ЕГЭ. Биология. Вариант № 27

  • Контроль знаний
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
Иконка файла материала вариант 27.doc

Вариант № 27

1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 2. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

Таксономическая еди­ни­ца ВИД су­ще­ству­ет на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) популяционно-видовом

2) организменном

3) клеточном

4) надорганизменном

5) молекулярном

 

3. Какой набор хро­мо­сом со­дер­жит­ся в ядре одной клет­ки в конце те­ло­фа­зы мей­о­за II, если в ис­ход­ной клет­ке было 16 хромосом? В ответ за­пи­ши­те ТОЛЬ­КО со­от­вет­ству­ю­щее число.

 

4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) образование двух гаплоидных ядер

2) расхождение однохроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки

3) образование четырёх клеток с набором nc

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом

 

5. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и видом об­ме­на веществ.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ВИД ОБМЕНА

А) про­те­ка­ет с вы­де­ле­ни­ем энергии

Б) про­ис­хо­дит в ци­то­плаз­ме кле­ток и митохондриях

В) про­ис­хо­дит на ри­бо­со­мах и глад­кой ЭПС

Г) про­те­ка­ет с по­гло­ще­ни­ем энергии

Д) в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся АТФ, вода, уг­ле­кис­лый газ и т. д.

Е) в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся белки, жиры и углеводы

 

1) энергетический

2) пластический

 

 6. Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с жёлтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.

 

7. Выберите два верных ответа из пяти.

Какой из при­зна­ков ха­рак­те­рен для му­та­ци­он­ной изменчивости?

1) по­яв­ля­ет­ся случайно

2) не наследуется

3) все­гда полезен

4) оди­на­ков у всех осо­бей вида

5) ненаправленные

 

8. Установите соответствие между способами размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕР

 

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) почкование гидры

Б) деление клетки бактерии надвое

В) образование спор у грибов

Г) партеногенез пчёл

Д) образование усов земляники

 

1) бесполое

2) половое

  

9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:

 1) улучшения дыхания растений

2) уменьшения испарения воды из почвы

3) сокращения испарения воды растениями

4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням

5) улучшения снабжения растений неорганических веществами

6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

 

10. Какие при­зна­ки яв­ля­ют­ся об­щи­ми для рас­те­ний и животных?

 1) пи­та­ние го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми веществами

2) на­ли­чие кле­точ­ной мем­бра­ны в клетках

3) спо­соб­ность к по­ло­во­му размножению

4) не­огра­ни­чен­ный рост

5) раз­мно­же­ние спорами

6) ге­не­ти­че­ский код

 

11. Установите по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия мха ку­куш­ки­на льна, на­чи­ная с про­рас­та­ния споры.

 1) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка (протонемы)

2) опло­до­тво­ре­ние при на­ли­чии воды

3) про­рас­та­ние споры

4) раз­ви­тие на пред­рост­ке жен­ских или муж­ских растений

5) со­зре­ва­ние на муж­ских рас­те­ни­ях сперматозоидов, на жен­ских — яйцеклеток

6) раз­ви­тие из зи­го­ты на жен­ском рас­те­нии ко­ро­боч­ки со спорами

 

12. Выберите три верных признака гиповитаминоза Д:

 1) искривление конечностей

2) кровоточивость десен

3) снижение сопротивляемости организма

4) ломкость костей

5) малокровие

6) рахит

 

13. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­ей си­сте­мы ор­га­нов и системой, вы­пол­ня­ю­щей эту функцию.

 ФУНКЦИЯ

 

СИСТЕМА

А) об­ра­зо­ва­ние пепсина

Б) ре­гу­ля­ция гомеостаза

В) сек­ре­ция соматотропина

Г) сек­ре­ция желчи

Д) сек­ре­ция слюны

Е) сек­ре­ция инсулина

 

1) эндокринная

2) пищеварительная

 

14. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) всасывание аминокислот в кровь

2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

 

15. Известно, что картофель, или пас­лен клубненосный, — вид тра­вя­ни­стых растений, важ­ней­шая продовольственная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая культура.

Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма.

Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 1) Картофель — тра­вя­ни­стое растение с голым реб­ри­стым стеблем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми листьями, белыми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми самоопыляющимися цветками.

2) Родина кар­то­фе­ля — по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Европейцы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки испанцами.

4) До конца XVII века кар­то­фель возделывали как де­ко­ра­тив­ное растение, бу­ке­та­ми из его цвет­ков украшали при­чес­ки королев и пет­ли­цы камзолов придворных.

5) Из клуб­ней картофеля по­лу­ча­ют крахмал, патоку, спирт.

6) Картофель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сельскохозяйственных животных.

 

16. Установите со­от­вет­ствие между груп­пой жи­вот­ных и эрой, в ко­то­рой эта груп­па возникла.

 ГРУППА ЖИВОТНЫХ

 

ЭРА

А) Паукообразные

Б) Птеродактили

В) Птицы

Г) Бес­че­люст­ные рыбы

Д) Сум­ча­тые млекопитающие

Е) Стегоцефалы

 

1) Палеозой

2) Мезозой

 

 17. Биосфера — экосистема, которая

 1) об­ра­зо­ва­на со­во­куп­но­стью биогеоценозов

2) не из­ме­ня­ет­ся во времени

3) яв­ля­ет­ся от­кры­той системой

4) сфор­ми­ро­ва­лась с по­яв­ле­ни­ем жизни на Земле

5) не об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к саморегуляции

6) по­яви­лась од­но­вре­мен­но с об­ра­зо­ва­ни­ем Земли

 

18. Установите со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и группой, к ко­то­рой его относят.

