ЕГЭ. Биология. Вариант № 6
Оценка 4.7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 6
Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
ВАРИАНТ 6.doc
Вариант 6 1. Живое от неживого отличается способностью   1) изменять свойства объекта под воздействием среды 2) участвовать в круговороте веществ 3) воспроизводить себе подобных 4) изменять размеры объекта под воздействием среды 2. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Живое от неживого отличается 1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды 2) способностью участвовать в круговороте веществ 3) способностью воспроизводить себе подобных 4) изменять размеры объекта под воздействием среды 5) открытость для веществ, энергии и информации 3. Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите ТОЛЬКО со­ ответствующее число. 4. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот, 1) участвуют в образовании плазматической мембраны 2) входят в состав хромосом 3) участвуют в гуморальной регуляции 4) осуществляют транспортную функцию 5) выполняют защитную функцию 6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме 5. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.  ХАРАКТЕРИСТИКА А) Мембранные органоиды отсутствуют. Б) Имеется клеточная стенка из муреина. В) Наследственный материал представлен нуклеоидом. Г) Содержит только мелкие рибосомы. Д) Наследственный материал представлен линейными ДНК. Е) Клеточное дыхание происходит в митохондриях.     ТИП КЛЕТКИ 1) прокариотическая 2) эукариотическая 6. При скрещивании жёлтого(А) гладкого (В) (дигомозигота) и зелёного (а) морщинистого (b) гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите генотип семян гороха в F1 7. Изменчивость, которая играет решающую роль в эволюции,   1) соотносительная 2) определённая 3) мутационная 4) экологическая 8. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.  ОРГАН, ТКАНЬ A) кишечник Б) кровь B) почки Г) лёгкие Д) хрящевая ткань Е) сердечная мышца ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК 1) энтодерма 2) мезодерма     9. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?   1) нерестовые миграции рыб 2) реакции инфузории на поваренную соль 3) сбор нектара и пыльцы пчелами 4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место 5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки 6) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц 10. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными ки­ шечнополостными, для которых эти особенности характерны  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СТРОЕНИЯ А) обитание в толще морской воды Б) обитание в полосе прибоя В) образуют колонии Г) не образуют колонии Д) имеют известковый скелет Е) не имеют известкового скелета     РАЗНЫЕ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ 1) медузы 2) коралловые полипы  11. Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наруж­ ного.   1) луб 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина 5) пробка 12. Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у человека. ВИДЫ КРОВИ 1) артериальная 2) венозная     ОТДЕЛЫ СЕРДЦА А) левый желудочек Б) правый желудочек В) правое предсердие Г) левое предсердие 13. Установите соответствие между особенностью ткани человека и тканью, к которой(­ым) эта особенность относится.  ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ A) межклеточное вещество сильно развито Б) клетки расположены плотно B) защищает подлежащие ткани Г) клетки могут ороговевать Д) может быть жидкой ТКАНЬ 1) соединительная 2) эпителиальная     14. Установите последовательность прохождения крови по малому кругу кровообращения.   1) левое предсердие 2) легочные капилляры 3) легочные вены 4) легочные артерии 5) правый желудочек 15. Известно, что подсолнечник масличный — важнейшее пищевое, кормовое, техническое растение. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. 1) Подсолнечник является однолетним травянистым растением. 2) Родина подсолнечника — Мексика, где его называли «цветком солнца». Поэтому под­ солнечник теплолюбивая культура и сеять его нужно весной, когда почва прогреется до 8­12 °С. 3) Соцветие подсолнечника — корзинка, плод­семянка. 4) Подсолнечное масло идет в пищу, на изготовление маргарина, из тертых семян полу­ чают халву. 5) Из стеблей и листьев подсолнечника производят силос и сенаж — корма для травояд­ ных животных. Так же используют жмыхи, остающиеся после выжимания масла. 6) Из подсолнечника можно делать бумагу, мыло, лакокрасочные материалы. 16. Установите соответствие между признаком ящерицы и критерием вида, к которому этот признак относят. КРИТЕРИЙ ВИДА 1) экологический 2) морфологический  ПРИЗНАК А) тело покрыто роговыми чешуйками Б) низ живота светлый В) питается насекомыми Г) обитает в степях, лесах, полупустынях Д) активный образ жизни ведёт с апреля по сентябрь Е) откладывает до 12 яиц      17. В водной экосистеме по сравнению с наземной   1) стабильный тепловой режим 2) низкая плотность среды 3) пониженное содержание кислорода 4) высокое содержание кислорода 5) резкие колебания теплового режима 6) низкая прозрачность среды 18. Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2)   А) прибрежная растительность Б) карп В) личинки земноводных Г) фитопланктон Д) растения дна Е) большой прудовик 19. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.   1) образование диффузной нервной системы 2) развитие коры мозга 3) возникновение переднего мозга 4) стволовая нервная система 5) узловая нервная система 20. Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного пе­ речня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных отве­ тов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.   Происхождение эукариот   Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли   в результате постепенного  усложнения строения архебактерий  и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою соб­ ственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Мито­ хондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).   Перечень терминов   1) паразитизм 2) симбиоз 3) органические вещества 4) энергия 5) прокариотический 6) эукариотический 7) хлоропласт 8) аппарат Гольджи 21. Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утвер­ ждения.    1) Если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I . 2) Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови. 3) Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа. 4) Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей. 5) Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы. 22. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания? 23.  Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого отдела скелета? 24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.   1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптацион­ ные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной груп­ пы. 3.  Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также отно­ сят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта. 25. Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный опад? 26. Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов. 27. Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите: А) Первичную структуру закодированного белка. Б) Процентное содержание различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях). В) Длину этого гена. Г) Длину белка.   28. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом. Генетический код (иРНК)   Тре­ тье осно­ вание У Ц А Г У Ц А Г Первое основание Второе основание У Ф е н Ф е н Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Ц С е р С е р С е р С е р П р о П р о П р о П р о А Г Ц и с Ц и с — Т р и А р г А р г А р г А р г Т и р Т и р — — Г и с Г и с Г л н Г л н У Ц А Г И л е И л е И л е М е т В а л В а л В а л В а л Т р е Т р е Т р е Т р е А л а А л а А л а А л а А с н А с н Л и з Л и з А с п А с п Г л у Г л у С е р С е р А р г А р г Г л и Г л и Г л и Г л и У Ц А Г У Ц А Г   Примечание от составителей сайта. Длина 1 нуклеотида — 0,34 нм Длина одной аминокислоты — 0,3 нм Длина нуклеотида и аминокислоты — это табличные данные, их нужно знать (к условию не прилагаются) Ответы Вариант 6:   1­ 3;  2­35;  3­ 540;  4­ 135;  5­ 111122;  6­ AaBb;  7­ 3;  8­ 122122;  9­ 136;  10­  122121;  11­ 51243;  12­ 1221;  13­ 12221;  14­ 54231;  15­ 456;  16­ 221112;  17­ 136;  18­ 122112;  19­ 14532;  20­ 5247;  21­ 13; 22­ Малярия распространена в заболоченных районах потому, что переносчиками болезни яв­ ляются комары, личинки которых развиваются в воде. Возбудителями малярии являются малярийные плазмодии, простейшие из класса Споро­ виков. 23­1) А – ключица; Б – лопатка 2) Пояс верхних конечностей 3) пояс верхних конечностей — опора, обеспечивает присоединение верхних конечно­ стей к осевому скелету   24­ 1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пре­ делах одной группы. 5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 25­ 1) Могут возникнуть пожары, погибают многие насекомые и беспозвоночные, уничтожа­ ются семена растений, кладки наземно гнездящихся птиц, повреждаются побеги молодых рас­ тений, замедляется их рост. 2) Усиливается эрозия почвы. 3) Нарушается экологическое равновесие, естественный круговорот веществ. 26­ 1) Внутривидовая — наиболее острая форма борьбы за существование, т. к. идет за одни и те же ресурсы. Преимущество получают особи, наиболее приспособленные к данным услови­ ям (происходит естественный отбор). 2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареа­ лах обитания двух видов этого не происходит. 3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую. 27­ А) Первая цепь ДНК: ЦТА­АТГ­ТАА­ЦЦА, поэтому и­РНК: ГАУ­УАЦ­АУУ­ГГУ. По  таблице генетического кода определяем аминокислоты: асп — тир — иле — гли­.  Б) Первая цепь ДНК: ЦТА­АТГ­ТАА­ЦЦА, поэтому вторая цепь ДНК: ГАТ­ТАЦ­АТТ­ГГТ. Количество А=8; Т=8; Г=4; Ц=4. Все количество: 24, это 100%. Тогда А = Т = 8, это (8х100%) : 24 = 33,3%. Г = Ц = 4, это (4х100%) : 24 = 16,7%.  В) Длина гена: 12 х 0,34 нм (длина каждого нуклеотида) = 4,08 нм.  Г) Длина белка: 4 аминокислоты х 0,3 нм (длина каждой аминокислоты) = 1,2 нм.   28­ 1) Генотипы родителей: матери — ХН Хh, отца — ХHУ; 2) генотип сына — ХhУ; 3) вероятность появления больных детей — 25% (сыновья), 25 % носители гена гемофи­ лии (дочери)   Дополнение. 25% сыновей — здоровы, дочери — все здоровы (ХН ХH, ХН Хh), но половина дочерей — носительницы гена гемофилии.

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6

ЕГЭ. Биология. Вариант № 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018