Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на
схеме знаком вопроса.
Вариант № 29
2. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
Цитогенетический метод позволяет изучить у человека
1) наследственные заболевания, связанные с геномными мутациями
2) развитие признаков у близнецов
3) особенности обмена веществ его организма
4) его хромосомный набор
5) родословную его семьи
3. Определите число хромосом в соматических клетках плодовой мушки дрозофилы, если в её га
метах содержится 4 хромосомы. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов
интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и
запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) рост клетки
2) расхождение гомологичных хромосом
3) расхождение хромосом по экватору клетки
4) репликация ДНК
5) синтез органических веществ
5. Установите соответствие между характеристиками органических веществ и их видами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры
Б) мономеры — аминокислоты
В) в состав молекулы обязательно входят атомы фосфора
Г) выполняет структурные функции, являясь частью клеточных мембран
Д) синтезируется на ДНК
Е) образован(а) полинуклеотидной нитью
ВИДЫ
1) белок
2) РНК
6. Какова вероятность рождения (в %) здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен
гипертрихозом – болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y−хромосомой?7. Выберите два верных ответа из пяти. Укажите пример, иллюстрирующий норму реакции
организма
1) Среди стаи сизых голубей появился один белый голубь
2) У некоторых мух дрозофил встречаются белые глаза
3) Удойность коровы при очень хорошем уходе не превышала 4000 л молока в год
4) Гемофилией болеют преимущественно мужчины
5) у сосен, растущих на морском побережье, развиваются «флаговые кроны»
8. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАСЕКОМОЕ
ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением
А) медоносная пчела
Б) майский жук
В) азиатская саранча
Г) капустная белянка
Д) зеленый кузнечик
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для растений семейства Злаковые (Мятликовые)?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос
10. Установите соответствие между признаком, характерным для каждой из групп клеток, и
группой, обладающей этим признаком.
ПРИЗНАК
А) не дифференцированы по функциям
Б) гаметогенез отсутствует
В) размножаются простым делением надвое
Г) в зависимости от функции заметно отличаются по строению
Д) делятся митозом и мейозом
Е) генетический аппарат расположен в нескольких хромосомах
1) прокариотические клетки
2) эукариотические клетки
ГРУППА КЛЕТОК
11. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи пи
тания Северного моря.
1) белый медведь
2) рыба
3) планктонная водоросль
4) циклоп
5) тюлень
12. Какие из перечисленных структур расположены в полости среднего уха? Выберите три верных
ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) овальное окно
2) наружный слуховой проход
3) стремечко
4) наковальня
5) улитка6) молоточек
13. Установите соответствие между функцией и железой, выполняющей данную функцию.
ЖЕЛЕЗА
ФУНКЦИЯ
А) секреция желчи
Б) созревание фолликулов
В) секреция женских половых гормонов
Г) секреция пищеварительного сока
Д) секреция глюкагона
Е) барьерная функция
1) яичник
2) печень
3) поджелудочная
14. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения
у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую
последовательность цифр.
1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка
углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
15. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой
культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, от
носящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответ
ствующие выбранным ответам.
1) Однолетнее травянистое растение 30150 см высотой.
2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.
3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это
самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте куку
руза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).
4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.
5) Соцветие пшеницы — сложный колос.
6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства
макаронных и кондитерских изделий.
16. Установите соответствие между факторами видообразования и его способом.
ФАКТОР
А) полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещивания
Б) различия в местах обитания
В) разделение ареала на фрагменты
Г) обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Востоке
Д) пищевая специализация
СПОСОБ
1) географический
2) экологический
3) гибридогенный
17. Установите правильную возможную последовательность восстановления ельника, уничтожен
ного пожаром.
1) кустарники
2) березняк
3) травы
4) семена трав
5) ельник18. Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу
питания
ЖИВОТНОЕ
А) волк
Б) пресноводная гидра
В) полевая мышь
Г) божья коровка
Д) заяцбеляк
Е) колорадский жук
ГРУППА
1) растительноядные
2) плотоядные
19. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с
наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Двудольные
2) Ромашка
3) Растения
4) Ромашка аптечная
5) Цветковые, или Покрытосеменные
6) Сложноцветные
20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины,
приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий
термин из приложенного списка.
