Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
Вариант 10
1) систематика
2) генетика
3) селекция
4) анатомия
2. Хлоропласты в растительной клетке выполняют функции
1) хранения и передачи наследственной информации дочерним клеткам
2) транспорта органических и неорганических веществ в клетке
3) окисления органических веществ до неорганических с освобождением энергии
4) образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света
3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа.
Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле?
4. Мутацию считают хромосомной, если
1) число хромосом увеличилось на 1–2
2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой
3) участок одной хромосомы перенесен на другую
4) произошло выпадение участка хромосомы
5) участок хромосомы перевернут на 180°
6) произошло кратное увеличение числа хромосом
5. Установите соответствие между характеристикой и веществами, к которым эта характери
стика относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЕЩЕСТВА
А) неполярны, нерастворимы в воде
Б) в состав входит остаток глицерина
В) мономером является глюкоза
Г) мономеры связаны пептидной связью
Д) обладают ферментативными функциями
Е) входят в состав клеточных стенок растительных клеток
6. Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений
ночной красавицы
7. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК
1) белки
2) углеводы
3) липиды
1) АЦУ
2) ЦУГ
3) УГА
4) АГА
8. Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.
СТАДИЯ
А) спора
Б) заросток
В) зрелый спорофит
Г) молодой спорофит
Д) гамета
Е) зигота
ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ
1) гаплоидная стадия
2) диплоидная стадия
9. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые?
1) в основном кустарники и деревья
2) плод стручок или стручочек
3) плод коробочка или ягода4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником
5) к семейству относятся картофель, табак
6) к семейству относятся редька, редис.
10. Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которо
му их относят – (1) Паукообразные или (2) Насекомые
А) пара усиков
Б) органы дыхания – только трахеи
В) 3 пары грудных конечностей
Г) сложные глаза отсутствуют
Д) у большинства видов имеются крылья
Е) тело разделено на головогрудь и брюшко
11. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи
питания Северного моря.
1) белый медведь
2) рыба
3) планктонная водоросль
4) циклоп
5) тюлень
12. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной,
1) бедна кислородом
2) течёт в малом круге по венам
3) наполняет правую половину сердца
4) насыщена углекислым газом
5) поступает в левое предсердие
6) обеспечивает клетки тела питательными веществами
13. Установите соответствие между тканями человека (мышечная (1) или нервная (2))и харак
терными для них свойствами.
А) проводит электрический импульс
Б) клетки способны к сокращению
В) бывает гладкой и поперечнополосатой
Г) в клетках может быть несколько ядер
Д) в клетках строго одно ядро
Е) большинство клеток имеет множество отростков
14. Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга,
по направлению от спинного мозга.
1) промежуточный мозг,
2) продолговатый мозг,
3) средний мозг,
4) мост.
15. Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной
пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, отно
сящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответ
ствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок со
родичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка вы
кармливает его молоком.
пей.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных сте6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых
и их личинок.
16. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида,
для которых эти признаки характерны.
ПРИЗНАКИ
КРИТЕРИИ ВИДА
1) морфологический
2) экологический
А) личинка развивается в воде
Б) раковина образована двумя створками
В) тело покрыто мантией
Г) питается водными организмами
Д) кровеносная система незамкнутая
Е) взрослое животное обитает в пресных
водоёмах
17. Какие факторы являются движущими силами эволюции?
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов к среде обитания
5) популяционные волны
6) абиотические факторы среды
18. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для кото
рых эти особенности характерны — автотрофами (1) либо гетеротрофами (2)
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ
В) использование только готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ
19. Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в
процессе эволюции систематических групп, к которым они принадлежат.
1) хламидомонада
2) псилофит
3) сосна обыкновенная
4) папоротник орляк
5) ромашка лекарственная
6) ламинария
20. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предло
женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбран
ных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в при
ведённую ниже таблицу.
Процессы жизнедеятельности листа
В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а
выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс
___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются
через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегрева
нию листовой пластинки.
Перечень терминов
1) жилка 2) кислород 3) кожица 4) поглощение 5) углекислый газ
6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка
21. Пользуясь таблицей «Пищёвая ценность разных рыб» выберите верные утверждения:
1) Больше белков, чем у остальных рыб содержится в сушёной вобле.2) В меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни необходи
мо вносить карася, окуня.
3) Наиболее вредна для худеющего человека стерлядь.
4) Карась менее калорийная рыба, чем окунь.
5) Окунь речная рыба.
22. С какой целью в селекции растений применяют скрещивание особей разных сортов?
23.
определите,
какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в
процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях
жизни этот отбор будет проявляться?
Пользуясь рисунком,
24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сде
ланы ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В
головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения
млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резко
му улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие
животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6.
Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
25. Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влаж
ности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, воско
вой налет, мелкие кожистые листья)?
26. Укажите идиоадаптации крота, связанные с подземным образом жизни.
27. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса
участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя
молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида — 300. Ответ поясните.28. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового муж
чину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и
фенотипов.
Ответы Вариант 10:
1 2;
2 4;
3 20;
4 345;
5 332112;
6 121;
7 3;
8 112212;
9 345;
10 222121;
11 34251;
12 134;
13 211122;
14 2431;
15 346;
16 211212;
17 235;
18 12211;
19 162435;
20 2576;
21 12;
22 1) Для получения комбинированных сортов, сочетающих в себе полезные признаки обоих
сортов, т. е. для получения комбинативной изменчивости.
2) Для получения эффекта гетерозиса.
23 Элементы ответа:
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направ
лено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта
форма отбора сохраняет среднее значение признака.
24 2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает слож
ность поведения млекопитающих.
3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению
слуха животных.
5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.
25 1) Болотная вода холодная,
2) плохо впитывается корнями,3) возникает необходимость уменьшения испарения воды.
26 1) Роющие конечности — приспособились к рытью земли
2) Глаза не имеют хрусталика и сетчатки изза недостатка света
3) Свойства шерсти позволяют животному двигаться в узких подземных проходах в любом
направлении.
27 Элементы ответа:
1) генетический код триплетен, следовательно, белок, состоящий из 100 аминокислот, кодиру
ют 300 нуклеотидов;
2) молекулярная масса белка 100 х 110 = 11000; молекулярная масса гена 300 х 300 = 90000;
3) участок ДНК тяжелее, чем кодируемый им белок, в 8 раз (90 000/11 000).
28 1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;
2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:1
3) дочери — носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья — здоров, болен гемофи
лией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров) : 1 (мальчикгемофи
лик)