ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
doc
биология
11 кл
25.03.2018
Представлена подборка материалов к заданию № 16 по теме: «Движущие силы эволюции» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на соответствие
задание 16.doc
Задание 16 «Движущие силы эволюции»
«Движущие силы эволюции»
1. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой:
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Носит групповой характер
Б) Носит индивидуальный характер
В) Наследуется
Г) Не наследуется
Д) Обусловлена нормой реакции признака
Е) Неадекватна изменениям условий среды
ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) Модификационная
2) Мутационная
2.Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами
ПРИЗНАК
А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене
Б) обусловлена изменением генов и хромосом
В) у потомков появляются рекомбинации генов
Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом
Д) у особей изменяется количество или структура ДНК
Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом
3.Установите соответствие между признаками отбора и его видами —
ПРИЗНАК
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды измене
ниями.
Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений.
В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследствен-
ными изменениями.
Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в
природе.
Д) Действует в природе миллионы лет.
Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособлен-
ности к среде.
Ж) Проводится человеком.
ВИД
1) мутационная
2) комбинативная
ВИД
(1) Естественный
(2) Искусственный
4.Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1) Движущий
2) Стабилизирующий
5.Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует в постоянных условиях среды
Б) сохраняет особей со средним значением признака
В) действует в изменяющихся условиях среды
Г) вызывает появление новой нормы реакции организма
Д) снижает уровень генетической изменчивости в популя-
ции
Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от
среднего значения признаками
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1) движущий
2) стабилизирующий
6.Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА
A) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды
Б) изменяет частоту встречаемости признака
B) сохраняет среднее значение признака
Г) действует в относительно постоянных условиях среды
Д) закрепляет новую норму реакции
ФОРМА ОТБОРА
1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неиз-
менными
7.Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он воз
никает.
ПРИЗНАК
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету
Б) сочетание генов родителей
B) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолето-
вых лучей
Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном пита-
нии
Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотно-
шении 1 : 1
Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией
8. Установите соответствие между характеристикой изменчивости организмов и её видом.
1) комбинативная
2) модификационная
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) возникает в результате изменений генотипа
Б) соответствует условиям среды и является приспособительной
B) проявляется в пределах нормы реакции
Г) возникает случайно у единичных особей
Д) обусловлена комбинацией генов и мутациями
9.Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его от
носят.
1) ненаследственная
2) наследственная
ПРИЗНАК
A) появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо
четырёх
Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях
B) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла
Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении
Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) мутационная
2) модификационная
10.Установите соответствие между примером изменчивости и её видом.
ПРИМЕР
А) изменение густоты шерсти у зайца зимой и летом
Б) появление слепого щенка в потомстве
В) увеличение массы тела овцы при усленном питании
Г) изменение интенсивности окраски шерсти у белки в течение года
Д) появление в потомстве щенка-альбиноса
Е) рождение детёныша обезьяны с лишним пальцем
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) мутационная
2) модификационная
11.Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Связана с изменением генов и хромосом.
Б) Не затрагивает генотипа.
В) Проявляется у отдельных особей.
Г) Изменения проявляются у всех особей вида.
Д) Изменения имеют случайный характер.
Е) Изменения имеют приспособительный характер.
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) наследственная
2) модификационная
12.Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) возникает при воздействии радиации
Б) формируется при слиянии гамет
В) обусловлена независимым расхождением пар хромосом
Г) обусловлена обменом генами между гомологичными хромосомами
Д) связана с увеличением числа хромосом в кариотипе
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) мутационная
2) комбинативная 13.Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора и фактора
ми, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАКТОРА
А) один из источников эволюционного материала
Б) представляет собой колебания численности популяций
В) действие фактора направленно
Г) обеспечивает селекцию генотипов
Д) носит случайный характер
Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ
1) популяционные волны
2) естественный отбор
14.Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости,
которую он иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями
Б) появление мыши-альбиноса среди серых мышей
В) формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе
Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей
Д) изменение размера кочана капусты в зависимости от интенсивности поли-
ва
ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) генотипическая
2) модификационная
«Макроэволюция»
1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в
настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический ре-
гресс:
вид организма
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
направление эволюции
1) мутационная
2) комбинативная
2.Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Био
логический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
3.Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической
эволюции.
