ЕГЭ. Биология. Вариант № 17
Оценка 4.8

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 17
Публикация является частью публикации:
вариант 17.doc
1. Рассмотрите предложенную схему регуляции работы желёз внутренней секреции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса. Вариант № 17 2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они  указаны.  На популяционно­видовом уровне организации жизни находятся 1) рыбы озера Байкал 2) птицы Арктики 3) Амурские тигры Приморского края России 4) городские воробьи Парка культуры и отдыха 5) синицы Европы 3. Фрагмент молекулы ДНК содержит 60 нуклеотидов. Из них 12 нуклеотидов приходится на  тимин. Сколько гуаниновых нуклеотидов содержится в этом фрагменте? В ответе запишите  только цифру. 4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания  изображённого на рисунке органоида клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под  которыми они указаны. 1) одномембранный органоид 2) состоит из крист и хроматина 3) содержит кольцевую ДНК 4) синтезирует собственный белок 5) способен к делению 5. Установите соответствие между процессами обмена веществ в организме и его видами: к  каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго  столбца.  ПРОЦЕССЫ    ВИДЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ 1) пластический 2) энергетический А) синтез глюкозы в хлоропластах листьев растений Б) биосинтез белков В) распад аминокислот в клетках Г) окисление жиров Д) образование пировиноградной кислоты в процессе гликолиза Е) образование НАДФ ∙ Н 6. Сколько процентов потомства обладало доминантным по обоим признакам фенотипом при  скрещивании дигетерозиготного по этим признакам растений гороха с рецессивным по обоим  признакам растением? Ответ запишите в виде числа. 7. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания кариотипа  человека. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под  которыми они указаны.  1) В норме кариотип человека включает 46 хромосом. 2) Женщины гомогаметны. 3) В половых клетках 23 пары хромосом. 4) Диплоидное число хромосом меняется в поколениях. 5) Половые хромосомы обозначаются буквами Х и Y. 8. Установите соответствие между результатами селекции и методом, которым были  достигнуты эти результаты: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.  РЕЗУЛЬТАТЫ СЕЛЕКЦИИ   МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ 1) радиоактивый  мутагенез 2) гибридизация 3) химический мутагенез    А) выведение гетерозисной кукурузы Б) получение чистых линий гороха В) обработка растений колхицином Г) выведение пшеницы Новосибирская 67 после облучения  рентгеновским лучами семян исходного сорта Д) выведение пшенично­ржаного гибрида Тритикале Е) получение мутантных грибов­дрожжей при воздействии на  исходную культуру радием  9. Известно, что папоротник орляк – это споровое растение, с развитыми проводящими  тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого  ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков  организма. (1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит – взрослое, наземное  растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на  котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не  испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники – наземные  растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно  заметить коричневые образования – сорусы, содержащие споры. 10. Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к  которому относится данный признак: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА   ОБЪЕКТ А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида Б) клеточная стенка из муреина В) вне организма находится в виде кристаллов Г) может находиться в симбиозе с человеком Д) имеет рибосомы Е) имеет хвостовой канал 11. Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов  животных, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую  последовательность цифр. 1) бактериофаг 2) кишечная палочка    1) воробьинообразные 2) дрозд рябинник 3) хордовые 4) птицы 5) дроздовые 6) дрозд 12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, которыми они указаны.  Функции щитовидной железы   1) синтезирует витамин А 2) регулирует уровень обмена веществ 3) синтезирует гормон тироксин 4) секретирует инсулин 5) взаимодействует с гипофизом 6) выделяет пищеварительные ферменты 13. Установите соответствие между органами, и видами нервной системы, которые  контролируют их деятельность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.  УПРАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНЫ   ВИДЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 1) соматическая 2) вегетативная А) мочевой пузырь Б) печень В) бицепсы Г) межрёберные мышцы Д) кишечник Е) глазодвигательные мышцы  14. Установите правильную последовательность процессов нормальных вдоха и выдоха у  человека, начиная с повышения концентрации СО2 в крови. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.     1) сокращение диафрагмы 2) повышение концентрации кислорода 3) повышение концентрации СО2 4) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга 5) выдох 6) расслабление диафрагмы 15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания этапов эволюции  органического мира в мезозойской эре. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  (1)Мезозойская эра началась около 230 млн. лет тому назад и длилась примерно 175 млн. лет.  (2)Засушливый климат уничтожил флору каменно­ угольного периода, что привело к  появлению семенных растений – хвойных, гинкго, саговниковых. (3)Гинкго – крупное растение  сохранилось до наших дней. (4)В конце триаса появились первые, ещё небольшие по размерам  динозавры. (5)Среди ящеров особенно выделялись тираннозавры, весившие около шести тонн.  (6)В начале мелового периода на суше ещё господствовали пресмыкающиеся, но стали  появляться и настоящие птицы, а также сумчатые и плацентарные млекопитающие. 16. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его  формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца.  РЕЗУЛЬТАТ   ФОРМА А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий. Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном  озере. В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных. Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих. Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом. Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции.  17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из утверждений относятся к живому веществу биосферы? 1) стабилизирующий 2) движущий 3) дизруптивный  (разрывающий)     1) Живое вещество распространено по всей атмосфере. 2) Живое вещество пронизывает всю гидросферу. 3) Одной из функций живого вещества является окислительно­восстановительная  функция. 4) Живое вещество распространено в биосфере равномерно. 5) В ходе эволюции функции живого вещества не изменялись. 6) Живое вещество входит в состав биокосного вещества. 18. Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые  они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца.  ОРГАНИЗМЫ   ОТНОШЕНИЯ А) чёрный и рыжий тараканы Б) свиной цепень и человек В) самцы пауков птицеедов Г) личинки жуков­плавунцов и стрекоз Д) таёжный клещ и лиса Е) гриб трутовик и берёза 19. Установите правильную последовательность стадий процесса эмбриогенеза человека.  Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) конкуренция 2) паразитизм    1) гаструла 2) нейрула 3) зигота 4) органогенез 5) морула 6) бластула 20. Проанализируйте таблицу «Эмбриональное развитие организмов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой,  выберите соответствующий термин из предложенного списка. Эмбриональное развитие организмов Зародышевый листок Стадия развития зиготы эктодерма энтодерма ____________ (А) Список терминов бластула _________(Б) нейрула Структуры ____________ (В) первичная кишка целом 1) однослойный зародыш 2) кровь 3) мезодерма 4) гаструла 5) морула 6) почки 7) слизистая кишечника 8) сухожилия 21. Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы  по их величине». Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе  анализа таблицы.  1) размер семян 14–15 мм – максимальный размер 2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм 3) наиболее часто встречаются семена среднего размера 4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм 5) семян размером больше 19 мм не бывает в природе Запишите в ответе номера выбранных утверждений. 22. Каким образом методами генной инженерии получают инсулин в промышленных  масштабах? 23.  изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ. 24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых  сделаны ошибки, исправьте их. Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, (1) Процесс размножения у цветковых растений подразделяется на два  последовательных этапа – спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у растений  путём митотического деления материнских клеток спор. (3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений называют  микроспорогенезом, а процесс образования макроспор – макроспорогенезом. (4) Из  микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. (6)  Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный  зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок – это женский гаметофит цветкового  растения. 25. Укажите три основных отличия кольчатых червей от свободноживущих плоских червей. 26. Объясните с точки зрения эволюционной теории выгоду следующих приспособлений к  питанию: а) разная длина клювов у самцов и самок некоторых насекомоядных птиц одного вида; б) различный образ жизни у личинки и имаго майского жука; в) развитие с метаморфозом у амфибий. Как эти адаптации влияют на борьбу за существование? 