Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из ат
мосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области
Вариант 12
1) микробиологического синтеза
2) генной инженерии
3) клеточной инженерии
4) биохимии
2. Согласно клеточной теории, возникновение новой клетки происходит путем
1) обмена веществ
2) деления исходной клетки
3) размножения организмов
4) взаимосвязи всех органоидов клетки
3. Число хромосом в лейкоцитах клетках крови человека равно. В ответ запишите ТОЛЬКО со
ответствующее число хромосом.
4. Мутационная изменчивость характеризуются тем, что возникает
1) внезапно у отдельных особей
2) в результате нарушения мейоза
3) при вегетативном размножении
4) под воздействием рентгеновских лучей
5) при сокращении длительности интерфазы перед митозом
6) как результат проявления нормы реакции
5. Установите соответствие между признаком органоида клетки и органоидом, к которому этот
признак относится.
ПРИЗНАК ОРГАНОИДА
А) имеет две мембраны, пронизанные порами
Б) содержит множество ферментов
В) содержит кольцевые молекулы ДНК
Г) в органоиде синтезируется АТФ
Д) содержит хроматин
Е) формирует субъединицы рибосом
ОРГАНОИД
1) ядро
2) митохондрия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
6. Какова вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом
(низкорослостъ доминирует над высоким ростом)
7. Какие клетки называют полиплоидными
1) содержащие больше двух наборов гомологичных хромосом
2) полученные в результате гибридизации
3) содержащие многоаллельные гены
4) полученные от скрещивания нескольких чистых линий
8. Установите соответствие между методом селекции и его использованием в селекции растений
и животных.
МЕТОД
А) массовый отбор
Б) отбор по экстерьеру
В) получение полиплоидов
ОБЪЕКТ
1) селекция растений
2) селекция животныхГ) искусственный мутагенез
Д) испытание родителей по потомству
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
E
9. Выберите организмы, у которых органы выделения представлены почками.
1) речной рак
2) дождевой червь
3) рыба
4) пчела
5) ящерица
6) лягушка
10. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный
вид.
ВИД РАСТЕНИЯ
А) Пшеница твердая
Б) Кукуруза сахарная
В) Лютик кашубский
Г) Тюльпан алтайский
Д) Клен платанолистный
Е) Пастушья сумка
КЛАССЫ РАСТЕНИЙ
1) Двудольные
2) Однодольные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
11. Установите правильную последовательность в классификации лягушки прудовой начиная с
самого крупного таксона.
1) лягушка прудовая
2) класс Земноводные
3) царство Животные
4) настоящие лягушки
5) бесхвостые
6) Хордовые
12. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполня
ет.
ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА
1) белочная,
2) сосудистая,
3) сетчатка.
ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК
А) защита от механических и химических повреждений,
Б) снабжение глазного яблока кровью,
В) поглощение световых лучей,
Г) участие в восприятии света,
Д) преобразование раздражения в нервные импульсы.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д13. Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеваритель
ной системы.
ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ
ОРГАН
А) окончательное расщепление жиров
Б) начало переваривания белков
В) расщепление клетчатки
Г) взаимодействие пищевой массы с поджелудочным соком
Д) интенсивное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) желудок
2) тонкая кишка
3) толстая кишка
А
Б
В
Г
Д
14. Установите, в какой последовательности лучи света должны передаваться в органе зрения к
зрительным рецепторам.
1) хрусталик
2) роговица
3) зрачок
4) палочки и колбочки
5) стекловидное тело
15. Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая
продовольственная, техническая и кормовая культура.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относя
щиеся к описанию данных признаков этого организма.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми ли
стьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его
цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
16. Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД МУТАЦИИ
A) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Б) изменение строения хромосом
B) изменение числа хромосом в ядре
Г) полиплоидия
Д) изменение последовательности расположения генов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) генная
2) хромосомная
3) геномная
A
Б
В
Г
Д
17. К продуцентам относят1) плесневый гриб — мукор
2) северного оленя
3) можжевельник обыкновенный
4) землянику лесную
5) дроздарябинника
6) ландыш майский
18. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно
классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
A) морская соль
Б) морской ил
B) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) двусторчатые моллюски
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биокосное
2) косное
3) живое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
19. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.
1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости
2) конъюгация, кроссинговер
3) расхождение сестринских хроматид
4) образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами
5) расхождение гомологичных хромосом
20. Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного пе
речня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов,
а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже табли
цу.
МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет
___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелет
ной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних ор
ганов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характер
ные свойства — возбудимость и ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) поперечнополосатая
2) гладкая
3) не поперечно исчерчены
4) поперечно исчерчены
5) 10–12 см
6) 0,1 мм
7) проводимость
8) сократимость
A
Б
В
Г
21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных
результатов. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке
бактерии.
22. Замораживание ферментов, в отличие от действия высоких температур, не приводит к потере
активности ферментов в нормальных условиях. Чем это объясняется?
23. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на рисунке?
2. Каким методом получено это изображение?
3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными
методами?
24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены
ошибки, объясните их.1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие
органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, за
полненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.
25. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений?
26. Каковы основные этапы эволюции хордовых, обеспечившие их расцвет и жизнь на суше? Ука
жите не менее четырёх этапов.
27. ИРНК состоит из 156 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый
ею белок, число молекул тРНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, и количество
триплетов в гене, кодирующем первичную структуру белка. Объясните полученные результаты.
28. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака,
выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом),
генотипы детей в первом и во втором поколении.Ответы Вариант 12:
1 2;
2 2;
3 46;
4 124;
5 122211;
6 25 (25%);
7 1;
8 12112;
9 356;
10 221211;
11 362541;
12 12233;
13 21322;
14 23154;
15 156;
16 12332;
17 346;
18 211123;
19 21534;
20 4528;
21 45;
22 1) ферменты являются белками, поэтому нагревание приводит к их необратимой денатура
ции и потере активности;
2) низкие температуры вызывают обратимую денатурацию белков, и в нормальных условиях
они восстанавливают свою структуру и активность.
23 1. На рисунке изображён фрагмент клетки.
ИЛИ
На рисунке изображена электронная микрофотография фрагмента клетки.
ИЛИ
любой иной верный ответ.
2. Изображение получено методом электронной микроскопии.
3. Альтернативный метод – световая микроскопия. Электронная микроскопия не позволяет
рассматривать живые объекты и требует сложной подготовки препарата, но зато имеет боль
шую разрешающую способность.24 Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные;
2) 3 — четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке;
3) 4 — птицы имеют полые кости,заполненные воздухом, в воздушных мешках не происхо
дит газообмен.
25 1) Высокая численность растений.
2) Высокая плодовитость.
3) Большой ареал.
4) Хорошая адаптация к условиям среды.
26 1) образование роговых покровов, перьев и шерсти;
2) возникновение ячеистых лёгких и двух кругов кровообращения с полным разделением
крови на венозную и артериальную;
3) размножение на суше;
4) образование рычажных конечностей;
5) формирование сложной нервной системы.
27 1. Белок содержит 52 аминокислоты, т. к. одну аминокислоту кодирует один триплет (156:3).
2. ТРНК транспортирует к месту синтеза белка одну аминокислоту, следовательно, всего в
синтезе участвуют 52 тРНК.
3. В гене первичную структуру белка кодируют 52 триплета, так как каждая аминокислота
кодируется одним триплетом
28 1) Признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.