ЕГЭ. Биология. Вариант № 7
Оценка 4.7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
08.03.2018
ЕГЭ. Биология. Вариант № 7
Представлен вариант к ЕГЭ по предмету биология с учётом всех требований. Вариант содержит 28 заданий. В конце представлены ответы к тестовой части и подробный разбор заданий части № 2 для самопроверки. Вариант можно использовать для самообразования выпускникам или для проведения пробных экзаменов учителями.
ВАРИАНТ 7.doc
Вариант 7 1. Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости с помощью метода   1) физиологического      2) цитогенетического     3) гибридологического 4) анатомического 2. Основная функция митохондрий   1) редупликация ДНК      2) биосинтез белка        3) синтез АТФ 4) синтез углеводов 3. В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее количеству нук­ леотидов число. 4. Выберите особенности строения молекул белков.   1) состоят из жирных кислот 2) состоят из аминокислот 3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями 4) состоят из одинаковых по строению мономеров 5) представляют собой многоатомные спирты 6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул 5. Установите соответствие между структурами клеток и их функциями. 1) клеточная мембрана и 2) ЭПС:  ФУНКЦИИ   СТРУКТУРА КЛЕТОК 1) клеточная мембрана 2) ЭПС А) синтез белков Б) синтез липидов В) разделение клетки на отделы (компартменты) Г) активный транспорт молекул Д) пассивный транспорт молекул Е) формирование межклеточных контактов  6. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными AABB и рецессивными aabb признаками в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся феноти­ пов, в порядке их убывания 7. Какой из признаков характерен для модификационной изменчивости?     1) появляется случайно                      2) доминантный или рецессивный 3) наследуется                                     4) не наследуется 8. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.  СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки     ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК 1) эктодерма 2) мезодерма 9. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.               2) служит для проведения воды от корней к листьям 1) является основной тканью растения    3) клетки имеют сильно вытянутую форму 4) в клетках есть хлоропласты 5) стенки клеток утолщены 6) клетки живые 10. Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят – (1) Паукообразные или (2) Насекомые   А) пара усиков Б) органы дыхания – только трахеи В) 3 пары грудных конечностей Г) сложные глаза отсутствуют Д) у большинства видов имеются крылья Е) тело разделено на головогрудь и брюшко  11. Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровооб­ ращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.   1) правое предсердие         2) аорта 3) левый желудочек 4) лёгкие 5) левое предсердие 6) правый желудочек 12. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:   1) глюкозы;              2) аминокислот;           3) жирных кислот;             4) гликогена; 5) клетчатки;            6) углеводов. 13. Установите соответствие между функциями желез внутренней секреции и железами, которые эти функции выполняют  ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ А) секреция половых гормонов Б) контроль деятельности желёз внутренней секреции В) регуляция обмена солей и углеводов Г) секреция гормона роста Д) секреция адреналина Е) секреция норадреналина     ЖЕЛЕЗЫ 1) гипофиз 2) надпочечники 14. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы 2) увеличение объёма лёгких 3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка угле­ кислого газа 4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха 5) расслабление межрёберных мышц 15. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выбери­ те три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.   1) скелет археоптерикса 2) окаменевшие остатки древних моллюсков 3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития 4) отпечатки папоротников в пластах угля 5) схожесть строения клеток эукариотических организмов 6) общий план строения всех позвоночных животных 16. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.  ПРИСОСОБЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных   НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ   1) ароморфоз 2) идиоадаптация В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых  17. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит              2) цветение до распускания листьев 1) наличие воскового налёта на листьях                          3) образование многочисленных устьиц на листьях      4) способность накапливать воду в тканях 5) ярусное расположение организмов 6) глубоко уходящая в почву корневая система 18. Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами – (1) ав­ тотрофы либо (2) гетеротрофы:   А) могут захватывать пищу путем фагоцитоза Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ В) получают пищу путем фильтрации воды Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету Д) используют энергию солнечного света Е) используют энергию, заключенную в пище 19. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли пере­ численные классы животных.   1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы 20. Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившую­ ся последовательность цифр (по тексту) впишите в привёденную ниже таблицу. Кровь Кровь – это жидкая ________(А) ткань, состоящая из ________(Б) и ________(В), в которой растворены минеральные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тканевая жидкость обра­ зуют внутреннюю среду организма.  Перечень терминов   1) лимфа           2) форменный элемент           3) эритроцит           4) плазма 5) соединительный          6) тромбоцит           7) органический     8) вода  21. Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рожде­ нии и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младен­ цев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.  Изучите таблицу 1 и выберите верные утверждения: 1. Большинство детей при рождении имело вес от 2,5 до 3,5 кг. 2. Наименьшую раннюю смертность имели дети весом 4,5 ­ 5 кг. 3. На вес детей при рождении оказывает влияние давление естественного отбора. 