ПРИСОСОБЛЕНИЕ
А) роющие лапы крота
Б) редукция пальцев на ногах копытных
В) возникновение полового размножения
Г) появление шерсти у млекопитающих
Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пусты-
не
Е) мимикрия у насекомых
НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
4.Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эво
люционного процесса.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
A) возникновение семени у растений
Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых
B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте
Г) утрата пищеварительной системы у цепней
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация Д) приспособленность растений к опылению ветром
Е) появление копыт у лошадей
5.Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллю
стрирующим эти примеры.
ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА
A) разнообразие пород голубей
Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши
B) строение глаза осьминога и человека
Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа до-
бывания пищи
Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки
ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
6.Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате кото
рого этот признак сформировался.
ПРИЗНАК
A) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
B) теплокровность
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
7.Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.
ПРИМЕР
А) разнообразие пород голубей
Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши
В) строение глаза осьминога и человека
Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добыва-
ния пищи
Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки
ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
8.Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом,
в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
А) ласты кита и роющие конечности крота
Б) крылья птицы и крылья бабочки
В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы
Г) разные формы клюва у вьюрков
Д) крылья летучей мыши и крылья совы
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
9.Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных измене
ний.
ИЗМЕНЕНИЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) появление лёгочного дыхания у земноводных
Б) удлинение клюва у насекомоядных птиц
В) редукция пищеварительной системы у цепней
Г) появление перепонок между пальцами у водоплавающих
Д) появление вторичной полости тела
у кольчатых червей
10.Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изме
нений.
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) дегенерация
ИЗМЕНЕНИЕ
А) удлинение ушей у зайцеобразных
Б) редукция зрения у кротов
В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей
Г) развитие маскирующей окраски у тигров
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) дегенерация Д) формирование хорды у хордовых
11.Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, кото
рому соответствует данная характеристика
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) ведёт к видообразованию
Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов
В) происходит в популяциях
Г) сопровождается мутационным процессом
Д) происходит в течение длительного исторического периода
Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом
(миллионы лет)
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1) микроэволюция
2) макроэволюция
«Макроэволюция/ароморфозы »
1. Установите соответствие между ароморфозом и типом животных, у которого он впервые появился.
АРОМОРФОЗ
A) вторичная полость тела
Б) расчленение тела на равные сегменты
B) деление тела на два или три отдела
Г) кровеносная система
Д) брюшная нервная цепочка
Е) наружный скелет из хитина
ТИП ЖИВОТНЫХ
1) Кольчатые черви
2) Членистоногие
2.Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился.
АРОМОРФОЗ
А) четырёхкамерное сердце у птиц
Б) костные челюсти у панцирных рыб
В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб
Г) пятипалая конечность у стегоцефалов
Д) матка и плацента у млекопитающих
Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся
ЭРА
1) палеозой
2) мезозой
3.Установите соответствие между группой животных и эрой, в которой эта группа возникла.
ЭРА
1) Палеозой
2) Мезозой
ГРУППА ЖИВОТНЫХ
А) Паукообразные
Б) Птеродактили
В) Птицы
Г) Бесчелюстные рыбы
Д) Сумчатые млекопитающие
Е) Стегоцефалы
4.Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе
эволюции и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
А) появление и расцвет приматов
Б) появление бактерий и простейших
В) появление зелёных водорослей
Г) появление красных водорослей
Д) расцвет простейших и кишечнополостных
Е) появление человека
ЭРЫ
1) архейская
2) протерозойская
3) кайнозойская
5.Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе
эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
А) возникновение первых птиц
Б) расцвет рептилий
В) расцвет моллюсков
Г) расцвет насекомых
Д) расцвет млекопитающих
ЭРЫ
1) палеозойская
2) мезозойская
3) кайнозойская Е) распространение птиц
«Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции»
1. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции — (1) гомологичные
органы либо (2) аналогичные органы:
А) усы таракана и рыбы сома
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) зубы акулы и кошки
Д) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти кошки и ногти обезьяны
2.Установите соответствие между уровнями организации жизни — популяционновидовой (1) и
биоценотический (2) — и явлениями, происходящими на этих уровнях.
A) внутривидовая борьба за существование
Б) межвидовая борьба за существование
B) хищничество
Г) миграции в поисках пищи
Д) забота о потомстве
Е) поток энергии
3.Установите соответствие между уровнями организации живого (биоценотический (1) или био
сферный (2)) и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.
A) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
B) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)
4.Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира,
который он иллюстрирует.
