Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
вариант 1.doc
1. Какие исследования человека затруднены в связи с медленной сменой поколений и малочис
ленным потомством?
1) гистологические 2) физиологические 3) генетические 4) анатомические
Вариант № 1
2. Эндоплазматическая сеть образована выростами:
1) цитоплазматической мембраны 2) цитоплазмы
3) ядерной мембраны 4) мембраны митохондрий
3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20 % от общего числа.
Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствую
щее число.
4. Какие вещества входят в состав клеточной мембраны?
1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК
5. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования.
ВИД КЛЕТКИ
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ
А) спора мха
Б) сперматозоид мха
В) сперматозоид обезьяны
Г) яйцеклетка подсолнечника
Д) микроспоры мака
Е) клетка архегония папоротника
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) митоз
2) мейоз
А
Б
В
Г
Д
Е
6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гете
розиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности
цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
7. Функциональная единица генетического кода
1) нуклеотид 2) триплет 3) аминокислота 4) тРНК
8. Установите соответствие между соотношением фенотипов и типом скрещивания, для которого
оно характерно.
СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ
A) 1:2:1
Б) 9:3:3:1
B) 1:1:1:1
Г) 3:1
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) моногибридное
2) дигибридное (гены не сцеплены)
A
Б
В
Г
Д 9. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из
шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) служит для проведения воды от корней к листьям
2) является проводящей тканью растения
3) клетки лишены клеточной стенки
4) клетки содержат хлоропласты
5) клетки лишены ядер
6) клетки имеют клеткиспутницы
10. Установите соответствие между (1) водорослями и (2) покрытосеменными растениями и при
знаками, характерными для этих растений.
А) Первые, наиболее древние растения.
Б) Господствующая группа растений на Земле.
В) Не имеют органов и тканей.
Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.
Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.
Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
11. Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере ку
кушкиного льна) начиная с зиготы.
1) образование зиготы
2) образование половых клеток на листостебельном растении
3) образование коробочки на ножке
4) образование гаплоидных спор мейозом
5) образование листостебельного растения из споры
6) миграция сперматозоида к яйцеклетке
12. Выберите участки кровеносной системы человека, входящие в большой круг кровообраще
ния.
1) левое предсердие
2) лёгочная артерия
3) верхняя полая вена
4) сонная артерия
5) правый желудочек
6) аорта
13. Установите соответствие между особенностью и видом мышечной ткани человека, для кото
рого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ
ВИД МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
А) образована веретеновидными клетками
Б) клетки имеют поперечную исчерченность
В) клетки одноядерные
Г) мышцы имеют высокую скорость сокращения
1) гладкая
2) сердечная Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
14. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотдели
тельного рефлекса у человека на звонок.
1) слуховой центр коры мозга, 2) чувствительный нейрон, 3) рецепторы слуха,
4) временная связь, 5) центр слюноотделения, 6) слюнные железы,
7) двигательный нейрон.
15. Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, — крупное полу водное травоядное
млекопитающее.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к
описанию данных признаков этого организма.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 1,65 м. Нозд
ри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать,
оставаясь почти полностью под водой.
2) Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — большую часть
времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки.
3) Шкура бегемота имеет серокоричневый цвет с розоватым оттенком и достигает толщины 4
см.
4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что поз
воляет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений.
5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%.
6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца,
каждый из которых оканчивается подобием копытца.
16. Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе
эволюции и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
ЭРЫ
А) появление и расцвет приматов
Б) появление бактерий и простейших
В) появление зелёных водорослей
Г) появление красных водорослей
Д) расцвет простейших и кишечнополостных
Е) появление человека
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) архейская
2) протерозойская
3) кайнозойская
А
Б
В
Г
Д
E
17. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?
1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации 5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости
18. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно
классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) речной песок
Б) горная порода
B) морской ил
Г) почва
Д) колония кораллов
Е) плесневые грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) косное
2) живое
3) биокосное
A
Б
В
Г
Д
Е
19. Установите последовательность расположения структур в эукариотной клетке растения (на
чиная снаружи).
1) плазматическая мембрана 2) клеточная стенка 3) ядро
4) цитоплазмА 5) хромосомы
20. Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного пе
речня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов,
а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже табли
цу.
МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет
___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелет
ной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних ор
ганов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характер
ные свойства — возбудимость и ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) поперечнополосатая
2) гладкая 3) не поперечно исчерчены 4) поперечно исчерчены
5) 10–12 см
6) 0,1 мм
7) проводимость
8) сократимость
A
Б
В
Г
21. Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных»,
выберите верные утверждения 1. Из представленных в таблице млекопитающих наибольшую продолжительность жизни имеет
человек.
2. Из представленных в таблице птиц лебедь дольше всего проживет в зоопарке.
3. Продолжительность жизни животного не зависит от его размеров.
4. Из представленных в таблице животных наименьшую продолжительность жизни имеет колиб
ри.
5. Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется.
22. Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой
целью это делают.
23. Схема строения какого вещества изображена на рисунке? Какие разновидности этого веще
ства существуют? В чём состоит его участие в обмене веществ?
24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных
отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и заты
лочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона нахо
дится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.
25. В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?
26. Чем характеризуется биологическое разнообразие? 27. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ
Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и
последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, кодируемом указанным фраг
ментом ДНК, используя таблицу генетического кода
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего гори
зонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от
всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое
наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при об
разовании гамет и при оплодотворении. Ответы Вариант 1:
13;
23;
330;
4145;
5212121;
631; 7 2;
81221;
9 256;
10 – 121221;
11134526;
12 346;
13 1212;
14 – 3214576;
15 124;
16 – 311223;
17 – 235;
18 – 113322;
19 21435;
20 – 4528;
21 12;
22 Виноградные улитки нуждаются в кальции, благодаря которому идет
1) «строительство» раковины;
2) формирование яиц в организме улитки.
23 1) На рисунке изображён нуклеотид РНК (рибонуклеотид).
2) Рибонуклеотид входит в состав РНК (рибонуклеотид мономер, РНК полимер). РНК быва
ет рибосомной, информационной и транспортной.
3) РНК участвует в биосинтезе белков – в процессах транскрипции и трансляции.
Примечание.
Считаем, что ответ 3 должен быть:
— Требуются для синтеза РНК,
— Многие ключевые молекулы в клетке являются рибонуклеотидами, либо рибонуклеотиды
входят в их состав, например, АТФ, пиридоксальфосфат, НАД, кофермент А, ФАД.
Пример участия в обмене веществ: РНК участвует в биосинтезе белков; АТФ — универсаль
ный источник энергии.
24 Ошибки в предложениях:
2. Серое вещество состоит из тел и коротких отростков нейронов.
4. В коре располагается центральный отдел анализатора.
5. Слуховая зона находится в височной доле. 25 Пояснение.
1) Помет уток способствует росту водорослей.
2) Водоросли являются пищей для беспозвоночных.
3) Беспозвоночными питаются карпы.
Примечание Василия Рогожина.
Необходимо отметить, что речь в вопросе должна идти не о мальках карпа на откормочном пери
оде, а о взрослой рыбе на нагульных прудах. Кроме того, карп питается не только беспозвоноч
ными, но и водными растениями (их молодыми побегами, листьями), икрой лягушек и рано нере
стящихся рыб. Поэтому обогащением со стороны уток водоема азотистыми соединениями — ам
миаком и солями аммония — стимулируется рост водных растений, которые сами по себе слу
жат кормовой базой для карпа по весне. А к лету, когда в водоеме так же не без помощи водорос
лей и других водных растений размножатся беспозвоночные, карпы перейдут на питание этими
беспозвоночными — личинками насекомых и моллюсками.
26 1) Генетической неоднородностью особей в популяциях.
2) Разнообразием популяций, входящих в состав вида.
3) Разнообразием видов в экосистемах и экосистем в биосфере.
27 1) ДНК – ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ
иРНК – ААУ ЦУУ АУА ГУЦ ЦУГ
2) тРНК – УУА ГАА УАУ ЦАГ ГАЦ
3) фрагмент молекулы белка АСН– ЛЕЙ – ИЛЕ – ВАЛ ЛЕЙ
28 1) в скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи;
2) гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя 4
типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (аллели не сцеплены);
3) при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочетанию
признаков.
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
ЕГЭ. Биология. Вариант № 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.