ЕГЭ. Биология. Вариант № 17
Оценка 4.8

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 17
Публикация является частью публикации:
вариант 16.doc
Вариант № 16 1. Рассмотрите предложенную схему последовательности прохождения крови по большому кругу кровообращения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме  знаком вопроса. 2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они  указаны. Какие из перечисленных утверждений относятся к методу моделирования?  1) Использовался при выяснении структуры ДНК. 2) Применялся при открытии рибосом и митохондрий. 3) Используется при создании искусственных условий для выращивания клеток и  тканей. 4) С помощью этого метода установлена последовательность реакций фотосинтеза. 5) Применяется при установлении родства людей. 3. Сколько нуклеотидов кодируют полипептид, состоящий из 350 аминокислот? В ответе запишите только цифру. 4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания  изображённого на рисунке органоида клетки.  Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу в  таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) двумембранный органоид 2) синтезирует белки и липиды 3) формирует лизосомы 4) состоит из пузырьков, цистерн и мембранных мешочков 5) связан с эндоплазматической сетью 5. Установите соответствие между процессами, происходящими в разных видах обмена  веществ, и видами обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.  ПРОЦЕССЫ    ВИДЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ 1) пластический 2) энергетический А) образование глюкозы Б) окислительное фосфорилирование В) синтез белка в клетке Г) фиксация неорганического углерода пятиуглеродным сахаром Д) окисление пировиноградной кислоты Е) распад белков на аминокислоты 6. Сколько типов гамет образует зигота с генотипом FfBbGgSs? Ответ запишите в виде  цифры. 7. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для обозначения стадий  эмбриогенеза кишечнополостных животных. Определите два термина, «выпадающих» из  общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.   1) стадия бластулы     2) дробление     3) гаметогенез   4) стадия нейрулы 5) стадия гаструлы 8. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и её примерами: к  каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию к рисунку из второго столбца.  ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА А) изменчивость носит групповой характер Б) приводит к созданию новых генотипов В) наследуется Г) проявляется в новых комбинациях признаков Д) изменения носят только фенотипический характер Е) изменения определяются нормой реакции      ОРГАНИЗМ 9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они  указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки  характерны для царства, представитель которого изображён на рисунке?  1) клеточная стенка состоит в основном из муреина 2) хроматин содержится в ядрышке 3) хорошо развита эндоплазматическая сеть 4) отсутствуют митохондрии 5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК 6) пищеварение происходит в лизосомах 10. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к  каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из  второго столбца.   ХАРАКТЕРИСТИКИ   КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ 1) Ракообразные 2) Паукообразные А) наличие двух пар усиков Б) перенос некоторыми видами опасных для  человека заболеваний B) внешнее пищеварение Г) регулирование численности насекомых  Д) очищение водоёмов от органических остатков Е) наличие четырёх пар конечностей 11. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с  наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.  1) Комар     2) Членистоногие   3) Двукрылые   4) Насекомые   5) Комар малярийный 6) Животные   12.  Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в  таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) лобная кость     2) затылочная кость    3) височная кость    4) теменная кость 5) нижнечелюстная кость     6) скуловая кость 13. Установите соответствие между органами человека и полостями тела, в которых эти  органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА   ПОЛОСТИ ТЕЛА   1) грудная 2) брюшная А) сердце  Б) почки B) лёгкие  Г) трахея  Д) печень  Е) селезёнка 14. Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной  системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.  