ЕГЭ. Биология. Вариант № 14
Оценка 4.8

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 14
Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
вариант 14.doc
1. Круговорот веществ и превращение энергии на Земле происходит на уровне организации жи­ вого   Вариант 14 1) биосферном 2) организменном 3) клеточном 4) популяционно­видовом 2. Число хромосом в клетке 1) может отличаться у различных организмов внутри одной популяции 2) одинаково, как в животных, так и в растительных клетках 3) одинаково у всех представителей данного вида 4) одинаково у всех представителей семейства 3. Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите ТОЛЬКО соот­ ветствующее число. 4. Выберите ТРИ отличия первого деления мейоза от второго   1) на экваторе клетки располагаются пары гомологичных хромосом 2) отсутствует телофаза 3) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом 4) отсутствует конъюгация и кроссинговер хромосом 5) к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды 6) к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы 5. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.  ОСОБЕННОСТИ ДЕЛЕНИЯ А) происходит в два этапа Б) после деления образуются диплоидные клетки В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 2n2с Г) сопровождается конъюгацией хромосом Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК nс Е) происходит кроссинговер ВИД ДЕЛЕНИЯ 1) митоз 2) мейоз     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  A Б В Г Д Е       6. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозигот­ ные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи 7. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления организ­ ма к внешней среде, называются         1) неопределенными 2) индивидуальными 3) мутационными 4) модификационными 8. Установите соответствие между процессом, происходящим при сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс.  ПРОЦЕСС А) митотическое деление первичных половых клеток Б) образование диплоидных сперматогониев В) образование сперматоцитов 1­го порядка Г) мейотическое деление клеток Д) образование гаплоидных сперматид     ФАЗА МЕЙОЗА 1) зона роста 2) зона размножения 3) зона созревания Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г Д           9. Каковы особенности органов кровообращения и дыхания земноводных?   1) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке, 2) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, 3) один круг кровообращения, 4) два круга кровообращения, 5) на всех стадиях развития дышат с помощью лёгких, 6) на стадии взрослого животного дышат с помощью лёгких и кожи. 10. Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характе­ рен — для простейших (1) или для животных (2). ПРИЗНАК   ГРУППА A) все представители многоклеточные Б) все представители одноклеточные или колониальные B) могут делиться пополам Г) есть ткани и органы Д) проходят стадию гаструлы при развитии Е) встречаются способные к фотосинтезу виды  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  1) простейшие 2) животные   A Б В Г Д Е             11. В какой последовательности происходят процессы в организме у волка, охотящегося на зайца? Ответ запишите буквами без пробелов.   А) возбуждение зрительных рецепторов Б) передача импульсов в зрительную зону коры В) передача импульсов к мышцам Г) анализ и синтез сигнала в коре мозга Д) захват жертвы 12. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.  ОТРОСТОК НЕЙРОНА   СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ 1) аксон, 2) дендрит.   А) проводит сигнал к телу нейрона, Б) снаружи покрыт миелиновой оболочкой, В) короткий и сильно ветвится, Г) участвует в образовании нервных волокон, Д) проводит сигнал от тела нейрона.  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  A Б В Г Д     13. Установите соответствие между характеристикой и видом поперечнополосатых мышц.        ХАРАКТЕРИСТИКА А) состоит из длинных волокон, не соединяющихся друг с другом Б) воспринимает импульсы по соматической рефлекторной дуге     ВИД МЫШЦЫ 1) скелетная 2) сердечная В) сокращается произвольно Г) сокращается автономно Д) клетки соединяются друг с другом в определённых участках  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г Д         14. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам орга­ на слуха.     1) наружное ухо, 2) перепонка овального окна, 3) слуховые косточки, 4) барабанная перепонка, 5) жидкость в улитке, 6) рецепторы органа слуха. 15. Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важней­ шая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относя­ щиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.   1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми ли­ стьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками. 2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу. 3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами. 4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных. 5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт. 6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных. 16. Установите соответствие между примерами результатов естественного отбора и формами отбора, к которым эти примеры относятся.  ПРИМЕРЫ   ФОРМА  ОТБОРА А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам Б) сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными  крыльями семян В) на фоне закопчённых деревьев, увеличивается количество тёмных бабочек Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрст­ ным покровом Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:    A Б В Г Д Е 1) движущий  отбор 2) стабилизи­ рующий отбор     17. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется         1) отсутствием редуцентов 2) большим видовым разнообразием 3) замкнутым круговоротом веществ 4) колебанием численности популяций 5) короткими пищевыми цепями 6) разветвлёнными пищевыми сетями 18. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлеж­ ностью к функциональной группе — (1) продуценты либо (2) консументы:   А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества В) поглощает неорганические вещества Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии — животная и растительная пища  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  A Б В Г Д Е             19. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пя­ деницы в процессе эволюции.   1) сохранение темных бабочек в результате отбора 2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды 3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей 4) уничтожение светлых бабочек птицами 5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную 20. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из пред­ ложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры вы­ бранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клет­ ках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое веще­ ство зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических ве­ ществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) дыхание 5) свет   2) испарение 6) фотосинтез 3) лейкопласт 7) хлоропласт 4) питание 8) хлорофилл A Б В Г 21. Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения. 1) Если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I . 2) Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови. 3) Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа. 4) Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей. 5) Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы. 22. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано? 23. К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела. 24. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в на­ земной среде. 25. В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников? 26. Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых? 27. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) заме­ нилась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последова­ тельность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте табли­ цу генетического кода.   Генетический код (иРНК)   Тре­ тье осно­ вание У Ц А Г У Ц А Г Первое основание Второе основание У Ф е н Ф е н Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Ц С е р С е р С е р С е р П р о П р о П р о П р о А Г Ц и с Ц и с — Т р и А р г А р г А р г А р г Т и р Т и р — — Г и с Г и с Г л н Г л н У Ц И л е И л е И л е М е т В а л В а л В а л В а л Т р е Т р е Т р е Т р е А л а А л а А л а А л а А с н А с н Л и з Л и з А с п А с п Г л у Г л у С е р С е р А р г А р г Г л и Г л и Г л и Г л и У Ц А Г У Ц А Г Правила пользования таблицей А Г     Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхне­ го горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота. 28. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а вто­ рой не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розо­ вые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, ха­ рактер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае. Ответы Вариант 14:  1­ 1;  2­ 1;  3­ 22;  4­ 136;  5­ 211222;  6­ Аа;  7­ 4;  8­ 22133;  9­ 146;  10­ 211221;  11­ АБГВД;  12­ 21211;  13­ 11122;  14­ 143256;  15­ 156;  16­ 12112;  17­ 236;  18­ 121212; 19­ 24135;  20­ 6785;  21­ 13; 22­ 1) В тундре вечная мерзлота. 2) Холодная вода плохо всасывается корнями. 23­ 1) Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. 2) Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка (цветок изображен справа от соцве­ тия, видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка) 3) Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у семени в разрезе), параллельное жилкование листьев (может быть ещё дуговое жилкование), цветок трехчленного типа.  Примечание. На рисунке изображена пшеница. Это можно определить по ее характерным признакам: со­ цветие — сложный колос, стебель — соломина, плод — зерновка (сухой односеменной плод, в котором околоплодник срастается с семенной кожурой), семя с 1 семядолей и за­ пасом питательных веществ — эндоспермом. 24­ 1) внутреннее оплодотворение; 2) большой запас питательных веществ в яйце; 3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек. 25­  1)  Большинство  мхов —  листостебельные  растения,  не  имеющие   корней  ,  папоротники имеют корни. 2) Мхи имеют простые листья, папоротники — простые и сложные. 3) В жизненном цикле мхов преобладает гаплоидный гаметофит, в жизненном цикле папо­ ротников — диплоидный спорофит. 26­ 1) Насекомоядныe птицы останутся без корма. 2) Резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц. 3) Резко упадет плодовитость насекомоопыляемых растений. 4) Нарушится пищевая цепь в ряду продуценты — консументы 2­го — 3­го порядков. 27­ 1) иРНК ЦУЦ­ГЦА­АЦГ­УУЦ­ААУ нормальный белок лей — ала — тре — фен — асн Определяем последовательность аминокислот с помощью таблицы генетического кода. 2)   После   мутации   фрагмент   молекулы   белка   будет   иметь   состав   лей   —   ала   —   тре — лиз — асн 3) Лизин кодируется двумя кодонами ААА и ААГ, следовательно,   мутированная   иРНК   будет   ЦУЦ­ГЦА­АЦГ­ААА­ААУ   или   ЦУЦ­ГЦА­ АЦГ­ААГ­ААУ Дополнение. Скорее всего произошла мутация — при которой триплет ААГ (комплементарный УУЦ на ДНК) — не перевелся по принципу комплементарности, а «переписался как есть» мутированная иРНК будет ЦУЦ­ГЦА­АЦГ­ААГ­ААУ 28­ 1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потом­ ства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный. Розовая окраска — промежуточный признак: BB — красная окраска; Bb — розовая; bb — белая.   2) При этом в первом скрещивании Схема скрещивания ♂ ♂  ааbb ♀  АABB х  P  ♀ G   AB   ab F1 AaBb фенотип: с усами, розовые   Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растени­ ями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерози­ готные организмы) — без усов с розовыми ягодами — aaBb — без усов с красными ягодами — aaBB   Схема скрещивания ♂  aaBB ♀ P   aaBb х aB фенотип: без усов красные; без усов розовые   ♀  aB  ♀ ♂ G   ab  F1 aaBB; aaBb 4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов — неполного доминирования. Дополнительно. Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым призна­ ком, а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.   Примечание   сайта   решу  ЕГЭ:   над   доминантной   аллелью   В   сверху   необходимо   писать черту, которая указывает на то, что данный признак имеет промежуточный характер наследова­ ния

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14

ЕГЭ. Биология. Вариант № 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018