ЕГЭ. Биология. Вариант № 4
Оценка 4.7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 4
Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
вариант 4.doc
Вариант 4 1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций раз­ ных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой   1) организменный                   2) популяционно­видовой 3) биогеоценотический          4) биосферный 1) фосфолипиды            2) углеводы         3) витамины          4) белки 2. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот   3. В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 3000 нуклеотидов. Информация о структуре белка кодируется на одной из цепей. Подсчитайте сколько закодировано аминокислот на одной цепи ДНК. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее количеству аминокислот число. 4. Выберите признаки РНК. 1) содержится в рибосомах и ядрышке          2) способна к репликации 3) состоит из одной цепи                                 4) содержится в хромосомах 5) набор нуклеотидов АТГЦ                          6) набор нуклеотидов АГЦУ 5. Установите соответствие между классами органических веществ — углеводы (1) и нуклеино­ выми кислотами ДНК и РНК (2) — и выполняемыми ими функциями в клетке.   A) запасание энергии                                             Б) сигнальная B) хранение генетической информации              Г) перенос энергии Д) входит в состав клеточных стенок и мембран Е) реализация генетической информации (синтез белка)  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  A Б В Г Д Е             6. При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми красными плодами и с груше­ видными жёлтыми плодами (красный цвет — А, жёлтый — а, круглая форма — B, грушевидная — b) получится потомство с генотипом 7. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размноже­ ния организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таб­ лицу цифры, под которыми они указаны.   1) гонада              2) спора           3) оплодотворение         4) овогенез      5) почкование 8. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью. ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ  СТАДИЯ РАЗВИТИЯ   А) спора Б) протонема (зелёная нить) В) листостебельное растение Г) коробочка Д) гаметы Е) зигота 1) гаплоидная 2) диплоидная   9. Выберите признаки, являющиеся общими для членистоногих и моллюсков. Ответ запишите цифрами без пробелов.   1. лучевая симметрия тела             2. двусторонняя симметрия тела 3. трехслойное строение тела        4. сегментация тела 5. хитиновый покров                     6. незамкнутая кровеносная система 10. Установите соответствие между особенностями членистоногих и классом, для которых они характерны  ОСОБЕННОСТИ А) отделы тела: голова, грудь и брюшко     КЛАСС 1) Паукообразные Б) три пары ходильных ног В) наличие паутинных желез Г) четыре пары ходильных ног Д) отделы тела: головогрудь и брюшко Е) наличие усиков 2) Насекомые 11. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прораста­ ния споры.   1) образование предростка (протонемы) 2) оплодотворение при наличии воды 3) прорастание споры 4) развитие на предростке женских или мужских растений 5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток 6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами 12. Укажите отделы зрительного анализатора   1) хрусталик                     2) стекловидное тело 3) палочки и колбочки    4) зрительный нерв 5) роговица                      6) зрительная зона коры мозга 13. Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, кото­ рый её выполняет.  ФУНКЦИЯ А) повышает частоту сердечных сокращений Б) уменьшает частоту дыхания В) стимулирует секрецию пищеварительных соков Г) стимулирует выброс адреналина в кровь Д) усиливает вентиляцию лёгких ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 1) симпатический 2) парасимпатический     14. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев ре­ флекторной дуги условного рефлекса.   1) центр слюноотделения, 2) чувствительный нейрон, 3) временная связь, 4) зрительный центр, 5) слюнные железы, 6) рецепторы глаза, 7) двигательный нейрон, 8) подкорковые образования. 15. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.  ХАРАКТЕРИСТИКА А) Связана с изменением генов и хромосом. Б) Не затрагивает генотипа. В) Проявляется у отдельных особей. Г) Изменения проявляются у всех особей вида. Д) Изменения имеют случайный характер. Е) Изменения имеют приспособительный характер.     ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ 1) наследственная 2) модификационная  16. Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.  ХАРАКТЕРИСТИКА   КРИТЕРИЙ ВИДА А) обитание в постройках человека Б) окраска покровов тела В) расселение по берегам рек Г) питание разнообразной пищей Д)наличие конечностей копательного типа Е) развитие слепой кишки 1) экологический 2) морфологический   17. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.   1) бактерии гниения             2) грибы          3) клубеньковые бактерии 4) пресноводные рачки        5) бактерии­сапрофиты        6) майские жуки 18. Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функцио­ нальными группами.    РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) создают органические вещества из неорганических Г) восстанавливают нитраты до свободного азота Д) замыкают круговорот веществ Е) бывают 1­го, 2­го, 3­го порядков ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 1) консументы 2) продуценты 3) редуценты     19. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.   1) образование однослойного зародыша 2) образование мезодермы 3) образование энтодермы 4) дифференцировка органов 5) образование бластомеров 20. Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, ис­ пользуя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В ___________ (А) тка­ нях хорошо развито межклеточное вещество. В ___________ (Б) и лимфе — межклеточное ве­ щество ___________ (В). В ___________ (Г) тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани образуют покровы тела и выстилают полости внутренних органов.   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) эпителиальные 2) соединительные 3) покровные 4) образовательные 5) кровь  21. Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите пра­ вильные утверждения. 8) эластичное 7) прочное 6) жидкое Размножение рыб Название рыбы Количество икринок, тыс. Средний диаметр икринок, мм Среднее время наступления половозрелости, лет Средний возраст рыб, выловленных рыбаками в разных водоёмах, лет Щука обыкновенная Норвежская сельдь Треска балтийская Сазан Колюшка трёхиглая 30 200 1000 1500 0,1–1 2,7 1,3 1 1 1,8   3–4 2–7 5–9 5–6 1 5 8 3 8 2 1) Наибольший средний диаметр икринок у щук. 2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте. 3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески. 4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов. 5) Сазан выметывает самое большое количество икринок, т.к. это самые крупные рыбы, из указанных представителей. 22. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы? 23. Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Ис­ правьте допущенные ошибки. 1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. 2. В завязи цветка обра­ зуются гаплоидные пыльцевые зерна. 3. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное. 4. Генеративное ядро делится на два спермия. 5. Спермии направляются к пыльнику. 6. Один из них оплодотворяет находящуюся там яй­ цеклетку, а другой центральную клетку. 7. В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм. 24. Опишите строение и функции корневого чехлика. 25. На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприя­ тия в жизни растений? 26. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? 27. Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы ­ 8. Определите число хромо­ сом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты. 28. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит незави­ симое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении. Ответы Вариант 4:   1­ 3;  2­ 4;  3­ 500;  4­ 136;  5 – 112112;  6­ AaBb;  7­ 25 (52);  8­ 111212;  9­ 236;  10­ 221112;  11­ 314526;  12­ 346;  13­ 12211;  14­ 62843175;  15­ 121212;  16­ 121122;  17­ 125;  18­ 232331;  19­ 51324;  20­ 2561;  21­ 12; 22­ 1) Признаки живого: обмен веществ и превращение энергии. 2) Наследственность и изменчивость. 3) Адаптация к условиям среды, раздражимость. 4) Размножение, рост и развитие,саморегуляция и т.  д. 23­ Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6. 1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок. 2) 5 – спермии направляются к завязи цветка. 3) 6 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках. 24­  Строение корневого чехлика: клетки корневого чехлика представляют собой продолгова­ тые, вытягивающиеся и растущие образования, плотно прилегающие друг к другу. Поэтому межклетники практически отсутствуют. 2) Клетки чехлика находятся на корне, защищая от повреждений зону деления. Они посто­ янно отмирают и слущиваются. 3) Слизь, выделяемая клетками чехлика, обеспечивает его передвижение в почве. 25­ 1) Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, 2) осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность гречихи. 3) Человек получает двойную пользу: большой урожай гречихи и гречишный мед. 26­ 1) Уничтожение хищников приведет сначала к увеличению численности растительноядных рыб. 2) Из­за этого между ними усиливается конкуренция. 3) Быстро распространяются заболевания, что приводит к сокращению их численности. 27­ В соматических клетках диплоидный набор хромосом — 8 хромосом, 8 молекул ДНК. При овогенезе в анафазе мейоза I — 8 хромосом 16 хроматид. В интерфазе — репликация ДНК (число молекул ДНК становится вдвое больше). Далее I деление мейоза — редукционное, число хромосом и молекул ДНК на каждом полюсе клетки в анафазе I будет меньше вдвое (го­ мологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки). При овогенезе в профазе II — 4 хромосомы, 8 молекул ДНК. В телофазе I образуются две гаплоидные клетки, хромосомы двухроматидные (1n2с). После редукционного деления репли­ кации ДНК не происходит, число хромосом и молекул ДНК остается таким же (1n2c), как в те­ лофазе I. То есть в профазе II набор 1n2c. 28­ 1) в скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи; 2) гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, об­ разуя 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (аллели не сцеплены); 3) при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочета­ нию признаков.

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4

ЕГЭ. Биология. Вариант № 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018