Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики,
способствующие повышению
уровня читательской грамотности
на уроках русского языка и
литературы
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
МАОУ СОШ №16
Жулевой Ирины Евгеньевны
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Читать значит «… извлечь из
мёртвой буквы живой смысл…»
К.Д.Ушинский.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Актуальность
• вследствие развития информационных технологий
происходит изменение социокультурной среды
(аудиокнига, электронная книга, социальные сети и
т.п.);
• результаты международных исследований PISA и PIRLS
показывают недостаточный уровень навыков
функционального (смыслового) чтения
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Грамотность чтения – что это?
Способность человека к осмыслению письменных
текстов и рефлексии на них, к использованию их
содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей, для активного
участия в жизни общества.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Причины падения интереса к чтению:
Родители, не
заинтересованные в
воспитании
Утрата ценности
книги и
предпочтение СМИ
Нечитающие
родители
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Сущность понятия
«читательская грамотность»
в контексте современного мира
Читательская грамотность – это не
перелистывание книги, рассматривание картинок,
это умение размышлять над прочитанным текстом,
отбирать необходимую информацию в огромном
потоке и найти ей применение в своей жизненной
ситуации.
Читательская грамотность – это первая ступень в
функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это
фундаментальная основа, способствующая
активному участию человека в социальной,
культурной, политикоэкономической
деятельности и, конечно же, это обучение на
протяжении всей жизни.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
• в ФГОС ООО одним из
требований к
образовательному
процессу в
формировании УУД
является формирование
стратегии смыслового
чтения и работа с
текстом
(междисциплинарная
программа)
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Информационные
Коммуникативные
Социальные
Управленческие
Модель
выпускника
средней
школы
Личностные
Технологические
Гражданские
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Основные виды
текстов
сплошной
текст
несплошной
текст
Научно
популярный
Художественный
Публицистический
Реклама,
диаграммы
билеты,
карты,
расписание,
схемы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Задачи по развитию читательской
грамотности
понимать коммуникативную цель чтения текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,
полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста;
дифференцировать главную и второстепенную, известную
и неизвестную информацию;
выделять информацию, иллюстрирующую языковые
факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
комментировать и оценивать информацию текста.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Отдельные приемы по формированию
смыслового чтения
(для сплошных и несплошных текстов)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
«Феномен»
«Фишбоун»
«Концептуальная таблица»
«Письмо с дырками»
«Пирамидная история»
«Синквейн»
«Мышление под прямым углом»
«Эссе»
«Чтение и суммирование в парах»
«Создание общественного текста»
«Прогнозирование содержания»
«Ромашка вопросов Блума»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Уголки»
«Двучастный, трехчастный
дневник»
«Ассоциациативный куст»
«Кубик»
«Круги по воде»
•
• «Прогнозирование содержания»
•
•
•
•
«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
«Шаг за шагом»
«Инсерт»
«Двучастный, трехчастный
дневник»
«Конкурс шпаргалок»
«Чтение с остановками»
«Бортовой журнал»
«Кластер»
•
•
•
•
• Дискуссия «совместный
•
•
поиск»
«Перекрестная дискуссия»
«Создание общественного
текста»
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приемы активного чтения на уроках
русского языка
Приём "Феномен"
Описание: приём интерактивного обучения.
Учитель заранее в тексте выделяет маркером
определенные сочетания букв или слов,
терминов, понятий и т.д. После предлагает
прочитать текст несколько раз. Учитель не
тратит времени на пояснения – ученик прочтёт
сам, а в тексте наткнётся на множество
иллюстраций данного утверждения. Это средство
дополняется находящимся на стенде плакатом с
правилом и лежащей на столе ученика
карточкой, дублирующей плакат.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Перед учащимся
художественный текст, но
с умышленным
«дефектом» – все случаи,
когда встречаются
нужные буквосочетания
«ШЬ», – «выделены»
подчёркиванием, цветным
маркером и т. д. Ученик
вольно или невольно, но
без особого усилия,
зафиксирует в сознании
факт: данные
буквосочетания – это
показываемый учителем
подводный камень, он
заслуживает специального
внимания.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
используется в качестве проверки усвоенных
ранее знаний и для работы с параграфом при
изучении нового материала.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного
обучения. Используется для
активизации полученных ранее
знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг
называют термин, понятие, явление и т.д. из
изученного ранее материала.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Опорный конспект»
или «Конкурс шпаргалок»
Технология приема:
составить опорный конспект по изучаемой теме и
«озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Круги по воде»
Технология приема: записываем название
языкового явления по вертикали и
подбираем в соответствии с заданием
синтаксические
единицы
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления
тире.
