Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Рассмотрите предложенную схему классификации растений. Запишите в ответе пропущенный
термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Вариант № 18
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие методы исследования позволили установить структуру молекулы ДНК?
1) микроскопия
2) наблюдение
3) рентгенологический
4) цитогенетический
5) моделирование
3. Кариотип шимпанзе составляет 48 хромосом. На сколько хромосом меньше содержится в
яйцеклетках человека, чем в яйцеклетках шимпанзе? В ответе запишите только цифру.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания
изображённого на рисунке органоида клетки.
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) содержится в клетках растений и животных
2) характерен для прокариотических клеток
3) участвует в образовании лизосом
4) образует секреторные пузырьки
5) двумембранный органоид
5. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях жизненного
цикла клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) интенсивный обмен веществ
Б) спирализация хромосом
В) удвоение количества органоидов
Г) образование веретена деления
Д) расположение хромосом по экватору клетки
Е) репликация ДНК
СТАДИИ
1) интерфаза
2) митоз6. Сколько процентов особей будет иметь рецессивный по обоим признакам фенотип при
скрещивании растения с желтыми (Аа), морщинистыми (вв) семенами с растением, имеющим
зеленые морщинистые (аавв) семена? Ответ запишите в виде числа.
7. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания мутационной
изменчивости.
Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны
1) изменчивость носит случайный характер
2) не наследуется
3) индивидуальна для каждой особи вида
4) служит материалом для естественного отбора
5) мутации всегда полезны для особей и вида
8. Установите соответствие между признаком гаметогенеза и его видом:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца
ПРИЗНАКИ ГАМЕТОГЕНЕЗА
А) образуются женские гаметы
Б) образуются мужские гаметы
В) образуются четыре полноценные гаметы
Г) образуются одна гамета и три направительных тельца
Д) образовавшиеся гаметы подвижны
Е) образовавшиеся гаметы содержат большой запас питательных веществ
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Для грибов характерны следующие признаки:
ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА
1) овогенез
2) сперматогенез
1) содержат хитин в оболочках клеток
2) имеют ограниченный рост
3) по типу питания гетеротрофы
4) имеют корневые волоски
5) выполняют роль редуцентов в экосистеме
6) являются доядерными организмами
10. Установите соответствие между признаками животных типа Хордовые и классом, которому
относится этот признак: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
КЛАССЫ
ЖИВОТНЫХ
1) Хрящевые рыбы
2) Костистые рыбы
ПРИЗНАКИ КЛАССА
А) животные имеют 5–7 открытых жаберных щелей
Б) есть плавательный пузырь
В) оплодотворение внутреннее
Г) жабры прикрыты крышками
Д) чешуя костная, с годичными кольцами
Е) большинство – яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие
животные
11. Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов
растения, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую
последовательность цифр.
1) Розоцветные
2) Растения
3) Покрытосеменные
4) Двудольные
5) Вишня обыкновенная
6) Вишня
12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, которыми
они указаны.1) правый желудочек
2) левый желудочек
3) лёгочный ствол
4) аорта
5) нижняя полая вена
6) трехстворчатый клапан
13. Установите соответствие между строением, функцией желёз и видом этих желёз: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ЖЕЛЁЗ
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ
1) экзокринные
2) эндокринные
А) выделяют секреты в полости тела или органов, а также на их
поверхность
Б) доставляют секреты непосредственно к органам и железам
мишеням
В) имеют специальные протоки
Г) секретируют тироксин, адреналин
Д) секретируют пищеварительные ферменты
Е) секретируют гормоны
14. Установите правильную последовательность прохождения порции крови из правого
желудочка до правого предсердия. Запишите в таблицу соответствующую последовательность
цифр.
1) лёгочная вена
2) левый желудочек
3) лёгочная артерия
4) правый желудочек
5) правое предсердие
6) аорта
15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические
признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Современный человек во многом похож на своих предков – человекообразных
приматов. (2)Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(3)У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов. (4)Эволюция
человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.
(5)Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S
образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6)Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно
совершенствовалась рука, как орган труда.
16. Установите соответствие между признаками эволюционного процесса и его видом: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.А) формируются новые виды
Б) формируются надвидовые таксоны
В) изменяет генофонд популяции
Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций
Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации
17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:
ПРОЦЕСС
1) микроэволюционный
2) макроэволюционный
ПРИЗНАК
1) разнообразие листопадных деревьев
2) обильное разнотравье
3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными
птицами
4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз
5) большинство деревьев вечнозелёные
6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев
18. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ОРГАНИЗМ
ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) холерный вибрион
Б) бактерия брожения
В) туберкулезная палочка
Г) столбнячная палочка
Д) сенная палочка
Е) почвенная бактерия
19. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в
таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) сапротрофы
2) паразиты
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга
20. Проанализируйте таблицу «Гаметогенез». Заполните пустые ячейки таблицы, используя
термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите
соответствующий термин из предложенного списка.
Зоны
Процесс
Гаметогенез
Набор ДНК и
хромосом в клетках
в конце процесса
____________ (А) митоз
роста
созревания
Список терминов
2n2c
_________(Б) 2n2c
мейоз
____________ (В)
1) формирование
2) вегетативное
3) размножение
4) редукционное
5) увеличение размеров
6) 2n4c
7) nc
21. Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы
«Средние объёмы мозговой части черепа у разных видов приматов».