ПРИМЕР
A) филогенетический ряд лошади
Б) наличие копчика в скелете человека
B) перо птицы и чешуя ящерицы
Г) отпечатки археоптерикса
Д) многососковость у человека
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) сравнительно-анатомические
2) палеонтологические
5.Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот
пример относят.
ПРИМЕР
A) переходные формы
Б) гомологичные органы
B) рудименты
Г) единый план строения органов
Д) окаменелости
Е) атавизмы
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) палеонтологические
2) сравнительно-анатомические
6.Установите соответствие между работой учёного и его именем.
НАУЧНАЯ РАБОТА
А) разработал метод ментора в селекции
Б) инициатор создания крупнейшей коллекции семян культурных растений
В) сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости
Г) открыл центры происхождения культурных растений
Д) разработал метод получения полиплоидных гибридов
УЧЁНЫЙ
1) И. В. Мичурин
2) Н. И. Вавилов
3) Г. Д. Карпеченко 7.Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой
соответствует данный пример.
ПРИМЕР
ОСОБЕННОСТЬ
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
А) предплечье лягушки и курицы
Б) ноги мыши и крылья летучей мыши
В) крылья воробья и крылья саранчи
Г) плавник кита и плавник рака
Д) роющие конечности крота и медведки
Е) волосы человека и шерсть собаки
8.Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно про
исходит.
СОБЫТИЕ
А) мутационный процесс
Б) сукцессия
В) внутривидовая борьба за существование
Г) образование пищевых цепей
Д) свободное скрещивание особей
Е) круговорот веществ
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНИ
1) популяционный уровень
2) биогеоценотический уровень
9.Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в кото
рых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответ
ствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) палеонтологический
2) сравнительно-анатомический
«Микроэволюция»
1. Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых
они характерны — (1) морфологический либо (2) экологический:
2.Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых
они характерны — (1) морфологический либо (2) экологический:
А) органы чувств — одна пара щупалец
Б) коричневый цвет раковины
В) населяет пресные водоемы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закрученная
А) обитает в садах и огородах
Б) раковина отсутствует
В) тело мягкое мускулистое
Г) питается мягкими тканями наземных растений
Д) органы чувств — две пары щупалец
Е) ведет наземный образ жизни
3.Установите соответствие между особенностями биологической системы и системой, для кото
рой эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ
БИОСИСТЕМА
А) элементарная единица эволюции в соответствии с СТЭ
Б) представители могут никогда не встречаться в силу изоляции
В) вероятность скрещивания между членами группы максимально ве-
роятна
Г) распадается на более мелкие, обособленные группы
Д) ареал распространения может захватывать несколько континентов
4.Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.
1) популяция
2) вид
ЖИВОТНОЕ
A) медоносная пчела
Б) речной окунь
B) божья коровка
Г) колорадский жук
ТИП ОКРАСКИ
1) покровительственная
2) предупреждающая Д) белая куропатка
Е) заяц-беляк
5.Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он ха
рактеризует.
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
A) высокая плодовитость
Б) развитие органов чувств
B) развитие со сменой хозяина
Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков,
присосок)
6.Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
1) свободноживущие
2) паразиты
ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМА ОТБОРА
А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значе-
ния
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков
7.Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой.
1) движущая
2) стабилизирующая
ПРИМЕР ОТБОРА
ФОРМА ОТБОРА
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.
Б) Сокращается число растений клёна с короткими и очень длинными
крыльями у плодов.
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных ба-
бочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым
шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.
8.Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её
относят.
1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) обитание в постройках человека
Б) окраска покровов тела
В) расселение по берегам рек
Г) питание разнообразной пищей
Д)наличие конечностей копательного типа
Е) развитие слепой кишки
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) экологический
2) морфологический
9.Установите соответствие между примерами форм естественного отбора и формой отбора.
ПРИМЕР
А) появление роющих конечностей у крота
Б) ограничение высокой плодовитости у птиц
В) «индустриальный меланизм» у бабочек
Г) возникновение бактерий, устойчивых к антибиотикам
Д) сохранение новорождённых со средней массой тела
ФОРМА ОТБОРА
1) движущая
2) стабилизирующая
10.Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА
ФОРМА ОТБОРА
А) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды
Б) изменяет частоту встречаемости признака
В) сохраняет среднее значение признака
Г) действует в относительно постоянных условиях среды
Д) закрепляет новую норму реакции
Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменны-
ми
11.Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он
иллюстрирует.