Направление эволюции Путь эволюции
Пример
А
биологический прогресс
идиоадаптация приспособление у цветковых
растений к опылению ветром
редукция органов чувств
у паразитических червей
Б
биологический прогресс
Список терминов и понятий:
ароморфоз
В
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
4) конвергенция
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
21. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из
курса биологии, выберите верные утверждения.
Химический состав морской воды и сыворотки крови
Химические элементы и их соединения Морская вода (%) Сыворотка крови (%)
Натрий (Na)
Магний (Mg)
Кальций (Ca)
Калий (K)
Хлор (Cl)
Кислород (O)
Другие элементы и соединения
30,5
3,8
1,2
1,8
55,2
5,6
1,9
39,0
0,5
1,0
2,6
45,0
9,9
2
1. Натрия, калия и кислорода в морской воде меньше, чем в сыворотке крови.2. Хлор преобладает и в составе морской воды и в составе сыворотки крови.
3. Натрий, калий и кислород содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской
воде.
4. Количество хлора в сыворотке не значительно.
5. Кальций преобладает и в составе морской воды и в составе сыворотки крови.
22. Какой вклад в развитие биологии внесли изображенные на портретах ученые?
23. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь
эволюции, приведите не менее трех его примеров.
24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, объясните их.
1) Лимфатическая система — это часть транспортной системы.
2)У человека лимфа непрерывно движется по сосудам.
3) Лимфа образуется из плазмы крови в межклеточном веществе, которое находится во всех
органы.
4) Лимфатические сосуды несут лимфу в грудной проток, из него лимфа поступает в
артерии большого круга кровообращения.
5) Глюкоза всасывается из кишечника в кровеносные капилляры.
6) Лимфатическая система участвует во всасывании из кишечника аминокислот.
7) Лимфоузлы участвуют в кроветворении
25. Чем представлена гортань, каковы её функции, в чём проявляется взаимосвязь её строения с
другими органами?
26. Укажите идиоадаптации крота, связанные с подземным образом жизни.27. В соматических клетках овса 42 хромосомы. Определите хромосомный набор и количество
молекул ДНК перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Ответ поясните.
28. Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а)
нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с
самцом, который имел извитую длинную шерсть, В потомстве 40% мышей имели прямую длинную
шерсть , 40% Извитую шерсть , нормальной длины, 10% прямую нормальной длины и 10%
извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой
закон проявляется в этом скрещивании?
Ответы к варианту № 29
1. в а к у о л ь | в а к у о л и
2. 1 4
3. 8
4. 2 3
5. 1 1 2 1 2 2
6. 0
7. 3 5
8. 2 2 1 2 1
9. 2 3 6
10. 1 1 1 2 2 2
11.3 4 2 5 1
12. 3 4 6 | 6 4 3
13. 2 1 1 3 3 2
14. 1 2 3 5 4
15. 1 3 6
16. 3 2 1 1 2
17. 4 3 1 2 5
18. 2 2 1 2 1 1
19. 3 5 1 6 2 4
20. 1 2 3
21. 1 2
22.
1. На фотографиях изображены Фр. Крик (слева) и Дж. Уотсон (справа)
2. Научная заслуга Фр. Крика (слева) и Дж. Уотсона (справа) заключается в том, что они
установили пространственную структуру ДНК
Примечание.
Открытие двойной спирали ДНК по праву считается одним из самых важных открытий 20 века не
только в биологии, но и в целом в науке. Оно предопределило дальнейшее развитие биологии и,
особенно, таких ее направлений, как молекулярная биология и биотехнология. За выдающийся
ключевой вклад в это открытие Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону, Морису Уилкинсу была
присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине 1962 г.
23.
1) Идиоадаптация одно из главных направлений эволюции, при котором у организмов
развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.2) Возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня
организации предковых форм.
3) Пример идиоадаптации:
это формирование разнообразной формы тела у рыб;
приспособление цветка к опылению пчелами, или ветром;
появление ластообразной конечности у китов.
24.
3 — лимфа образуется из плазмы крови в лимфокапиллярах, пронизывающих все органы.
4 — лимфатические сосуды несут лимфу в грудной проток, из него лимфа поступает в
вены большого круга кровообращения.
6 — лимфатическая система участвует во всасывании из кишечника жирных кислот.
25.
1) Гортань — это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный
из них — щитовидный. Из гортани воздух поступает в трахею.
2) Функции гортани: дыхательная (проведение воздуха), звукообразование (колебание голосовых
связок), препятствует попаданию пищи в дыхательную систему (это обеспечивается подвижным
хрящом — надгортанником он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания
пищи).
3) Гортань изменяется с возрастом. Ее рост и функция связаны с развитием половых желез.
Размеры гортани у мальчиков в период полового созревания увеличиваются. Голос меняется
(мутирует).
26.
1) Роющие конечности — приспособились к рытью земли
2) Глаза не имеют хрусталика и сетчатки изза недостатка света
3) Свойства шерсти позволяют животному двигаться в узких подземных проходах в любом
направлении.
Дополнительно:
Ушные раковины атрофированы
27.
42 = 2n — соматическая клетка, 21 = n — гамета, n — количество хромосом, с — количество
молекул ДНК.
Перед началом мейоза I в интерфазе происходит репликация (удвоение) ДНК, клетка имеет
диплоидный набор хромосом, но с удвоенными ДНК — 2n4c, значит, клетки семязачатка в этот
период имеют 42 хромосомы и 84 молекулы ДНК.
В конце мейоза I произошло редукционное деление (в каждую клетку отошло по одной хромосоме
из пары гомологичных хромосом), после этого каждая клетка имеет имеет хромосомный набор
1n2c. В метафазе мейоза II хромосомы выстраиваются по экватору клекти, хромосомный набор
изменяется, значит, в клетках семязачатка в эту фазу 21 хромосома и 42 молекулы ДНК.
28.
Пояснение.
А — прямая шерсть,
а — извитая шерсть,
В — нормальная длина шерсти,
в — длинная шерсть.
♀
I. По фенотипу: Р извитая нормальной длины шерсть
По генотипу: Р ааВВ х ААвв
♀аВ/ Ав♂
По геноотипу F1: АаВв
♂
♀
х
♂
прямая длинная шерсть♀
♀
♀
♀
♀
♂
х
аавв
извитая длинная шерсть
По фенотипу F1: прямая шерсть нормальной длины.
II. По фенотипу: Р прямая шерсть нормальной длины
♂
По генотипу: Р АаВв х
♀ ♂
G АВ аВ/ Ав/ ав
ав
По генотипу F2: АаВв:ааВв:Аавв:аавв
По фенотипу F2: прямая шерсть нормальной длины:40% извитая шерсть нормальной длины:40%
прямая шерсть, длинная шерсть;10% извитая шерсть, длинная шерсть
т.к. расщепление не 25%:25%:25%:25%, то речь идет о сцепленном наследовании.
О т в е т : 1) Родители первого поколения имеют генотипы ааВВ; ААвв (не имеет значения пол
особи), то есть мать может иметь как — ааВВ, так и —ААвв;
отец также может иметь как — ааВВ , так и —ААвв; это не повлияет на результат скрещивания —
их потомство имеет генотип АаВв.
2) Родители F2 имеют следующие генотипы: АаВв, аавв (как и у родителей F1, какому полу из
родителей принадлежит тот или иной из двух генотипов, не играет роли)
3) Генотипы F2 таковы: АаВв, ааВв, Аавв, аавв.
4) Здесь закон сцепленного наследования с кроссинговером.
5) 4 фенотипические группы сформировались изза того, что генотип АаВв дал 2 гаметы в
результате сцепленного наследования (аВ/, Ав/), а 2 гаметы в результате кроссинговера (АВ, ав).
Данные 4 гаметы в сочетании с ав дают 4 фенотипические группы.