходимости   извлекать   информацию,   делать   логические выводы и т.п. – познавательных.   Технология оценивания.  образовательных достижений (личных учебных успехов) направлена на развитие контрольно­оценочной   самостоятельности   учеников   за   счёт   изменения традиционной   системы   оценивания.   У   учащихся   развиваются   умения самостоятельно   оценивать   результат   своих   действий,   контролировать   себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников   от   страха   перед       контролем   и   оцениванием   путём   создания комфортной   обстановки   позволяет   сберечь   их   психическое   здоровье.  Данная технология   направлена,   прежде   всего,   на   формирование   регулятивных универсальных   учебных   действий,   так   как   обеспечивает   развитие   умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения   аргументировано   отстаивать   свою   точку   зрения,   логически обосновывать   свои   выводы.   Воспитание   толерантного   отношения   к   иным решениям приводит к личностному развитию ученика.   Технология «Портфолио»  обеспечивает   личностно­ориентированный   подход   в   образовании.  Работа   над портфолио в начальной школе  – это первый этап долгосрочного проекта, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика. Задачи портфолио: • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях; • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни; • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; • формирование   установки   и   умений   творческой   деятельности,   развитие мотивации дальнейшего творческого роста; стимулирование стремления к самосовершенствованию. •   позволяет   учитывать   результаты,   достигнутые   учеником   в Портфолио   разнообразных видах деятельности. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность   в   полноценное   пространство   воспитания   и   образования.  На сегодняшний   день   учитель   получил   возможность   по­новому   организовать внеурочную   деятельность   своих   учеников,   используя   новые   технологии.   Еще существует   много   проблем,   как   с   техническим,   так   и   с   методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем. Информационные ресурсы 1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М. – 1992. – С. 311. 2. Закон РФ «Об образовании» 3. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология   Учебное личностно­ориентированного   исторического   образования. пособие. – Ростов­на­Дону, 2007. – 156 с.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018