Егэ биология

  • ppt
  • 07.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0008afe1-99398c7e.ppt

Варианты дистанционных работ III

Вариант № 76102

С1 Как используется аккумулированная в АТФ энергия?

Ответ:

1) АТФ является универсальным источником энергии в клетках всех живых организмов. 
2) Энергия АТФ тратится на синтез и транспорт веществ. 
3) На размножение клетки, на сокращение мышц, на проведение импульсов, т. е. на жизнедеятельность клеток, тканей, органов и всего организма. 

С2 Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют? 

Ответ:

1) 2 — зона деления,
обеспечивает рост корня в длину. 
2) 4 — зона всасывания,
поглощение воды и минеральных веществ. 
3) 5 — зона проведения, транспорт веществ. 

С3 Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих? 

Ответ:

1) Четырехкамерное сердце, теплокровность. 
2) Покровы тела (перьевой, волосяной). 
3) Хорошо развитая нервная система.

С4 Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления. 

Ответ:

1) Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия 
2) Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. 
3) Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.

C5 Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТААГГАТГЦЦТТТТ. Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Используйте таблицу генетического кода.

Элементы ответа: 1) последовательность нуклеотидов в и-РНК: УАУУЦЦУАЦГГАААА 2) последовательность аминокислот в полипептиде: тир-сер-тир-гли-лиз 3) при выпадении второго триплета нуклеотидов из цепи ДНК (АГГ) аминокислота серин не будет входить в состав полипептида, белок изменит структуру и свойства.

С6 При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

Ответ:

1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb); 2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb; 3) соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB : 2 AaBb пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb. 

Вариант № 76103 

С1 Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?
 

Ответ:

1) По мнению ученых, причиной гетерозиса считается гетерозиготность потомства. 
2) Во втором поколении половина генов переходит в гомозиготное состояние и эффект теряется. 

С2 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений. 2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция. 3. Четырёх камерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке. 4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках. 

Ответ:

Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 2 — у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные; 
2) 3 — четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке; 
3) 5 — птицы имеют полые кости, заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен. 

С3 Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:

1) Большинство — листостебельные растения. 
2) Отсутствие корней и настоящих проводящих тканей. 
3) Обитание во влажных местах. 
4) Размножение спорами и половое. 
5) Оплодотворение в воде. 
6) Преобладание гаплоидного гаметофита (полового поколения) над диплоидным спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.

С4 Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

Ответ:

1) Лягушка — представитель класса земноводных. Развитие их личинок происходит в окружающей среде (воде) за счет питательных веществ оплодотворенной яйцеклетки. 
2) Кролик — представитель класса млекопитающих, для которых характерно внутриутробное развитие. 
3) Во время развития зародыш млекопитающих находится в матке и питается за счет питательных веществ материнского организма.

С5 Все клетки собаки содержат 78 хромосом. Только в половых клетках хромосом в 2 раза меньше. Как можно это объяснить?

Ответ:

1) число хромосом уменьшается при образовании гамет;
2) при оплодотворении хромосомный набор восстанавливается, т.к. поддерживается генетическое постоянство вида.

С6 Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 — с гладкими жёлтыми семенами и 316 — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?

1. Р. АаВв х аавв  G. АВ ав  ав  Ав  аВ 
2. F. АаВв — гладкие фиолетовые  аавв — морщинистые желтые  Аавв — гладкие желтые  ааВв — морщинистые фиолетовые 
3. Сцепленное наследование генов. 4 типа фенотипов связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера, поэтому больше особей получается с родительскими признаками. 

Вариант № 92907 

С1 Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Как это можно объяснить?

Ответ:

1) Потому что их дыхательные органы — мельчайшие разветвленные трубочки — трахеи доставляют кислород непосредственно к клеткам, 
2) Из клеток в трахеи поступает и удаляется углекислый газ.

С2 Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные. 2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату. 3) Размножаются только бесполым способом. 4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

Ошибки содержатся в предложениях:
1) 1 — кишечнополостные — двухслойные беспозвоночные животные.
2) 3 — размножаются бесполым и половым путем.
3) 4 — включают классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

С3 Укажите, какие признаки характерны для цветков насекомоопыляемых растений.
 

Ответ:

1) цветки или соцветия яркие и относительно крупных размеров
2) цветки могут содержать нектарники и обладают ароматом.
3) пыльца относительно крупных размеров, клейкая или с выступом для прикрепления к насекомым.

С4 Объясните, прочему у собак при повышении температуры воздуха
развивается одышка.

Ответ:

1) у собак при одышке происходит испарение влаги с поверхности ротовой полости и верхних дыхательных путей.
2) при испарении влаги расходуется тепло.
3) повышенная теплоотдача защищает организм от перегрева.
 

С5 Объясните, почему, изменение аминокислотного состава белка может привести к изменению его биологических свойств.

Ответ:

1) первичная структура белка (последовательность аминокислот) определяет дальнейший характер укладки молекулы белка;
2) изменение аминокислотного состава может изменить конформацию его молекулы;
3) изменение конформации белковой молекулы приводит к потере биологических свойств.