4. Наименьшую раннюю смертность имели дети весом 2 ­ 2,5 кг. 5. На вес детей при рождении не оказывает влияние естественный отбор. 22. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах большого круга крово­ обращения. Какая кровь при этом образуется? 23.  К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Ука­ жите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса. 24. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления.        1) В 1883 г. И.  П.  Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в ос­ нове клеточного иммунитета. 2)   Иммунитет —   это   невосприимчивость   организма   к   инфекциям   и   чужеродным   веще­ ствам — антителам. 3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4) Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужерод­ ных агентов. 5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных орга­ низму антигенов. 25. Насекомые — самый распространённый и много численный класс животных. Какие особенно­ сти их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в при роде? Укажите не менее четырёх особенностей. 26. Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасенной в нём энергии? 27. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.   Генетический код (иРНК) Первое основание Второе основание   Тре­ тье осно­ вание У Ф е н Ф е н Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й И л е И л е И л е М е т В а л В а л Ц С е р С е р С е р С е р П р о П р о П р о П р о Т р е Т р е Т р е Т р е А л а А л а А Г Ц и с Ц и с — Т р и А р г А р г А р г А р г С е р С е р А р г А р г Г л и Г л и Т и р Т и р — — Г и с Г и с Г л н Г л н А с н А с н Л и з Л и з А с п А с п У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г В а л В а л А л а А л а Г л у Г л у Г л и Г л и 28. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохла­ тые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения зада­ чи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответы Вариант 7: 1­ 2;  2­ 3;  3­ 400;  4­ 236;  5­ 222111;  6­ 9331;  7­ 4;  8­ 11221;  9­ 235;  10­ 222121;  11­ 321645;  12­ 126;  13­ 211122; 14­ 12354;  15­ 124;  16­ 221122;  17­ 146;  18­ 212112;  19­ 341265; 20­ 52471;  21­ 13; 22­ 1) в капиллярах большого круга кровообращения кровь теряет кислород и насыщается угле­ кислым газом; 2) кровь из артериальной становится венозной. 23­ 1) подцарство — Простейшие (Одноклеточные); тип — Инфузории; 2) процесс — бесполое размножение; 3)   биологическое   значение   —   воспроизведение   организмов,   идентичных   родительской особи; увеличение численности; 4) тип деления клетки — митоз.   Примечание от сайта: Составители сайта считают что пункт 4 ­ это амитоз. Амитоз, или прямое деление, ­ это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образо­ вания веретена деления (хромосомы в световом микроскопе вообще неразличимы). Такое деле­ ние встречается у одноклеточных организмов (например, амитозом делятся полиплоидные боль­ шие ядра инфузорий), а также в некоторых высокоспециализированных клетках растений и жи­ вотных с ослабленной физиологической активностью, дегенерирующих, обреченных на гибель, либо при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п.   24­ 1) 1 — явление фагоцитоза открыл И.  И.  Мечников; 2) 2 — чужеродные вещества — это не антитела, а антигены; 3) 4 — специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена; 4) 5 — неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого ан­ тигена. 25­  1. Развитие с полным превращением позволило насекомым снизить конкуренцию за корм между особями на различных стадиях развития. 2. Крылья позволили насекомым освоить боль­ шие территории и быстро перемещаться. 3. Различные ротовые аппараты позволили насекомым приспособиться к питанию разнообразной пищей. 4. Сложные (фасеточные) глаза позволили им лучше ориентироваться в пространстве. 5. Хитиновый покров обеспечил им защиту. 6. Большое количество яиц в кладке обеспечило им высокую плодовитость и быструю смену поколений, что позволило им  быстрее  приспосабливаться к условиям внешней  среды.  7. Сложное поведение также способствовало их распространению в природе. 26­ 1. Часть вещества и энергия идет на построение новых клеток, т. е. на прирост. 2. Вещества и энергия тратится на собственные процессы жизнедеятельности (расходуется на обеспечение энергетического обмена или на дыхание). 3. Часть уходит с непереваренными остатками (растительная пища энергетически менее ценна, так как в ней содержится большое количество целлюлозы и древесины, не перевариваемых большинством животных), или как вариант — Часть просто не усваивается, например нет в организме ферментов, которые переваривали бы все вещества. 27­ ДНК ТАЦ ЦЦТ ЦАЦ ТТГ 1) По принципу комплементарности на основе ДНК находим иРНК; иРНК АУГ ГГА ГУГ  ААЦ. 2) По принципу комплементарности на основе иРНК находим тРНК; Антикодоны тРНК  УАЦ, ЦЦУ, ЦАЦ, УУГ. 3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК находим последовательность  аминокислот: мет­гли­вал­асн. 28­ У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский. По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак (а); зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген ХВ коричневая — Хb. 1) Определим генотипы родителей: самка — без хохолка с коричневым оперением —   А?Х♂ самец — хохлатый с зелёным оперением —  bY  aaХ♀ ВХ? Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с феноти­ пом — без хохолка коричневые — данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb. Итак, генотип самца   АaХ♂ ВХb   2)  Составляем  схему  скрещивания, для  удобства  необходимо воспользоваться  решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХb; aY а самец четыре типа: AХB; AХb;aХB;aХb 3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства: самки хохлатые зелёные — Aa ХBY самцы хохлатые зелёные — AaХBХb самки хохлатые коричневые — AaХbY самцы хохлатые коричневые — AaХbХb самки без хохолка зелёные —aaХBY самцы без хохолка зелёные —aaХBХb самки без хохолка коричневые —aaХbY самцы без хохолка коричневые —aaХbХb   4) Закономерности: По второму признаку (окраска оперения) — наследование сцепленное с полом (с Х­хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание.

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7

ЕГЭ. Биология. Вариант № 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018