ЕГЭ. Биология. Вариант № 30

  • Контроль знаний
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
Иконка файла материала вариант 30.doc
1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на  схеме знаком вопроса. Вариант № 30   2. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. При  изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть  1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи 2) оболочку и цитоплазму 3) ядро и хлоропласты 4) рибосомы и митохондрии 5) эндоплазматическую сеть и лизосомы 3. Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите ТОЛЬКО соответ­ ствующее число. 4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций  липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в  таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) запасающая 2) регуляторная 3) транспортная 4) ферментативная 5) строительная 5. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования.  ВИД КЛЕТКИ А) спора мха Б) сперматозоид мха В) сперматозоид обезьяны Г) яйцеклетка подсолнечника Д) микроспоры мака Е) клетка архегония папоротника СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ      1) митоз 2) мейоз 6. Круглая форма плодов томата доминирует над грушевидной, красная окраска плодов — над  жёлтой. Определите генотип томата с грушевидными жёлтыми плодами. 7. В условиях тропической Африки у капусты белокочанной не образуются кочаны. Какая форма  изменчивости проявляется в данном случае? 1) комбинативная 2) модификационная3) наследственная 4) мутационная 5) фенотипическая 8. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на  рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца.  ОРГАН, ТКАНЬ   ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК    1) энтодерма 2) мезодерма A) внутренние слизистые покровы Б) надпочечники  B) тканевая жидкость Г) лимфа Д) эпителий альвеол    9. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  Вирусы, в отличие от бактерий  1) имеют неоформленное ядро 2) размножаются только в других клетках 3) не имеют мембранных органоидов 4) осуществляют хемосинтез 5) способны кристаллизоваться 6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой 10. Установите соответствие между характеристикой клетки и организмом, клетка которого соот­ ветствует данной характеристике.  ХАРАКТЕРИСТИКА А) образует споры Б) клеточная стенка включает муреин В) не имеет постоянной формы тела Г) молекула ДНК расположена в цитоплазме Д) отграничена от внешней среды цитоплазматической мембраной      ОРГАНИЗМ 1) Дифтерийная палочка 2) Амёба обыкновенная 11. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом  порядке.  1) выход организмов на сушу         2) возникновение фотосинтеза 3) формирование озонового экрана 4) образование коацерватов в воде 5) появление клеточных форм жизни 12. Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека? Выберите три верных  ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) органы брюшной полости             2) кровь             3) содержимое пищеварительного канала4) лимфа                                   5) тканевая жидкость          6) кровеносная и дыхательная системы 13. Установите соответствие между процессом, происходящим в органе, и органом, в котором про­ исходит данный процесс.  ПРОЦЕСС    ОРГАН 1) желудок 2) тонкая кишка А) секреция соляной кислоты Б) начало расщепления белков В) эмульгирование жиров Г) всасывание аминокислот и жирных кислот Д) выделение пепсина Е) расщепление липидов ферментами   14. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В  ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) кости пясти            2) плечевая кость           3) фаланги пальцев 4) лучевая кость         5) кости запястья    15. Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти  сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию  данных признаков этого организма. 1) Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг. 2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость  до 65 км/ч. 3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми  растениями. 4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см  длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку. 5) В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц  живота. 6) Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыги­ вая обратно при малейшем шорохе. 16. Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился.  АРОМОРФОЗ А) четырёхкамерное сердце у птиц Б) костные челюсти у панцирных рыб В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб  Г) пятипалая конечность у стегоцефалов Д) матка и плацента у млекопитающих Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся ЭРА 1) палеозой 2) мезозой      17. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется 1) отсутствием редуцентов                          2) большим видовым разнообразием 3) замкнутым круговоротом веществ        4) колебанием численности популяций 5) короткими пищевыми цепями               6) разветвлёнными пищевыми сетями 18. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.   ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬA) соболь  Б) ель  B) пчела Г) клевер Д) осока  Е) койот 1) продуцент 2) консумент    19. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, начиная с  наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) отдел Покрытосеменные            2) семейство Бобовые          3) порядок Бобовоцветные 4) царство Растения                         5) класс Двудольные            6) род Клевер 20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины,  приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий  термин из приложенного списка.  Место протекания процесса Фаза фотосинтеза Процесс А возбуждение хлорофилла строма хлоропласта мембраны тилакоидов Б синтез АТФ световая темновая В  Список терминов и понятий: 1) мембраны тилакоидов      2) световая фаза         3) фиксация неорганического углерода 4) фотолиз воды                    5) темновая фаза        6) цитоплазма клетки 21. Пользуясь таблицей «Пищёвая ценность разных рыб» выберите верные утверждения: 1) Больше белков, чем у остальных рыб содержится в сушёной вобле. 2) В меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни необходимо  вносить карася, окуня. 3) Наиболее вредна для худеющего человека ­ стерлядь. 4) Карась менее калорийная рыба, чем окунь. 5) Окунь речная рыба. 22. Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В  стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните  изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б).  Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более  0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).23.  К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела.  24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они  сделаны, исправьте их.  1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут,  размножаются. 2. Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от  других царств. 3. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды,  вакуоли с клеточным соком. 4. В клетках высших растений имеются центриоли. 5. В растительных  клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах. 6. Запасным питательным веществом в клетках  растений является гликоген. 7. По способу питания большинство растений автотрофы. 25. Какие особенности пресмыкающихся позволили освоить сушу? 26. Докажите, что влияние человека на природные экосистемы при переходе от собирательства к  земледелию и скотоводству увеличилось (приведите не менее ТРЕХ примеров).  27. Масса молекул ДНК в соматических клетках равна 6*10­9. Чему равна масса молекул ДНК  перед началом мейоза и в анафазе мейоза 1, ответ поясните. 28. У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое  потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с  карликовым, имеющим плоды грушевидной формы?Ответы к варианту № 30 1. к р о в ь 2. 2 3 3. 2 2 4. 3 4 5. 2 1 2 1 2 1 6. a a b b | а а в в 7. 2 5 8. 1 2 2 2 1 9. 2 5 6 10. 1 1 2 1 2 11. 4 5 2 3 1 12. 2 4 5 13. 1 1 2 2 1 2 14. 2 4 5 1 3 15. 4 5 6 16. 2 1 1 1 2 1 17. 2 3 6 18. 2 1 2 1 1 2 19. 4 1 5 3 2 6 20. 1 3 2 21. 1 2 22. Элементы ответа: 1) эритроцит в растворе сморщился из­за потери воды, которая по причине диффузии поступила из эритроцита в раствор; 2) концентрация раствора соли в стакане более 0,9%. 23. Пояснение.1) Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. 2) Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка (цветок изображен справа от соцветия,  видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка) 3) Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у  семени в разрезе), параллельное жилкование листьев (может быть ещё дуговое жилкование),  цветок трехчленного типа.  24. Пояснение. Ошибки допущены в следующих предложениях: 4) В клетках высших растений ОТСУТСТВУЮТ центриоли. 5) В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в МИТОХОНДРИЯХ. 6) Запасным питательным веществом в клетках растений является КРАХМАЛ. 25. Пояснение. 1. Оплодотворение внутреннее, можно размножаться без воды.  2. Размножаются с помощью богатых желтком яиц, покрытых пергаментной оболочкой  (размножение на суше). 3. Сухая кожа без желез препятствует потере воды. 4. Увеличивается дыхательная поверхность легких, позволяет удучшить снабжение тела  кислородом. 5. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови, к органам поступает более  богатая кислородом кровь. 26. Пояснение. Когда человек вел собирательскую деятельность, он оказывал небольшое влияние на среду вокруг  себя.  1) При переходе от собирательства к земледелию человеку нужно больше ресурсов, и он начал  активно изменять окружающий мир в своих целях, вырубая леса для полей, распахивая земли. При  неумелом пользовании землей это приводило к эрозии почв, уменьшению их плодородности. Для  ведения животноводства также необходимы пастбища, которые часто вытаптываются скотом, и  растительность там скуднеет. Создавая агроценозы, человек вмешивается в природу и подрывает  стабильность природных экосистем, нарушает естественный круговорот веществ. 2) Для увеличения продуктивности животных и растений человек начал вести одомашивание диких животных и искуственный отбор. А для защиты своих животных человек убивал хищников,  нападавших на его скот. Тем самым разрушая пищевые цепи в экосистемах и ставил некоторые  виды на грани вымирания или полностью их уничтожал. 3) При переходе происходило увеличение численности людей и их расселение по Земле.  Переселенцы вели такую же деятельность и влияние человека на природные экосистемы только  росло.  27. Масса молекул ДНК в соматических клетках равна 6*10­9. Чему равна масса молекул ДНК  перед началом мейоза и в анафазе мейоза 1, ответ поясните. Пояснение. 1) перед началом мейоза I масса м.ДНК = 2 ∙ 6 ∙ 10−9 = 12 ∙ 10−9 мг. 2) Так как перед началом деления в s­периоде произошло удвоение молекулы ДНК. 3) В анафазе мейоза I масса молекул ДНК составляет 12 ∙ 10−9 мг. Так как ещё не произошло  редукционного деления, и все хромосомы находится в одной клетке.28. У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое  потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с  карликовым, имеющим плоды грушевидной формы? Пояснение. Дано: A — ген нормальной высоты a — ген карликовой высоты B — ген шаровидного плод b — ген грушевидного плода гены АВ/ сцеплены P: АВ//ab ­ нормальная высота, шаровидные плоды ­ гетерозигота по обоим признакам ab//ab ­ карликовая высота, грушевидные плоды   Решение: ♀ P  АВ//ab x  ♂ ♀ G   ♀ ab/ F1 АВ//ab; ab//ab 50% — нормальная высота, шаровидные плоды; 50% — карликовая высота, грушевидные  плоды   Сцепленное наследование признаков.   Примечание. Т.к. в условии не указано, что идет кроссинговер, значит его нет, и сцепление полное.  Сцеплены доминантный­доминантный AB/; рецессивный­рецессивный ab/  ♂  AB/  ab/   ab//ab