С6 У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей, а также возможные генотипы дедушек этих детей.

Ответ:

1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХDУ, мать ♀ХdХD.
2) Гаметы ♂ ХD, У ; ♀ Хd, ХD.
3) Возможные генотипы детей — дочери ХdХD или ХDХD; сыновья: дальтоник ХdУ и сын с нормальным зрением ХDУ.
Дедушки или оба дальтоники — ХdУ, или один ХDУ, а другой ХdУ.

Вариант № 92908

С1 В чем заключается биологический смысл окислительного фосфорилирования? 

Ответ:

1) В результате реакции окислительного фосфорилирования из АДФ и остатка фосфорной кислоты образуется молекула АТФ. 
2) АТФ является источником энергии для всех процессов жизнедеятельности клетки. 

С2 Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Ответ:

1) 1 - серое вещество; 2 - белое вещество; 2) 1- Серое вещество занимает центральную часть и имеет форму бабочки с расправленными крыльями или буквы Н. Образовано главным образом из тел нервных клеток (двигательных и вставочных) с их отростками, не имеющими миелиновой оболочки. Функция: осуществляют связь между чувствительными клетками спинальных ганглиев и двигательными клетками передних рогов, замыкая местные рефлекторные дуги. 3) 2 - Белое вещество располагается вокруг серого, на периферии спинного мозга. Белое вещество представляет собой сложную систему различной протяжённости и толщины миелиновых и отчасти безмиелиновых нервных волокон и опорной нервной ткани — нейроглии, а также кровеносных сосудов, окружённых незначительным количеством соединительной ткани. Нервные волокна в белом веществе собраны в пучки. Функция: проведение нервного импульса (восходящие и нисходящие сигналы).

С3 Бобовые — хороший предшественник для других сельскохозяйственных культур. Объясните, почему. 

Ответ:

1) На корнях бобовых поселяются клубеньковые бактерии. 
2) Эти бактерии фиксируют азот из воздуха. 
3) После уборки урожая бобовых, подземная часть остается в почве, перегнивает, азот попадает в почву, обогащая ее.
 

С4 Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК? 

Ответ:

1) ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная. 
2) В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин, в нуклеотидах и-РНК  — рибоза и урацил. 
3) ДНК хранит и передает наследственную информацию, и-РНК — передает информацию на рибосомы. 

С5 Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТ-ГГЦ-ТГТ–ТЦЦ–ГТЦ... Объясните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК? 

Ответ:

1) Произошла дупликация. Новая цепь ДНК будет: ЦАТ - ГГЦ - ТГТ – ТЦЦ - ТЦЦ – ГТЦ. 
2) Структура и-РНК будет: ГУА – ЦЦГ – АЦА – АГГ – АГГ – ЦАГ. 
3) Произойдет удлинение молекулы белка на одну аминокислоту. Молекула белка будет состоять из аминокислот: вал – про – тре – арг – арг – глн. 

С6 Объясните, может ли признак, сцепленный с Х-хромосомой, передаваться от отца к сыну.

Ответ:

1) набор половых хромосом у мужчины ХУ, а у женщины – XX,
2) Х-хромосома от отца передается только дочери, а У-хромосома - сыну, поэтому признак, сцепленный с Х-хромосомой от отца к сыну не передается.

Вариант № 92909 

С1 Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

Ответ:

1) Поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ.2Н. 
2) Синтез глюкозы и крахмала с использованием АТФ.

С2 Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

Ответ:

1) Митохондрия. 
2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана. 
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.

С3 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах? 

Ответ:

1) Бактерии хемосинтетики, не содержащие хлорофилла, создают органические вещества благодаря энергии, выделяющейся при химических реакциях окисления различных неорганических соединений: водорода, сероводорода, аммиака и др. 
2) Азотные бактерии играют важную роль в круговороте азота.
 3) Азотные бактерии осваивают энергию, которая иначе была бы потеряна для животных.

С4 Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.

Ответ:

1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее из-за развития промышленности. 
2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает. 
3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды. Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом.

С5 Общая масса всех молекул ДНК в 46 соматических хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Ответ:

1) В половых клетках 23 хромосомы, т.е. в два раза меньше, чем в соматических, поэтому масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6х 10-9 : 2 = 3х 10-9мг.  2) Перед началом деления (в интерфазе) количество ДНК удваивается и масса ДНК равна 6х 10-9 х2 = 12 х 10-9мг.3) После митотического деления в соматической клетке число хромосом не меняется и масса ДНК равна 6х 10-9 мг.

С6 При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Ответ:

Схема решения задачи включает: 1) 1-е скрещивание: 
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
Р. ААBВ ааbb
G АB аb
F1 АаBb
семена гладкие и усики;
2) 2-е скрещивание: 
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
Р. АаBb ааbb
G АB, аb аb
F1 АаBb, ааbb
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1.