Вариант № 27
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
2. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
Таксономическая единица ВИД существует на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) организменном
3) клеточном
4) надорганизменном
5) молекулярном
3. Какой набор хромосом содержится в ядре одной клетки в конце телофазы мейоза II, если в исходной клетке было 16 хромосом? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образование двух гаплоидных ядер
2) расхождение однохроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки
3) образование четырёх клеток с набором nc
4) обмен участками гомологичных хромосом
5) спирализация хромосом
5. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
ВИД ОБМЕНА |
А) протекает с выделением энергии Б) происходит в цитоплазме клеток и митохондриях В) происходит на рибосомах и гладкой ЭПС Г) протекает с поглощением энергии Д) в результате образуются АТФ, вода, углекислый газ и т. д. Е) в результате образуются белки, жиры и углеводы |
|
1) энергетический 2) пластический |
6. Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с жёлтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.
7. Выберите два верных ответа из пяти.
Какой из признаков характерен для мутационной изменчивости?
1) появляется случайно
2) не наследуется
3) всегда полезен
4) одинаков у всех особей вида
5) ненаправленные
8. Установите соответствие между способами размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
|
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) почкование гидры Б) деление клетки бактерии надвое В) образование спор у грибов Г) партеногенез пчёл Д) образование усов земляники |
|
1) бесполое 2) половое |
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:
1) улучшения дыхания растений
2) уменьшения испарения воды из почвы
3) сокращения испарения воды растениями
4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
5) улучшения снабжения растений неорганических веществами
6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями
10. Какие признаки являются общими для растений и животных?
1) питание готовыми органическими веществами
2) наличие клеточной мембраны в клетках
3) способность к половому размножению
4) неограниченный рост
5) размножение спорами
6) генетический код
11. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.
1) образование предростка (протонемы)
2) оплодотворение при наличии воды
3) прорастание споры
4) развитие на предростке женских или мужских растений
5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток
6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
12. Выберите три верных признака гиповитаминоза Д:
1) искривление конечностей
2) кровоточивость десен
3) снижение сопротивляемости организма
4) ломкость костей
5) малокровие
6) рахит
13. Установите соответствие между функцией системы органов и системой, выполняющей эту функцию.
ФУНКЦИЯ |
|
СИСТЕМА |
А) образование пепсина Б) регуляция гомеостаза В) секреция соматотропина Г) секреция желчи Д) секреция слюны Е) секреция инсулина |
|
1) эндокринная 2) пищеварительная |
14. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
15. Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
16. Установите соответствие между группой животных и эрой, в которой эта группа возникла.
ГРУППА ЖИВОТНЫХ |
|
ЭРА |
А) Паукообразные Б) Птеродактили В) Птицы Г) Бесчелюстные рыбы Д) Сумчатые млекопитающие Е) Стегоцефалы |
|
1) Палеозой 2) Мезозой |
17. Биосфера — экосистема, которая
1) образована совокупностью биогеоценозов
2) не изменяется во времени
3) является открытой системой
4) сформировалась с появлением жизни на Земле
5) не обладает способностью к саморегуляции
6) появилась одновременно с образованием Земли
18. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР |
|
ГРУППА ФАКТОРОВ |
А) лесной пожар вследствие грозы Б) распространение семян растений птицами В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных Г) санитарная вырубка леса Д) питание паразитических животных Е) затопление лугов при ливне |
|
1) абиотические 2) биотические 3) антропогенные |
19. Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лишайники
2) травы
3) мхи
4) кустарники
5) деревья
20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Вид изменчивости |
Форма изменчивости |
Пример изменчивости |
А |
модификационная |
разные размеры
листьев у одного растения |
наследственная |
Б |
рождение ребёнка с седой прядью |
наследственная |
комбинативная |
В |
Список терминов и понятий:
1) соматическая
2) ненаследственная
3) рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера
4) разная масса тела бычков одного приплода
5) мутационная
6) наследственная
21. Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», выберите верные утверждения.
