Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
Вариант 11
1. Примером гомеостаза может служить
1) оборонительный рефлекс при виде опасности
2) переваривание пищи с участием ферментов
3) постоянная кислотность внутренней среды организма
4) утоление голода
2. В клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме и не отделено от
нее оболочкой
1) низших растений
2) бактерий и синезеленых
3) одноклеточных животных
4) плесневых грибов и дрожжей
3. Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки? В ответ запишите ТОЛЬКО
соответствующее число.
4. Каковы особенности строения и функций митохондрий?
1) внутренняя мембрана образует граны
2) входят в состав ядра
3) синтезируют собственные белки
4) участвуют в окислении органических веществ до и
5) обеспечивают синтез глюкозы
6) являются местом синтеза АТФ
5. Установите соответствие между процессами обмена веществ и его видом.
ПРОЦЕСС
A) гликолиз
Б) образование 36 молекул АТФ
B) синтез иРНК на ДНК
Г) образование ПВК
Д) синтез белков
Е) расщепление питательных веществ
ВИД ОБМЕНА
1) энергетический
2) пластический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
6. Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений
ночной красавицы
7. С изменением последовательности нуклеотидов ДНК в гене связана(ы)
1) изменения в первичной структуре белка
2) хромосомные перестройки
3) полиплоидия
4) комбинативные перестройки
8. Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для кото
рой она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ
A) развитие из трёх зародышевых листков
Б) нервная система диффузного типа
B) размножение путём почкования
Г) развитие организма из двуслойного зародыша
ГРУППА ОРГАНИЗМОВ
1) Кишечнополостные
2) Кольчатые червиД) наличие систем органов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
9. Микроорганизмы используют в промышленном производстве
1) витаминов
2) муки
3) минеральных солей
4) молоко
5) лекарственных препаратов
6) гормонов
10. Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым
их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
А) хорошо развиты клыки,
Б) клыки отсутствуют,
В) слепая кишка короткая или редуцирована,
Г) желудок имеет несколько отделов,
Д) кишечник во много раз длиннее тела,
Е) однокамерный железистый желудок.
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
1) травоядный
2) хищник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
11. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная
белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
1) класс Насекомые
2) вид Капустная белянка
3) отряд Чешуекрылые
4) тип Членистоногие
5) род Огородные белянки
6) семейство Белянки
12. Выберите признаки безусловных рефлексов человека.
1) не наследуются
2) вырабатываются в процессе эволюции
3) характерны для всех особей вида
4) приобретаются в течение жизни
5) передаются по наследству
6) индивидуальны
13. Установите соответствие между признаком форменных элементов крови и их видом.
ВИД
A) участвуют в образовании фибрина
Б) содержат гемоглобин
B) обеспечивают процесс фагоцитоза
Г) транспортируют углекислый газ
Д) играют важную роль в иммунных реакциях
ПРИЗНАК
1) эритроциты
2) лейкоциты
3) тромбоциты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:A
Б
В
Г
Д
14. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргива
нии руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность
цифр.
1) вставочный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы кожи
4) скелетная мышца
5) исполнительный нейрон
15. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к
почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, отно
сящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответ
ствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они по
крыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животны
ми.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 57 листовыми пластинками, осенью желтеют и
опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в ме
дицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
16. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА
А) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды
Б) изменяет частоту встречаемости признака
В) сохраняет среднее значение признака
Г) действует в относительно постоянных условиях среды
Д) закрепляет новую норму реакции
Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменными
ФОРМА ОТБОРА
1) движущий отбор
2) стабилизирующий
отбор
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
17. К экологическим характеристикам вида относят
1) сезонные явления в жизни организмов
2) характер пищи и способ питания
3) строение пищеварительной системы
4) особенности места обитания организма
5) особенности размножения и развития
6) наличие специфических паразитов у организма
18. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕ
А) кедровка
РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ
1) консумент 1 порядкаБ) ястребтетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяцрусак
Е) обыкновенный волк
2) консумент 2 порядка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
19. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых живот
ных.
1) возникновение лёгких
2) образование головного и спинного мозга
3) образование хорды
4) возникновение четырёхкамерного сердца
20. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предло
женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбран
ных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в при
ведённую ниже таблицу.
Процессы жизнедеятельности листа
В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а
выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс
___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются
через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегрева
нию листовой пластинки.
Перечень терминов
1) жилка
2) кислород
3) кожица
4) поглощение
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
21. Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните за
дание.1) У страуса самая большая яйцеклетка.
2) Размеры яйцеклеток млекопитающих составляют только десятые доли миллиметра, так
как питательные вещества яйцеклетки у млекопитающих необходимы на развитие зародыша
только на начальной стадии.
3) У аскариды самая большая яйцеклетка.
4) Размеры яйцеклеток лягушки и моллюсков одинаковы, т.к. яйцеклетка развивается в
воде.
5) Размеры яйцеклеток у млекопитающих зависят от размера взрослой особи
22. Почему летом в жаркую погоду рекомендуется пить подсоленную воду?
23.
нов относится указанный орган? Какую функцию он выполняет?