1) роговица       2) зрительная зона коры мозга     3) стекловидное тело 4) зрительный нерв    5) хрусталик    6) сетчатка 15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания  экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  (1)Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе  Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам,  стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Пузырчатка  цветёт с июня по сентябрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5­10 на цветоносе. (б)Пузырчатка обыкновенная ­ насекомоядное растение. 16. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения  биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.  ХАРАКТЕРИСТИКИ   ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 1) ароморфоз 2) идиоадаптация    А) частные приспособления к условиям жизни  Б) возникновение классов животных B) образование родов внутри семейств  Г) повышение уровня организации организмов Д) возникновение отделов растений . 17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они  указаны.   К естественным биогеоценозам относят  1) дубраву     2) болото     3) сад    4) огород   5) ельник    6) пастбище 18. Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ЭКОСИСТЕМЫ  ПРИЗНАКИ A) низкая саморегуляция  Б) разнообразие продуцентов  B) доминирование монокультуры  Г) короткие пищевые цепи Д) разветвлённые сети питания  Е) видовое разнообразие животных  19. Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с  выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу  соответствующую последовательность цифр.   1) пшеничное поле 2) ковыльная степь      1) образование цисты 2) внедрение личинки в тело малого прудовика 3) размножение личинки 4) выход личинки из яиц в воде 5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам 6) выход личинки из тела малого прудовика 20. Рассмотрите рисунок с изображением структурной единицы органа и определите её  название, отношение к определённой системе и функцию. Заполните пустые ячейки  таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной  буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Название структурной единицы К какой системе относится ____________ (А)  Список терминов 1) выделительная          2) кишка          3) дыхательная          4) газообмен 5) гормональная           6) секреторная  7) железа                   8) альвеола _________(Б) Функция ____________ (В) 21. Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест­ изображения».  Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно­белые изображения разной  сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать  объект. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа  представленных данных. 1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания. 2) Время узнавания цифр не зависит от их цвета. 3) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных. 4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение. 5) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает. 22. В каких процессах проявляются защитные функции белков, и какие это белки? 23. К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение которого  показано на рисунке? Какие клетки обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции выполняют эти клетки? 24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они  допущены, объясните их. (1) Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, азот, кислород  и водород. (2) Углеводы делятся на моно­, ди­ и поли­сахариды. (3) Моносахариды хорошо растворимы в воде. (4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и  ферментативную функции. (5) Один из полимерных углеводов – гликоген входит в состав  растительных тканей. (6) Некоторые моносахариды входят в состав нуклеиновых кислот и  АТФ. (7) Крахмал и гликоген выполняют и запасающую функцию. 25. Что собой представляют гормоны и каковы особенности их действия? 26. Что такое мимикрия у животных и кого в природе должно быть больше – животных,  обладающих мимикрией, или тех, кому они подражают, и почему? Какой фактор  способствовал выживанию подражателей? 27. Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: Фен, Глу,  Мет. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК,  которые кодируют этот фрагмент белка. Ответ объясните.   Генетический код (иРНК)   Первое основание Второе основание Третье основание У Ц А Г Фен Фен Лей Лей Лей Лей Лей Лей Иле Иле Иле Мет Вал Вал Вал Вал Сер Сер Сер Сер Про Про Про Про Тре Тре Тре Тре Ала Ала Ала Ала Тир Тир — — Гис Гис Глн Глн Асн Асн Лиз Лиз Асп Асп Глу Глу Цис Цис — Три Арг Арг Арг Арг Сер Сер Арг Арг Гли Гли Гли Гли У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г     Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего  горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии,  идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота. 28. У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х­хромосомой. Определите генотипы родителей, а также  возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака  гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и  мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном  случае? Ответы Вариант № 16 1. л е в ы й   ж е л у д о ч е к 2. 1 3 3. 1 0 5 0 4. 1 2 5. 1 2 1 1 2 2 6. 1 6 7. 3 4 8. 1 2 2 2 1 1 9. 1 4 5 10. 1 2 2 2 1 2 11. 5 1 3 4 2 6 12. 1 5 6 13. 1 2 1 1 2 2 14. 1 5 3 6 4 2 15. 2 4 6 16. 2 1 2 1 1 17. 1 2 5 18. 1 2 1 1 2 2 19. 4 2 3 6 5 1 20. 8 3 4 21. 3 4 22. В каких процессах проявляются защитные функции белков, и какие это  белки? 1) Защитные функции белков­антител проявляются при иммунном ответе  организма на проникновение антигенов. 2) Белки крови – протромбин, тромбин, фибрин, фибриноген участвуют в  свёртывании крови, тем самым прекращая кровотечение. ИЛИ Интерфероны, лизоцим и т. д. 23. К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение  которого показано на рисунке? Какие клетки обозначены цифрами 1 и 2?  Какие функции выполняют эти клетки? 1) это клетки животного, относящегося к типу Кишечнополостные; 2) 1 – стрекательные клетки, выполняющие защитную функцию; 3) 2 – пищеварительно­мускульные клетки, выполняющие функцию  переваривания пищи 24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в  которых они допущены, объясните их. (1) Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод,  азот, кислород и водород. (2) Углеводы делятся на моно­, ди­ и поли­ сахариды. (3) Моносахариды хорошо растворимы в воде. (4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. (5)  Один из полимерных углеводов – гликоген входит в состав растительных  тканей. (6) Некоторые моносахариды входят в состав нуклеиновых кислот и  АТФ. (7) Крахмал и гликоген выполняют и запасающую функцию. 1) (1) Азот не входит в состав углеводов. 2) (4) Моносахариды не выполняют ферментативную функцию, эту функцию  выполняют белки. 3) (5) Гликоген запасается в клетках животных, но не в клетках растений 25. Что собой представляют гормоны и каковы особенности их действия? 1) Гормоны – биологически активные вещества, синтезируемые в организме и  действующие только в живых организмах. 2) Действие гормонов строго специфично – они действуют на определённые  клетки и органы – мишени. 3) Действие гормонов носит дистантный характер – как правило, они  действуют на удалённый от железы орган или систему органов 26. Что такое мимикрия у животных и кого в природе должно быть больше –  животных, обладающих мимикрией, или тех, кому они подражают, и почему?  Какой фактор способствовал выживанию подражателей? 1) Мимикрия животных – это подражание неядовитых или не имеющих  выраженные средства защиты животных другим, защищённым животным. 2) Незащищённых животных обычно намного меньше, чем защищённых. Иначе  они будут достаточно быстро съедены. 3) Естественный отбор сначала сохранил защищённые формы, т. е. они  возникли раньше, а затем уже появились незащищённые, которые часто  теряются среди защищённых 27. Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка  следующая: Фен, Глу, Мет. Определите, пользуясь таблицей генетического  кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.  Ответ объясните. 1) Аминокислота ФЕН кодируется следующими триплетами иРНК: УУУ или  УУЦ, следовательно, на ДНК её кодируют триплеты ААА или ААГ. 2) Аминокислота ГЛУ кодируется следующими триплетами иРНК: ГАА или  ГАГ. Следовательно, на ДНК её кодируют триплеты ЦТТ или ЦТЦ. 3) Аминокислота МЕТ кодируется триплетом и­РНК АУГ. Следовательно, на  ДНК её кодирует триплет ТАЦ. 4) иРНК транскрибируется на ДНК в соответствии с правилом  комплементарности . В молекуле ДНК вместо урацила присутствует тимин 28. У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак,  а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х­хромосомой. Определите  генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их ♀ ♀  аY♂ dY ♂ d,   аХ процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку  здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и  альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае? ♂  АаХХ ×   aaХ 1) Р  ♀ Гаметы  АХ,   аХ,  2) F1 Аа ХХd девочки­носительницы АаХY здоровые по обоим признакам мальчики ааХХd, девочки­носительницы и альбиносы ааХY мальчики­альбиносы 3) Все девочки будут в 25 % альбиносами и носительницами дальтонизма, 50 % мальчиков – здоровы по обоим признакам, а 50 % альбиносы. 4) По гену альбинизма проявляется независимое наследование признака, а ген дальтонизма  сцеплен с Х­хромосомой

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018