27. Определите число (n) хромосом и количество ДНК (с) у спор, заростка, половых клеток и  спорофита папоротника. В результате какого деления образуются эти клетки и стадии  развития? 28. Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется  аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х­хромосомой. Чёрная окраска определяется геном  ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка  черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите  генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки.  Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих  скрещиваниях? Ответы к варианту № 17 1. г и п о ф и з 2. 3 4 3. 1 8 4. 1 2 5. 1 1 2 2 2 1 6. 2 5 7. 3 4 8. 2 2 3 1 2 1 9. 3 4 6 10. 1 2 1 2 2 1 11. 2 6 5 1 4 3 12. 2 3 5 13. 2 2 1 1 2 1 14. 3 4 6 1 2 5 15. 2 4 6 16. 2 3 1 2 1 3 17. 2 3 6 18. 1 2 1 1 2 2 19. 3 5 6 1 2 4 20. 3 4 1 21. 3 4 22. Каким образом методами генной инженерии получают инсулин в промышленных  масштабах? 1) Ген, кодирующий инсулин, пересаживают в кольцевые молекулы ДНК (плазмиды). 2) Рекомбинантные плазмиды вводят в бактериальные клетки. Культура таких клеток  синтезирует инсулин в промышленных масштабах. (В настоящее время для получения инсулина используют дрожжи.) 23. 1) Мейоз 2) Метафаза мейоза II 3) На схеме изображен мейоз ­ метафаза II мейоза, так хромосомы имеют по две хроматиды, но представлены одной парой (нет гомологичной пары) На схеме изображена метафаза, так хромосомы выстроены на экваторе клетки в одну  линию,   24. Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6. 2 – Споры растений образуются путём мейоза. 4 – Вегетативное и генеративное ядра образуются митозом. 6 – Из макроспоры образуется зародышевый мешок в результате трёх митотических  делений 25. Укажите три основных отличия кольчатых червей от свободноживущих плоских червей. 1) У кольчатых червей сквозная пищеварительная система, а у свободноживущих  плоских червей пищеварительная система замкнута 2) У кольчатых червей появилась кровеносная система, которой не было у плоских  червей 3) У кольчатых червей, в отличие от плоских, появилась вторичная полость тела,  заполненная жидкостью, которая участвует в обмене веществ и создаёт опору при  передвижении ИЛИ Нервная система – брюшная нервная цепочка с окологлоточным кольцом 26. Объясните с точки зрения эволюционной теории выгоду следующих приспособлений к  питанию: а) разная длина клювов у самцов и самок некоторых насекомоядных птиц одного вида; б) различный образ жизни у личинки и имаго майского жука; в) развитие с метаморфозом у амфибий. Как эти адаптации влияют на борьбу за существование? Элементы ответа. 1) Птицы с разными клювами могут питаться разными насекомыми в разных ярусах. 2) Личинка майского жука питается корнями растений, а взрослый жук – их листьями. 3) Личинки – травоядные. Они живут и питаются в воде. Взрослые особи – хищники,  обитают в воде и на суше. 4) Различия в циклах развития или в строении одного и того же органа позволяют  снизить внутривидовую конкуренцию между особями одного вида, живущими в разных  условиях среды и питающихся разной пищей 27. Определите число (n) хромосом и количество ДНК (с) у спор, заростка, половых клеток и  спорофита папоротника. В результате какого деления образуются эти клетки и стадии  развития? Элементы ответа. 1) У спор, заростка и половых клеток гаплоидное число хромосом и молекул ДНК (nc). 2) У спорофита диплоидное число хромосом и ДНК, т. к. он образовался после  оплодотворения из зиготы (2n2c). 3) Гаплоидные стадии развились из споры, образовавшейся в результате мейоза. Половые клетки образовались из спор в результате митоза 28. Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется  аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х­хромосомой. Чёрная окраска определяется геном  ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка  черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите  генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки.  Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих  скрещиваниях? Схема решения задачи включает: аХ аY♂ bY ♂  ♀ ааХВХb длинная шерсть черепаховая кошка  ♂ АаХbY короткошёрстный рыжий кот   1) Р  аа♀ ХВХb ×  АаХ♂  G  аХ♀ В и  аХ♀ b  АХ♂ b,  АY,  ♂ b,  2) Генотипы и фенотипы потомства F1 AaXBXb 1 короткошёрстная черепаховая кошка аaХВХb 1 длинношёрстная черепаховая кошка аaXBY 1 длинношёрстный чёрный кот AaXBY 1 кроткошёрстный чёрный кот АаХbY 1 короткошёрстный рыжий кот ааХbХb 1 длинношёрстная рыжая кошка АaХbХb 1 короткошёрстная рыжая кошка ааХbY 1 длинношёрстный рыжий кот 3) Наследование, сцепленное с полом, независимое наследование аутосомных признаков. 4) Чёрной кошки в потомстве быть не может, так как проявляется неполное  доминирование

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17

ЕГЭ. Биология. Вариант № 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018