Какой орган отмечен знаком, к какой системе орга
24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сде
ланы, и исправьте их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и проду
центами.
25. Какие особенности плода — костянки обеспечивают распространение семян многих пред
ставителей растений семейства розоцветные?
26. Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, акти
ния, дуб, береза, ракотшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бакте
рии?27. Даны антикодоны тРНК. Используя таблицу генетического кода, определите последова
тельность аминокислот во фрагменте молекулы белка, кодоны иРНК и триплеты во фрагменте
гена, кодирующего этот белок. Антикодоны тРНК: ГАА, ГЦА, ААА, АЦЦ.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
Второе основание
У
Ф
е
н
Ф
е
н
Л
е
й
Л
е
й
Л
е
й
Л
е
й
Л
е
й
Л
е
й
И
л
е
И
л
Ц
С
е
р
С
е
р
С
е
р
С
е
р
П
р
о
П
р
о
П
р
о
П
р
о
Т
р
е
Т
р
А
Г
Ц
и
с
Ц
и
с
—
Т
р
и
А
р
г
А
р
г
А
р
г
А
р
г
С
е
р
С
е
Т
и
р
Т
и
р
—
—
Г
и
с
Г
и
с
Г
л
н
Г
л
н
А
с
н
А
с
У
Ц
А
Тре
тье
осно
вание
У
Ц
А
Г
У
Ц
А
Г
У
Ц
А
Ге
И
л
е
М
е
т
В
а
л
В
а
л
В
а
л
В
а
л
е
Т
р
е
Т
р
е
А
л
а
А
л
а
А
л
а
А
л
а
н
Л
и
з
Л
и
з
А
с
п
А
с
п
Г
л
у
Г
л
у
р
А
р
г
А
р
г
Г
л
и
Г
л
и
Г
л
и
Г
л
и
У
Ц
А
Г
Г
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхне
го горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии,
идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосо
ме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье,
где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слу
хом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочкадальтоник с нормальным слухом. Составьте
схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и
вероятность в будущем рождения в этой семье детейдальтоников с нормальным слухом и глу
хих.Ответы вариант 11:
1 3;
2 2;
3 2;
4 346;
5 112121;
6 121;
7 1;
8 21112;
9 156;
10 212112;
11 256314;
12 235;
3 31212;
14 32154;
15 124;
16 112212;
17 124;
18 122112;
19 3214;
20 2576;
21 12;
22 1) В жаркую погоду человек много потеет и теряет воду и минеральные соли.
2) Для поддержания постоянного состава внутренней среды и водносолевого баланса, не
обходимо восполнить эти потери.
23 1) Знаком вопрос отмечено сердце
(или, На спинной стороне головогруди находится пятиугольное сердце, от которого отхо
дят кровеносные сосуды)
2) Сердце относится к кровеносной системе (незамкнутая)
3) Функции сердца: нагнетательная (сокращаясь, сердце гонит кровь в кровеносные сосу
ды. Сосуды, отходящие от сердца, разносят кровь по всему телу, заканчиваясь, они открывают
ся в промежутки между внутренними органами)
24 Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — первым звеном являются продуценты;2) 3 — консументы не способны к фотосинтезу;
3) 4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.
25 1) Костянка — односемянный плод с ярко окрашенной сочной мякотью, чем привлекает
животных.
2) Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревес
невшей частью околоплодника, не перевариваются в пище пищеварительном канале и удаляют
ся с пометом наружу.
3) Благодаря животным они распространяются.
26 1) Пчела — липа,
2) подберезовик — береза,
3) актиния — ракотшельник,
4) осина — подосиновик,
5) сойка — дуб,
6) клевер — клубеньковые бактерии.
27 1) Кодоны иРНК: ЦУУЦГУУУУУГГ (определяем по принципу комплементарности).
2) Аминокислоты: лейаргфентри (определяем с помощью таблицы генетического кода).
3) Фрагмент гена: ГААГЦАААААЦЦ (определяем по принципу комплементарности на
основе иРНК).
28 По условию:
В — нормальный слух b — глухота
ХD — нормальное цветовое зрение Хd — дальтонизм (ген цветовой слепоты)
1) Определим генотипы родителей:
мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение — bbХ♀
отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник — BBХ♂
dY
DХ?
Так как у них родилась девочкадальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету
BХd она получила от отца, а другую от матери — bХd
Мы можем определить генотип матери bbХ♀
dХd
DXd и дочери
BbХ♀
DXd
2) Составив схему скрещивания определяем возможные генотипы детей
P bbХ♀
G bХ♀ D bХ♀ d BХ♂ d BY♂
F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY
BBХ
→ ♂
dY
3) фенотипы потомства:
BbХDXd — девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение
BbХDY — мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение
BbХdXd — девочка, нормальный слух, дальтоник
BbХdY — мальчик, нормальный слух, дальтоник
Вероятность в будущем рождения в этой семье детейдальтоников с нормальным слухом
50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) и 0% глухих.
4) Закономерности: По второму признаку (цветовое зрение) — наследование сцепленное с
полом (с Ххромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование.
При определении генотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание.