ЕГЭ. Биология. Вариант № 21

  • Контроль знаний
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
Иконка файла материала вариант 21.doc
Вариант № 21 1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком. 2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. С помощью световой микроскопии в клетке можно различить  1) рибосомы 2) вакуоль 3) микротрубочки 4) клеточную стенку 5) эндоплазматическую сеть 3. Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе  содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число. 4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов  происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и  запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) репликация ДНК 2) синтез АТФ 3) формирование ядерной оболочки 4) синтез всех видов РНК 5) спирализация хромосом 5. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции,  данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАНОИДЫ  ХАРАКТЕРИСТИКИ   А) замкнутая молекула ДНК Б) окислительные ферменты на кристах B) внутреннее содержимое ­ кариоплазма  Г) линейные хромосомы Д) наличие хроматина в интерфазе  Е) складчатая внутренняя мембрана    1) ядро 2) митохондрии 6. Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных  растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов. 7. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной  изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в  таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) образуется под воздействием рентгеновских лучей2) обладает направленной модификацией 3) изменяется в пределах нормы реакции 4) формируется в результате нарушения мейоза 5) возникает внезапно у отдельных особей 8. Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции,  данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  ОРГАНЫ A) размножение фиалки листьями Б) живорождение у акулы В) деление надвое инфузории­туфельки  Г) почкование гидры Д) вымётывание рыбами икры  Е) партеногенез пчёл ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ 1) бесполое 2) половое       9. Выберите три верных ответа из шести. К лишайникам относится 1) кукушкин лен 2) олений мох 3) сфагнум 4) хлорелла 5) исландский мох 6) пармелия 10. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,    1) образуют половые клетки  2) не имеют тканей 3) имеют ризоиды 4) являются фототрофами 5) размножаются спорами 6) не имеют цветка 11. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с  оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) оплодотворение 2) развитие листостебельного растения 3) развитие коробочки на ножке 4) развитие половых органов и гамет 5) развитие спор 6) прорастание протонемы 12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.  Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?   1) теплокровность 2) непрямое развитие 3) незамкнутая кровеносная система 4) трёхкамерное сердце 5) наличие диафрагмы 6) наличие производных кожи — сальных желёз 13. Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из  второго столбца.  СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ   НЕДОСТАТОК ВИТАМИНАА) кровоточивость десен Б) ухудшение зрения в сумерках В) выпадение зубов Г) поражение роговицы глаза и кожи Д) понижение сопротивляемости заболеваниям  14. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организ­ ме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую  последовательность цифр. 1) А 2) С     1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды 2) поступление сахаров в ткани 3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь 4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости 5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцати­ перстной кишке 6) выведение из организма воды и углекислого газа 15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицы цифры, под которыми они указаны.  К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят: 1) митотическое деление клеток 2) скачкообразный мутационный процесс 3) модификационную изменчивость 4) географическую изоляцию 5) бесполое размножение особей. 6) естественный отбор  16. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для  которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца.  ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА А) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы  Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная  КРИТЕРИЙ ВИДА 1) морфологический 2) экологический      17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в  еловом лесу?  1) сокращение численности сов, ежей, лис 2) большой урожай семян ели 3) увеличение численности паразитов 4) рубка деревьев 5) глубокий снежный покров зимой 6) уменьшение численности паразитов 18. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он  иллюстрирует.  ПРИМЕР А) зарастание пруда ряской Б) увеличение численности мальков рыб В) поедание мальков рыбы жуком­плавунцом Г) образование льда Д) смыв в реку минеральных удобрений      ГРУППА ФАКТОРОВ 1) биотические 2) абиотические19. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии  цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу  соответствующую последовательность цифр.  1) проникновение спермиев в зародышевый мешок 2) образование триплоидной клетки 3) прорастание пыльцевой трубки 4) формирование семени из семязачатка 5) образование генеративной и вегетативной клеток 20.  Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её  продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя  термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите  соответствующий термин или процесс из предложенного списка.   Фазы сердечного цикла Продолжительность Движение крови ________(А) Список терминов и процессов: 1) поступление крови из предсердия в желудочек 2) поступление крови из желудочка в артерию 3) поступление крови из вен в предсердие 4) систола предсердия 5) 0,8 с 6) систола желудочка 7) 0,3 с 8) 0,1 с _________(Б) ________(С) 21. Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.  По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у  – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании  анализа гистограммы.    Животное Z относят к 1) всеядным животным 2) консументам II порядка 3) производителям органических веществ 4) полуводным животным 5) обитателям тундры22. В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие  методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти  растения? 23.  животного. По каким признакам это можно сделать? В чём особенности пищеварения данного  животного? Ответ поясните. Определите по рисунку тип и класс изображённого  24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны  ошибки, исправьте их.   (1)Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда  крупных ароморфозов. (2)У плоских червей сформировалось двухслойное строение тела –  основа для формирования многих органов и систем органов. (3)У них появилась лучевая  симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде. (4)Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной системы. (5)Появились пищеварительная и выделительная системы. (6)Сформировались постоянные половые  железы, которые обусловили наиболее эффективные формы полового размножения. (7)Плоские черви ведут как  свободный, так и паразитический образ жизни. 25. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение  между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните. 26. В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки  роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста  численности. Приведите не менее четырёх причин. 27. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев  пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления  образуются эти клетки. 28. При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и  растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и  яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и  яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в  потомстве. Ответы к варианту № 211. и д и о а д а п т а ц и я 2. 2 4 3. 9 2 4. 3 5 5. 2 2 1 1 1 2 6. 3 7. 2 3 8. 1 2 1 1 2 2 9. 2 5 6 10. 3 5 6 11. 1 3 5 6 2 4 12. 1 5 6 13. 2 1 2 1 2 14. 4 5 3 2 1 6 15. 2 4 6 16. 1 1 2 2 1 17. 1 2 6 18. 1 1 1 2 2 19. 5 3 1 2 4 20. 4 8 1 21. 2 4 22.  В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти  растения? Пояснение. 1) Классические методы селекции ­ для получения сортов растений без семян используют  искусственный мутагенез с последующей гибридизацией растений. 2) Бессемянные сорта размножаются вегетативным путём.  (сорта сохраняют свои свойства, если  их воспроизводят вегетативным путем, например, прививая обработанные мутагенами почки  (черенки) в крону не мутантных растений,  таким путем размножают, например, бессемянные  апельсины.)   НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ В ОТВЕТ! Независимому от традиционных (классических) методов селекции, получению новых форм и  сортов бессемянных растений: клеточная селекция с использованием каллусной ткани,  соматическая гибридизация (слияние изолированных протопластов и получение неполовых  гибридов), применение методов генной инженерии.   Данные методы не будут засчитаны при проверке, т.к. по условию просят указать классические  методы. 23.  1) Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. 2) признаки — 4 пары ходильных ног, маленькая головогрудь, большое нечленистое брюшко. 3) По способу питания паук — хищник, пищеварение в не организменное (внекишечное) 24.  Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4. 1) (2) плоские черви трёхслойные животные. 2) (3) У плоских червей двусторонняя симметрия тела. 3) (4) У плоских червей стволовая или лестничная нервная система 25.  Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между  костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните. Элементы ответа: 1) Сустав покрыт суставной сумкой которая состоит из соединительной ткани и придаёт  ему прочность. 2) Суставы укреплены связками. 3) Суставная головка соответствует суставной впадине, это обеспечивает подвижность  сустава. 4) Внутри суставной сумки выделяется жидкость, уменьшающая трение. 26.В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста  численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин. Элементы ответа: 1) В результате применения ядохимикатов погибли хищники, которые питались  вредителями, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация  ядохимикатов.  2) В результате наследственной изменчивости (мутация) и естественного отбора вредители  приобрели устойчивость к ядохимикатам и не умирают от них. 3) Благодаря высокой скорости размножения насекомые передают данные признаки  следующим поколениям. 4) Вредители, которые приобрели устойчивость, имеют преимущество для размножения  благодаря обилию пищи и отсутствию конкуренции.   ИЛИ, 4) Насекомые, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших  условиях (обилие пищи, отсутствие конкурентов и хищников), поэтому происходит резкий рост их  численности. 27. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев  пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления  образуются эти клетки. 1) Микроспоры образуются в результате мейоза из материнских клеток спор (спорогенной  ткани). 2) Вегетативная и генеративная клетки пыльцевого зерна образуются в результате митоза  микроспор. 3) Спермии образуются в результате митоза генеративной клетки 4) Все названные клетки гаплоидны 28.  При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и  растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и  яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и  яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101  без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в  потомстве. Пояснение. Дано: А — с усиками а — без усиков В — яркие цветы в — бледные цветы Р1   ♂ аавв — без усиков на побегах с бледными цветками F1 А?В? — с усиками и яркими цветками.   Р2 Гибрид из первого скрещивания ­ А?В? — с усиками и яркими цветками аавв — без усиков на побегах с бледными цветками — т.к. анализирующее скрещивание, это  скрещивание с рецессивной дигомозиготой. F2  323 с усиками и яркими цветками,  311 без усиков и с бледными цветками,  99 с усиками и бледными цветками,  101 без усиков и с яркими цветками    ААВВ — с усиками на побегах и яркими цветками  ♀АВ  ♀ ♀ ♀ ♀  ав/ и  ♂ ав/ ♂  ав   AаBв ×   Ав,  аВ,   аавв (так в первом поколении расщепления не было) Схема решения задачи включает: ♀  ААВВ х  1) Р1  ♀ ♂ Гаметы  F1 AaBв 100% дигетерозиготы с усиками и яркими цветами   2) Анализирующее скрещивание. Т.к. в потомстве нарушается расщепление 1:1:1:1, значит гены  АВ/ ав/ сцеплены ­ определяем это по числу некроссовертных особей (их должно быть больше 323 и 311).  ♂  аaвв Р2  ♀ Гаметы  АВ/,  F2 АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв  (99 с усиками и бледными цветками), Аавв (101 без усиков и с яркими цветками)   Таким образом, малочисленное потомство 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с  яркими цветками появилось в результате кроссинговера.   О т в е т :   Определите генотипы родителей первого скрещивания: ААВВ, аавв Генотип потомства первого скрещивания: АаВв Генотипы родителей второго скрещивания: АВ//ав, ав//ав Генотипы потомства второго скрещивания: АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311  без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), Аавв (101 без  усиков и с яркими цветками).  Формирование четырёх фенотипических групп в потомстве объясняется тем, что признаки с  усиками­яркие цветы и без усиков­бледные цветы сцеплены, но сцепление неполное и у особи АаВв идет процесс кроссинговера.