Примерный суточный водный обмен человека (в л)
Поступление воды |
Количество воды (в л) |
Органы, участвующие в выделении воды |
Количество воды (в л) |
Жидкость |
1,2 |
Почки |
1,4 |
Легкие |
0,5 |
||
Плотная пища |
1,0 |
Кожа |
0,5 |
Прямая кишка |
0,1 |
||
Итого |
2,2 |
|
2,5 |
1) Организм человека в течение суток потребляет 2,2 л воды.
2) Вода выделяется из организма в составе мочи, кала, выдыхаемого воздуха, пота.
3) Организм человека в течение суток потребляет 1,2 л воды.
4) Через почки выдеяется меньше всего жидкости.
5) Количество поступающей воды больше количества выделившейся, т.к. она откладывается в запас в организме человека.
22. Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.
23. Рассмотрите рисунок. Дайте название изображенным образованиям. Назовите тип взаимодействия между растением и бактериями. Объясните, что дают друг другу бактерии и растение.
24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1.Кишечнополостные – это двуслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют двустороннюю симметрию. 3. К кишечнополостным относятся гидра пресноводная, медуза корнерот, белая планария, актиния. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Среди кишечнополостных встречаются как свободноплавающие организмы, так и прикрепленные формы. 6. Стрекательные клетки нужны для захвата пищи и передвижения.
25. В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
26. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее 4-х признаков, укажите их значение.
27. Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы - 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.
28. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной
Ответы к варианту № 27
1. калийные|калийное
2. 14
3. 8
4. 23
5. 112212
6. 9331
7. 15
8. 11121
9. 126
10. 236
11. 314526
12. 146
13. 211221
14. 35214
15. 156
16. 122121
17.134
18. 121321
19. 13245
20. 253
21. 12
22. Пояснение.
1) Фотосинтез обеспечил накопление кислорода в атмосфере, что способствовало формированию озонового слоя, задерживающего ультрафиолетовое излучение.
2) Фотосинтез обеспечил постоянный состав атмосферы и выход высокоорганизованных форм живой материи на сушу.
23. 1) Это клубеньки на корнях бобового растения, образованные азотофиксирующими бактериями.
2) Данный тип взаимоотношений является симбиозом.
3) Клубеньковые бактерии живут с бобовыми растениями в симбиозе, то есть приносят друг другу взаимную пользу: клубеньковые бактерии усваивают азот атмосферы и переводят его в соединения, которые могут быть использованы бобовыми растениями; растения, в свою очередь, снабжают клубеньковые бактерии веществами, содержащими углерод.
24.
2 — Они имеют радиальную (лучевую) симметрию.
3 — К кишечнополостным не относится белая планария.
6 — Стрекательные клетки нужны для защиты от врагов и нападения на добычу.
25.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;
3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев
26.
Пояснение.
1. Оплодотворение внутреннее, можно размножаться без воды.
2. Размножаются с помощью богатых желтком яиц, покрытых пергаментной оболочкой (размножение на суше).
3. Сухая кожа без желез препятствует потере воды.
4. Увеличивается дыхательная поверхность легких, позволяет улучшить снабжение тела кислородом.
5. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови, к органам поступает более богатая кислородом кровь.
27.
Пояснение.
В соматических клетках диплоидный набор хромосом — 8 хромосом, 8 молекул ДНК.
При овогенезе в анафазе мейоза I — 8 хромосом 16 хроматид. В интерфазе — репликация ДНК (число молекул ДНК становится вдвое больше). Далее I деление мейоза — редукционное, число хромосом и молекул ДНК на каждом полюсе клетки в анафазе I будет меньше вдвое (гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки).
При овогенезе в профазе II — 4 хромосомы, 8 молекул ДНК. В телофазе I образуются две гаплоидные клетки, хромосомы двухроматидные (1n2с). После редукционного деления репликации ДНК не происходит, число хромосом и молекул ДНК остается таким же (1n2c), как в телофазе I. То есть в профазе II набор 1n2c.
28. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной
Пояснение.
Определение типа наследования признака:
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; человек, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Определение генотипа пробанда:
А – доминантный ген (аномалия организма);
а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).
Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования.
Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген А он получил от матери, а ген а - от отца.
Генотип пробанда: Аа.
Ответ:
Аутосомно-доминантный тип наследования признака.
Генотип пробанда: Aа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.