Виды приматов Объём мозговой части черепа в см3горилла
шимпанзе
орангутан
гиббон
макака
павиан
современный человек
650
500
400
150
70
200
1450
1) макаки непосредственные предки человека
2) объём черепа человека в 2,5 раза больше объема черепа самой крупной обезьяны
3) объём черепа может соотноситься с размером животного
4) павианы умнее гиббонов
5) орангутаны тяжелее шимпанзе
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Каковы преимущества и недостатки инбридинга в селекции организмов?
23. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и
каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
допущены, исправьте их.
1. В 1908 г. И.П. Павлов открыл явление фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного
иммунитета.
2. Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам
– антигенам.
3. Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.
4. Специфический иммунитет – это реакция организма на действие неизвестных
чужеродных агентов.
5. Неспецифический иммунитет обеспечивает защиту от знакомых организму антигенов.
6. Иммунитет может осуществляться как специальными клетками – фагоцитами, так и
антителами – белковыми молекулами, содержащимися в лимфоцитах крови, её плазме и
тканевой жидкости.
7. Открытие клеточного иммунитета побудило учёных к исследованиям в области
гуморального иммунитета.
25. Какими органами и системами органов осуществляется терморегуляция у человека? Укажите
не менее четырёх систем и объясните ответ.
26. Известны примеры роста численности популяций в геометрической прогрессии. Например,
это распространение средиземноморской плодовой мухи в Калифорнии, размножение бактерий в
пищеварительном тракте новорожденного млекопитающего, рост в США популяций
одуванчиков, завезённых из Европы. Приведите четыре причины, по которым возможен такой
рост популяции.27. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число
молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II.
Объясните ответ в каждом случае.
28. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой
шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании
таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50
% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50 % – белых мохнатых. Составьте схему каждого
скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как
называется такое скрещивание и для чего оно проводится? Какой закон наследования
проявляется в данном случае?Ответы к варианту № 18
1. п л а у н ы
2. 3 5
3. 1
4. 2 5
5. 1 2 1 2 2 1
6. 5 0
7. 2 5
8. 1 2 2 1 2 1
9. 1 3 5
10. 1 2 1 2 2 1
11. 5 6 1 4 3 2
12. 3 4 5
13. 1 2 1 2 1 2
14. 4 3 1 2 6 5
15. 2 5 6
16. 1 2 1 1 2
17. 3 4 5
18. 2 1 2 2 1 1
19. 4 3 1 2
20. 3 5 7
21. 2 3
22. Каковы преимущества и недостатки инбридинга в селекции организмов?
1) Преимущества: инбридинг в селекции – это способ выведения чистых линий для
дальнейшего сохранения породы или сорта.
ИЛИ
Неродственные чистые линии могут использоваться для получения гетерозиготных
гибридов с повышенной жизнеспособностью.
2) Недостатки: в гомозиготное состояние переходят рецессивные гены, что снижает
жизнеспособность потомства и даже приводит к летальному исходу
23.
1) На рисунках А и Б показано движение крови по венам.
2) Продвижению крови по венам способствуют венозные клапаны (рис. А) и сокращение
скелетных мышц (рис. Б)
3) Клапаны препятствуют обратному движению крови, так как они открываются только в
одну сторону (рис. Б)
24. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.
1) 1 – явление фагоцитоза открыл И.И. Мечников.
2) 4 – специфический иммунитет – это реакция на определённый антиген, к которому
выработалась невосприимчивость.3) 5 – неспецифический иммунитет – это реакция на любой анти ген, попавший в
организм
25. Какими органами и системами органов осуществляется терморегуляция у человека? Укажите
не менее четырёх систем и объясните ответ.
1) Нервная: регулирует процессы терморегуляции – вызывает изменения в просвете
сосудов, инициирует работу желёз и мышечные сокращения.
2) Опорнодвигательная: мышцы, сокращение которых повышает выделение тепла при
охлаждении (дрожание).
3) Покровная: кожа человека: увеличивает теплоотдачу при перегреве, выделяет пот и
испаряет влагу, охлаждая тело.
4) Кровеносная: при повышении температуры тела возрастает приток крови к коже и
увеличивается теплоотдача
26.
27.
1) наличие неограниченного пространства для жизни
2) изобилие пищи и других ресурсов
3) отсутствие врагов
4) высокий репродуктивный потенциал особей
1) перед началом мейоза набор хромосом и ДНК равен 2n4c; в конце интерфазы
произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96
молекул ДНК;
2) в анафазе мейоза I число хромосом и ДНК в клетке не изменяется и равно 2n4c;
3) в профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки имеющие набор из двухроматидных
хромосом с набором n2c; 24 хромосомы и 48 молекул ДНК
28. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой
шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании
таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50
% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50 % – белых мохнатых. Составьте схему каждого
скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как
называется такое скрещивание и для чего оно проводится? Какой закон наследования
проявляется в данном случае?
Схема решения задачи включает:
♂
♀
♀
♂
Ав
1) Первое скрещивание
Р1
аавв × ААВв
бел. гл. чёрн. мохн.
♀
♂ ♀
Гаметы
ав АВ,
F1 AaBв × Аавв
чёрн. мохн чёрн. гл.
2) Второе скрещивание
Р2 аавв × АаВВ
бел. гл. чёрн.мохн.
Гаметы ав АВ,
F2 50 % AaBв 50 % АаВв
чёрн.мохн.
бел. мохн.
3) Скрещивание называется анализирующим и проводится для выявления
гетерозиготности организма. Проявляется закон независимого наследования признаков,
так как гены находятся в разных хромосомах и наследуются независимо друг от друга
♀ ♂
♂
аВ