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) лес­ной пожар вслед­ствие грозы

Б) рас­про­стра­не­ние семян рас­те­ний пти­ца­ми

В) по­ни­же­ние температуры, при­во­дя­щее к зим­ней спяч­ке животных

Г) са­ни­тар­ная вы­руб­ка леса

Д) пи­та­ние па­ра­зи­ти­че­ских животных

Е) за­топ­ле­ние лугов при ливне

 

1) абиотические

2) биотические

3) ан­тро­по­ген­ные

 

 

19. Установите по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния ор­га­низ­мов при фор­ми­ро­ва­нии био­це­но­за на пер­вич­но сво­бод­ной территории. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) лишайники

2) травы

3) мхи

4) кустарники

5) деревья

 

20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 Вид изменчивости

Форма изменчивости

Пример изменчивости

А

модификационная

разные размеры листьев у одного растения
на световой и теневой стороне

наследственная

Б

рождение ребёнка с седой прядью

наследственная

комбинативная

В

 Список терминов и понятий:

1) соматическая

2) ненаследственная

3) рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера

4) разная масса тела бычков одного приплода

5) мутационная

6) наследственная

 

 21. Пользуясь таб­ли­цей «Примерный су­точ­ный вод­ный обмен человека», выберите верные утверждения.

Примерный су­точ­ный вод­ный обмен че­ло­ве­ка (в л)

Поступление воды

Количество воды (в л)

Органы, участ­ву­ю­щие в вы­де­ле­нии воды

Количество воды (в л)

Жидкость

1,2

Почки

1,4

Легкие

0,5

Плотная пища

1,0

Кожа

0,5

Прямая кишка

0,1

Итого

2,2

 

2,5

 1) Ор­га­низм че­ло­ве­ка в те­че­ние суток по­треб­ля­ет 2,2 л воды.

2) Вода вы­де­ля­ет­ся из организма в составе мочи, кала, вы­ды­ха­е­мого воздуха, пота.

3) Ор­га­низм че­ло­ве­ка в те­че­ние суток по­треб­ля­ет 1,2 л воды.

4) Через почки выдеяется меньше всего жидкости.

5) Количество поступающей воды больше количества выделившейся, т.к. она откладывается в запас в организме человека.

 

22. Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.

 

23. Рассмотрите рисунок. Дайте название изображенным образованиям. Назовите тип взаимодействия между растением и бактериями. Объясните, что дают друг другу бактерии и растение.

 

24. Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, объ­яс­ни­те их.

1.Кишечнополостные – это двуслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют двустороннюю симметрию. 3. К кишечнополостным относятся гидра пресноводная, медуза корнерот, белая планария, актиния. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Среди кишечнополостных встречаются как свободноплавающие организмы, так и прикрепленные формы. 6. Стрекательные клетки нужны для захвата пищи и передвижения.

 

25. В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

 

26. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее 4-х признаков, укажите их значение.

 

27. Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы - 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.

 

28. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к варианту № 27

1. калийные|калийное

2. 14

3. 8

4. 23

5. 112212

6. 9331

7. 15

8. 11121

9. 126

10. 236

11. 314526

12. 146

13. 211221

14. 35214

15. 156

16. 122121

17.134

18. 121321

19. 13245

20. 253

21. 12

22. Пояснение.

1) Фотосинтез обеспечил накопление кислорода в атмосфере, что способствовало формированию озонового слоя, задерживающего ультрафиолетовое излучение.

2) Фотосинтез обеспечил постоянный состав атмосферы и выход высокоорганизованных форм живой материи на сушу.

 

23. 1) Это клубеньки на корнях бобового растения, образованные азотофиксирующими бактериями.

2) Данный тип взаимоотношений является симбиозом.

3) Клубеньковые бактерии живут с бобовыми растениями в симбиозе, то есть приносят друг другу взаимную пользу: клубеньковые бактерии усваивают азот атмосферы и переводят его в соединения, которые могут быть использованы бобовыми растениями; растения, в свою очередь, снабжают клубеньковые бактерии веществами, содержащими углерод.

 

24.

2 — Они имеют радиальную (лучевую) симметрию.

3 — К кишечнополостным не относится белая планария.

6 — Стрекательные клетки нужны для защиты от врагов и нападения на добычу.

 

25.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев

 

26.

Пояснение.

1. Оплодотворение внутреннее, можно размножаться без воды.

2. Размножаются с помощью богатых желтком яиц, покрытых пергаментной оболочкой (размножение на суше).

3. Сухая кожа без желез препятствует потере воды.

4. Увеличивается дыхательная поверхность легких, позволяет улучшить снабжение тела кислородом.

5. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови, к органам поступает более богатая кислородом кровь.

 

27.

Пояснение.

В соматических клетках диплоидный набор хромосом — 8 хромосом, 8 молекул ДНК.

При овогенезе в анафазе мейоза I — 8 хромосом 16 хроматид. В интерфазе — репликация ДНК (число молекул ДНК становится вдвое больше). Далее I деление мейоза — редукционное, число хромосом и молекул ДНК на каждом полюсе клетки в анафазе I будет меньше вдвое (гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки).

При овогенезе в профазе II — 4 хромосомы, 8 молекул ДНК. В телофазе I образуются две гаплоидные клетки, хромосомы двухроматидные (1n2с). После редукционного деления репликации ДНК не происходит, число хромосом и молекул ДНК остается таким же (1n2c), как в телофазе I. То есть в профазе II набор 1n2c.

 

28. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной

Пояснение.

Определение типа наследования признака:

Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; человек, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.

В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.

Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.

Определение генотипа пробанда:

А – доминантный ген (аномалия организма);

а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).

Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования.

Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген А он получил от матери, а ген а - от отца.

Генотип пробанда: Аа.

Ответ:

Аутосомно-доминантный тип наследования признака.

Генотип пробанда: Aа.