1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор
ПРИЗНАК
А) зимнее оцепенение
Б) длина тела — 25–28 см
В) тело веретеновидной формы
Г) различия в окраске самцов и самок
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) морфологический
2) экологический Д) обитание на опушках лесов, в оврагах и садах
Е) питание насекомыми
12.Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример
иллюстрирует.
ПРИМЕР
СПОСОБ
ВИДООБРАЗОВАНИЯ
1) географическое
2) экологическое
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на
большой глубине озера
Б) обитание разных популяций чёрного
дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оле-
денением
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала
лиственницы сибирской на восток
13.Установите соответствие между примерами результатов естественного отбора и формами от
бора, к которым эти примеры относятся.
ПРИМЕРЫ
ФОРМА ОТБОРА
А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам
Б) сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными
крыльями семян
В) на фоне закопчённых деревьев, увеличивается количество тёмных бабочек
Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрст-
ным покровом
Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет
14.Установите соответствие между событием и процессом, в соответствии с законом Харди–
Вайнберга.
1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор
СОБЫТИЕ
ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ
А) мутационный процесс отсутствует
Б) отсутствуют миграции и эмиграция
В) число доминантных аллелей намного превышает число рецессивных
аллелей
Г) высокая гомозиготность популяций
Д) отсутствует давление естественного отбора
Е) идёт обмен генами с другими популяциями
15.Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, для
которых эти признаки характерны.
1) популяция эволюционирует
2) популяция считается «идеаль-
ной»
ПРИЗНАКИ
КРИТЕРИИ ВИДА
А) личинка развивается в воде
Б) раковина образована двумя створками
В) тело покрыто мантией
Г) питается водными организмами
Д) кровеносная система незамкнутая
Е) взрослое животное обитает в пресных
водоёмах
16.Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфинбе
лобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.
1) морфологический
2) экологический
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Хищники питаются разными видами рыб.
Б) Самцы на 6–10 см крупнее самок.
В) Животные освоили водную среду обитания.
Г) Величина тела — 160–260 сантиметров.
Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.
Е) Животные ведут стадный образ жизни.
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) морфологический
2) физиологический
3) экологический
17.Установите соответствие между примерами и возможными способами видообразования, кото
рые иллюстрируются данными примерами.
ПРИМЕРЫ
СПОСОБЫ
ВИДООБРАЗОВАНИЯ А) ранне- и позднецветущие популяции погремка на одном лугу
Б) подвиды тигров – амурский и бенгальский
В) популяции форели в озере Севан, различающиеся сроками нере-
ста
Г) возникшие в результате пищевой специализации виды синиц
Д) популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кав-
казе
18.Установите соответствие между признаком, характеризующим неясыть (семейство совиные) и
критерием вида
1) географическое
2) экологическое
ПРИЗНАК
А) голос самки – раскатистая басовая трель
Б) питается мышевидными грызунами
В) гнездится в смешанных лесах
Г) охотится ночью
Д) в кладке 2-6 белых яиц
Е) птенцы насиживаются самкой 30 суток
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) физиологический
2) экологический
19.Установите соответствие между факторами видообразования и его способом.
ФАКТОР
СПОСОБ
А) полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещива-
ния
Б) различия в местах обитания
В) разделение ареала на фрагменты
Г) обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Восто-
ке
Д) пищевая специализация
20.Установите соответствие между признаком ящерицы и критерием вида, к которому этот при
знак относят.
1) географический
2) экологический
3) гибридогенный
ПРИЗНАК
КРИТЕРИЙ ВИДА
А) тело покрыто роговыми чешуйками
Б) низ живота светлый
В) питается насекомыми
Г) обитает в степях, лесах, полупустынях
Д) активный образ жизни ведёт с апреля по сентябрь
Е) откладывает до 12 яиц
«Происхождение человека»
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует.
1) экологический
2) морфологический
ПРИМЕР
A) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
B) речь
Г) абстрактное мышление
Д) сознательная трудовая деятельность
Е) популяционные волны
ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА
1) биологический
2) социальный
2.Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он харак
терен.
ПРИМЕР
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система
ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА
1) биологический
2) социальный
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
ЕГЭ. Биология. Задание 16 «Движущие силы эволюции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.