сущ. в им.п.
сущ. в им.п.
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских
городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
"Ерунда всё это", тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Ассоциативный куст»
1)Учитель даёт ключевое слово или заголовок
текста;
2)ученики записывают вокруг него все возможные
ассоциации, обозначая стрелочками смысловые
связи между понятиями.
• это позволяет актуализировать уже имеющиеся
знания, активизировать познавательную
активность учащихся и мотивировать их на
дальнейшую работу с текстом.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
«Ассоциативный куст»
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Виды и
приёмы
чтения
несплошных
текстов
(из опыта
стажировки
на тему
«Стратегии
смыслового
чтения»)
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Ознакомительное чтение
Аналитическое чтение
Цель
Находить основную текстовую
информацию
Понимание основной текстовой
информации
Извлекать текстовую информацию, данную
в явном и неявном виде
• Аналитическое
Конечный результат
чтение
Осмысление всей текстовой информации
Приёмы чтения
–определение вида несплошного текста
(таблица, схема, карта и проч.);
–знакомство со структурой текста,
определение количества столбцов, строк и
проч.;
–выделение ключевых слов (знаков,
символов и т.д.);
–выявление разных смысловых
блоков
несплошного текста;
–формулирование основного содержания
несплошного текст
–анализ особенностей и возможностей
данного вида несплошного текста;
–анализ структуры текста, обоснование
количества столбцов, строк и проч.;
–составление целостного представления о
содержании текста на основе выделенных
ключевых слов (знаков, символов и т.д.);
–замена смысловых блоков (элементов)
текста их развёрнутыми эквивалентами;
–изложение содержания несплошного
текста, в том числе – с учётом информации,
представленной в неявном виде
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Летом Саша был в Москве. В книге, которую
он читал в пути, сохранился билет на
выставку.
Какую информацию мы можем получить,
1. Отметьте верные утверждения значком √.
рассмотрев этот билет?
1) Продолжительность экскурсии – 1 час.
2) Музей находится в Москве.
3) Саша посетил выставку 3 июня.
4) Саша сделал фотографии экспонатов.
5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
2. Что можно увидеть на выставке? Выбери
верные ответы, отметив их знаком √.
А. Антикварная мебель
Б. Старинные книги
В. Драгоценные камни
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
3. «Можно или нельзя?».
Запиши слова в 2 колонки.
• входить в верхней одежде;
• любоваться экспонатами;
• входить через Боровицкие ворота;
• фотографировать;
• приводить на выставку детей дошкольного
возраста;
• оставить вещи в камере хранения;
• входить через Троицкие ворота.
можно
нельзя
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
4. Выполни грамматические задания:
1. Определи части речи
драгоценные
Кремль
допускаются
1998
2. Выпиш
и из
текста
одно имя
существительное
собственн
ое.
3. Подбери синонимы:
длительность
располагается
4. Подбер
и
антони
мы:
запрещены
конец
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приемы активного чтения на уроках
литературы
Ролевые игры
«Я –критик»
1)взять интервью у
писателя или
литературного героя;
2)создать
алгоритм анализа
текста;
3)организовать
дискуссию
критиков по одному и тому же
произведению.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
«Я – экскурсовод».
Привлечение ИКТ,
создание
презентации
формирует умение извлекать из
текста единицы информации,
объединённые общей темой,
интерпретировать, интегрировать
ее
Отбор текстового
материала
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём «Крестики – нолики»
Работа проводится в парах:
один ученик «крестик», а
другой «нолик». После
прочтения нового
произведения на этапе
закрепления или при проверке
домашнего задания ученики
задают друг другу вопросы. В
случае правильного ответа
ученик ставит в игровое поле
соответствующий ему знак
(нолик или крестик).
Побеждает тот, кто первым
выстроит полный ряд своих
знаков (по горизонтали или
вертикали).
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Приём "Чтение в кружок"
Чтение по очереди текста по
абзацам. Задача – читать
внимательно, задача
слушающих – задавать чтецу
вопросы, чтобы проверить,
понимает ли он читаемый
текст. Есть только одна копия
текста, которая передается
следующему чтецу.
Слушающие задают вопросы
по содержанию текста,
читающий отвечает. Если его
ответ не верен или не точен,
слушающие его поправляют.
Цель: формирование умений
вдумчивого чтения.
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Задания развивающего и творческого
характера
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Читать это ещё ничего
не значит, что читать и
как понимать
прочитанное вот в чём
главное.”
К.Д.Ушинский
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.