ЕГЭ. Биология. Вариант № 28

  • Контроль знаний
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
Иконка файла материала вариант 28.doc
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на  схеме знаком вопроса. Вариант № 28   2. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. К частным биологическим методам исследования относится метод 1) экспериментальный 2) наблюдения 3) генеалогический 4) моделирования 5) гибридологический 3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько  нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле? 4. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих  свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих » из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) формируют лизосомы 2) являются двумембранными 3) являются полуавтономными органоидами 4) участвуют в синтезе АТФ 5) образуют веретено деления  5. Установите соответствие между характеристикой процесса и процессом, к которому она  относится.   ХАРАКТЕРИСТИКА А) в ходе процесса синтезируется глюкоза Б) основан на реакциях матричного синтеза В) происходит на рибосомах Г) в ходе процесса выделяется кислород Д) в результате процесса реализуется наследственная информация Е) в ходе процесса синтезируется АТФ        ПРОЦЕСС 1) фотосинтез 2) биосинтез белка6.У человека лопоухость (В) доминирует над геном нормально прижатых ушей (b). Каков генотип  отца, если генотип матери bb, а среди их детей было 50% лопоухих и 50% с нормально прижатыми  ушами? 7. Выберите два верных ответа из пяти. Широкой нормой реакции обладает такой признак, как 1) строение глаза человека 2) предупреждающая окраска пчелы 3) форма крыльев бабочки павлиний глаз 4) высота тополей 5) масса тела крупного рогатого скота 8. Установите соответствие между способами питания и примером: к каждой позиции, данной в  первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  ПРИМЕР А) спирогира Б) пеницилл В) серобактерия Г) цианобактерия Д) дождевой червь      СПОСОБ ПИТАНИЯ 1) фототрофный 2) гетеротрофный 3) хемотрофный 9.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  Каких животных относят к классу пресмыкающихся? 1) обыкновенная гадюка  2) прудовая лягушка 3) обыкновенный тритон 4) нильский крокодил 5) серая жаба 6) живородящая ящерица  10. Установите соответствие между признаком организма и организмом, обладающим данным  признаком.  ПРИЗНАК   ОРГАНИЗМ    1) белый гриб 2) папоротник А) запасное вещество в клетках – крахмал Б) образует микоризу с корнями деревьев В) в жизненном цикле присутствуют спорофит и гаметофит Г) в клеточной стенке содержится хитин Д) имеет проводящие сосуды Е) запасное вещество в клетках – гликоген   11. Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные классы  животных.  1) Многощетинковые кольчецы 2) Насекомые 3) Саркодовые 4) Сосальщики 5) Пресмыкающиеся 6) Хрящевые рыбы 12. Выберите три верных признака гиповитаминоза А:  1) задержка роста  2) кровоточивость десен3) ухудшение зрения 4) поражение кожи  5) малокровие  6) быстрое заживление ран 13. Установите соответствие между гормонами и железами, которые секретируют эти гормоны.   ГОРМОНЫ  А) соматотропин Б) адреналин В) тестостерон Г) инсулин Д) норадреналин Е) глюкагон      ЖЕЛЕЗЫ 1) поджелудочная 2) гипофиз 3) надпочечники  14. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека.  В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) сокращение дыхательных мышц 2) рецепторы гортани 3) центр продолговатого мозга 4) чувствительный нейрон 5) исполнительный нейрон 15. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к  почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относя­ щиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствую­ щие выбранным ответам.  1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты  острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными. 2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах. 3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы. 4) Листья шиповника непарноперистые, с 5­7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают. 5) Корневая система проникает на глубину до 5 м. 6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и  парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С. 16. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, кото­ рому соответствует данная характеристика  ХАРАКТЕРИСТИКА А) ведёт к видообразованию Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов В) происходит в популяциях Г) сопровождается мутационным процессом Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет) Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 1) микроэволюция 2) макроэволюция      17. Что служит примером антропогенного изменения в экосистеме пресного водоёма?  1) загрязнение воды бытовыми отходами 2) подъём уровня воды во время половодья 3) строительство плотины для регуляции уровня воды 4) образование ледового покрова зимой5) выращивание мальков ценных видов 6) уменьшение содержания кислорода в воде зимой 18. Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм  может непосредственно привести к увеличению численности популяций  1) гетеротрофных бактерий 2) ракообразных 3) цветковых растений 4) многоклеточных водорослей 5) одноклеточных водорослей 6) бактерий­редуцентов 19. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с  наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) Лилиецветные 2) Растения 3) Цветковые, или Покрытосеменные 4) Лилейные 5) Однодольные 6) Тюльпан 20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины  приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий  термин из предложенного списка.  Объект Расположение в клетке  Функция хранение и передача наследственной информации биологическое окисление  В А митохондрия  рибосома цитоплазма Б цитоплазма, митохондрии, хлоропласты  Список терминов и понятий: 1) ядро 2) рибосома 3) биосинтез белка 4) цитоплазма 5) окислительное фосфорилирование 6) транскрипция 7) лизосома  21. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи ор­ ганизма человека», а также используя знания из курса биологии, выберите верные утверждения. Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи Составные вещества Белки, жиры, гликоген Глюкоза Натрий (в составе солей) организма человека (в %) Плазма крови Первичная моча Вторичная моча 7–9 0,1 0,3 Отсутствуют Отсутствуют 0,1 0,3 Отсутствует 0,4Хлор (в составе солей) Калий (в составе солей) Мочевина 0,37 0,02 0,37 0,02 0,7 0,15 2,0 0,05 0,03 0,004 0,03 0,004 Мочевая кислота   1) Концентрация натрия практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во  вторичную мочу. 2) Концентрация белков в плазме ниже, чем в первичной и вторичной моче. 3) Глюкоза отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной. 4) В извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается обратно в лимфу. 5) Мочевина отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной. 22. Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными  удобрениями. Объясните почему. 23. Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета обозначенные цифрами 1 и 2, какое  значение они имеют. 24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны  ошибки, объясните их. 1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием. 2. Гортань ­ полый орган воронкообразной формы. 3. Надгортанник закрывает вход в пищевод. 4. Внутри гортани имеются две голосовые связки. 5. Кашель происходит при сильном вдохе. 6. Гортань переходит в в два крупных бронха. 25. Почему зеленые водоросли относят к низшим растениям?26. Назовите не менее 4 способов совместного проживания растений с растениями или с  животными. 27. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые  особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки. 28. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословнойОтветы к варианту № 28 1.  п о л о в о е 2. 3 5 3. 2 0 4. 1 5 5. 1 2 2 1 2 1 6. В в | B b 7. 4 5 8. 1 2 3 1 2 9. 1 4 6 10. 2 1 2 1 2 1 11. 3 4 1 2 6 5 12. 1 3 4 13. 2 3 3 1 3 1 14. 2 4 3 5 1 15. 1 2 4 16. 1 2 1 1 2 2 17. 1 3 5 18. 1 5 6 | 5 6 1 | 6 1 5 19. 2 3 5 1 4 6 20. 1 4 3 21. 1 3 22. Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными  удобрениями. Объясните почему. Пояснение. 1) Клевер, соя, фасоль — растения семейства бобовых, корни которых вступают в симбиоз с  клубеньковыми бактериями. 2) Клубеньковые бактерии усваивают атмосферный азот и обогащают растения азотным питанием. 23.  1) Под цифрой один — киль, под цифрой 2 — цевка — приспособление для полета,  2) Киль (вырост грудины) — к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость) — дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).24.  3 — надгортанник закрывает вход в трахею. 5 — кашель происходит при сильном выдохе. 6 — гортань переходит в трахею. 25 1) Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют органов (ни корней, ни стеблей, ни  листьев), их вегетативное тело ­ слоевище, или таллом.  2) Водоросли, как низшие растения не имеют тканей (или, отсутствует дифференциация тела на  ткани). 3) Водоросли размножаются бесполым путём (простым делением клеток или спорами) и половым  путём. 26.  1) Паразитизм – межвидовые взаимоотношения, при которых один вид (паразит) использует другой (хозяина) как среду жизни и как источник пищи. И у паразита и у хозяина возникает ряд  приспособлений. Паразит ­ омела; корни­присоски. 2) При комменсализме один из партнеров может использовать другого для защиты, как средство  передвижения или только питаться за его счет. Береза создает тень для подлеска ели; бобовые  (например, клевер) и злаки, совместно произрастающие на почвах, бедных доступными  соединениями азота, но богатых соединениями калия и фосфора.(возможны другие примеры)  3) Квартирантство. Эпифиты поселяются на поверхности тела других растений. Это многие  лишайники и мхи, растущие на стволах деревьев. Среди высших растений эпифитов особенно  много в тропических лесах. Несмотря на тесную связь между эпифитами и растениями, на которых они поселяются, какого­либо активного влияния их друг на друга не обнаружено. (возможны  другие примеры)  или,перенос семян и плодов растений животными – все это примеры различных форм  квартиранства (синойкии) 4) Можно привести многочисленные примеры формирование среды обитания, осуществляемое  посредством (выделения организмами веществ, создают специфический фон, определяют  некоторые свойства среды), прежде всего в лесах, в водных и почвенных экосистемах.   Примечание. Влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущие вместе, может быть нулевым,  благоприятным или неблагоприятным. Отсюда типы комбинаций могут быть следующими:  организмы не влияют друг на друга (00) ­ нейтрализм; организмы взаимополезны (++) – мутуализм  или симбиоз; организмы взаимовредны (­­) ­ конкуренция; один из организмов получает выгоду,  другой вред (+­) – хищничество и паразитизм; один из организмов получает выгоду другой не  испытывает вреда (+0) ­ комменсализм; один организм испытывает вред, другой не извлекает  пользы(­0) – аменсализм.   27.  1) Взрослый организм имеет хромосомный набор 1n. Взрослый организм образуется в результате  митотического деления споры.  2) Хромосомный набор гамет хламидомонады 1n. Гаметы образуются в результате митотического  деления гаметофита.  28.  Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословнойПояснение. Определение типа наследования признака: Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся  от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно  думать, что изучаемый ген находится в У­хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так  как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип  наследования признака: сцепленное с Y­хромосомой, или голандрическое наследование признака.  Сцепленное с Y­хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими  признаками: 1. признак встречается часто, в каждом поколении; 2. признак встречается только у мужчин; 3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д. Возможные генотипы всех членов родословной: Ya – наличие данной аномалии; YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии). Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa; Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА. Ответ: Сцепленное с Y­хромосомой, или голандрическое наследование. Генотип пробанда: XYa .